Сын Атамбаева подал в суд на генпрокуратуру
Если НСОД перестанет существовать, то это будет означать победу олигархической экономики. Будет потерян шанс на эволюционное изменение политической и экономической систем, и тогда о мирных либеральных реформах можно будет надолго забыть. Это дал понять в интервью exclusive.kz МухтарТайжан, член экономической группы Национального совета общественного доверия.
— Чем сейчас занимается НСОД? Вот недавно Токаев дал понять, что он не очень доволен качеством отечественных экономистов. Кого он имел в виду?
— Я не знаю, кого он имел в виду, но думаю, что правительственных экономистов. Что касается экономической группы НСОД, то тут достаточно известные экономисты: Ораз Джандосов, Рахим Ошакпаев, Канат Нуров, Багдат Мусин, Арманжан Байтасов, Дания Есбаева, Болат Палымбетов, Қаирбек Арыстанбеков и др.
В НСОД есть известные и профессиональные адвокаты и правозащитники, такие как Айман Умарова и Жеміс Турмагамбетова, которые занимаются вопросами декриминализации одиозных статей УК, по которым сидят политические заключенные и журналисты. Политическим блоком реформ занимаются известные политологи, такие как Андрей Чеботарев, Марат Шибутов, Айдос Сарым и Гульмира Елеуова. Кроме того, в НСОД есть очень опытные и авторитетные общественные деятели, как Сейдахмет Құттықадам и Жәнібек Қожық, которые в политике Казахстана еще с конца 1980-х годов. Есть известные ФБ сообществу Мурат Абенов и Арман Шураев. Всех этих и других людей вряд ли можно назвать «артистами, которые занимаются спектаклем», как некоторые позволили себе выразиться в Вашем издании. Кто так выражается о НСОД, пусть сами сначала делом, а не словами, покажут, на что они способны в реальной казахстанскоцй политике.
Скажу за экономическую группу. Мы разработали довольно серьезный список предложений и по каждому из них идут серьезные баталии. Я публиковал их на своей странице ФБ.
— Да, я читала, это действительно набор чрезвычайно важных, очень неотложных мер, но они не предполагают каких-то системных изменений.
— Вы действительно считаете, например, сокращение квазигосударственного сектора не достаточно концептуальным изменением? А вот госорганы с вами не согласны. И очень сильно сопротивляются. Несмотря на то, что разговоры об экстремально высоком присутствии государства в экономике идут уже давно. Именно по этой причине у нас и не развивается экономика. Сейчас мы анализируем список госкомпаний – их больше 800. В основном это дочки и внучки холдингов Самрук- Казына, Казагро и Байтерек. Они не нужны. В 90-е годы естественные монополисты напрямую подчинялись правительству и результаты были лучше, чем сейчас. Бюджет страны все равно не имеет доходов от их деятельности, а вот содержание этой огромной армии влетает в копеечку.
Или вы считаете не концептуальным земельный вопрос? Вот мы настаиваем на том, что земли сельскохозяйственного назначения должны оставаться в государственной собственности и передаваться в аренду только гражданам Казахстана. Но, главное, земельные отношения должны быть абсолютно прозрачными, а для этого нужен космомониторинг. А это революционная вещь в земельных отношениях. Буквально на днях Токаев заявил, что необходимо освобождение земли от латифундистов. Вы до сих пор слышали когда-нибудь такие заявления? И вы себе даже не представляете, какое огромное сопротивление идет не только со стороны госаппарата, но и тех самых латифундистов. Коррупция — это дорога с двойным движением. Коррумпирован не только чиновник, но и крупный бизнесмен. Только в их союзе рождается коррупция. Вы думаете, у них вдруг прекратились эти коррупционные связи, которые нарабатывались 30 лет? Да они уже все породнились давно! Поэтому, наше предложение в 20 раз увеличить налогообложение не используемых земель воспринято с трудом. Это тоже сильно ударит по карманам латифундистов, а они не последние люди в нашей стране, мягко говоря.
— А какие контраргументы приводятся со стороны ваших оппонентов?
— Самые вздорные. Например, зачем увеличивать налогообложение не используемых земель, если их невозможно выявить? И с формальной точки зрения они правы. Потому что до сих пор используемость земель проверялась земельными инспекторами, то есть это человеческий фактор. А это всегда «свой, местный, родственный» человек, который в реальности ничего не проверяет. Зачастую вместо проверки ему накрывают щедрый дастархан, баню и т.д. При обсуждении даже пытались столкнуть лбами представителей разных регионов: дескать, решение о вашей земле будет приниматься в Астане. Или, что еще более абсурдно, космоснимок не дает объективной информации. Опять дилетантство. Вокруг земли крутиться около трех тысяч спутников. Для них эта информация не главная и поэтому они дают ее в свободный доступ. Это инфракрасный луч низкого, среднего и высокого разрешения, (дистанционное зондирование земли), и он дает исчерпывающие данные, которые не подделаешь. Допустим, у одного человека в Мангыстауской области 2 млн. гектар. Это три Латвии. Космомониторинг – это революция в земельных отношениях и поэтому против нас, НСОДовцев, очень серьезные силы работают, в том числе и в общественном поле.
А ведь многочисленные социологические опросы уже много лет называют земельные отношения наиболее непрозрачными и коррупционными в стране Вот поэтому у нас идут многочасовые баталии, иногда переходящие на личности. Сопротивление было настолько мощным, что мне в какой-то момент пришлось даже пригрозить организацией митинга, если не будет решен земельный вопрос. Но сейчас Токаев четко расставил точки над и.
— Каков механизм принятия решения?
— Сначала «рвем глотки». Потом готовится приказ, который должен быть согласован со всем правительством и НПП Атамекен. Сейчас мы на стадии согласовании приказа о космомониторинге. Это достаточно объемный и подробный документ. Я полон надежд, что до конца года он вступит в законную силу. Что касается решения земельного вопроса в принципе, то нам нужен новый Земельный кодекс. Кодекс 2003 года совсем устарел. Но это дело уже следующего года.
— Вам не кажется, что Администрация президента все чаще начинает работать как исполнительный орган? Когда-то их полномочия были разделены. Администрация занималась стратегическими вопросами, а оперативными – правительство. Каковы сейчас отношения между АП и правительством?
— Я убедился, что экономический блок Правительства в целом не хочет изменений. Оно уверено в правильности своей экономической политики, а мы — наоборот. На заседаниях НСОД правительство представлено на уровне вице-министров. Модерирует заместитель руководителя АП Тимур Сулейменов. Ни одно наше предложение не было воспринято плавно. Все надо было доказывать. Сейчас до сих пор окончательно не решен вопрос о банкротстве физических лиц. Сейчас более 4 млн казахстанцев имеют кредиты, очень большая часть которых имеют просрочку больше трех месяцев. Более 2 млн казахстанцев официально живут за чертой бедности. Отсюда и рост суицидов, разводов. Понятно, решение о банкротстве физлиц должен принимать суд после тщательной проверки. Но правительство считает, что эта мера приведет к росту иждивенчества. То есть, когда оно ежегодно выделяет миллиарды долларов банкам и латифундистам, это нормально, а теперь, когда заходит речь о бедных, оно вспоминает про иждивенчество! Мы им говорим: давайте откажемся от двойных стандартов! И наконец, то, что человек оказался в таком финансовом положении – это же на 90% вина экономической деятельности правительства. Вы не даете ему землю пасти скот, не создаете рабочие места, проводите почти ежегодную девальвацию, и после этого не хотите ему дать возможность обратиться в суд за банкротством? А вот во всем мире закон о банкротстве физических лиц есть. И никто не считает это стимулированием иждивенчества.
— Догадываюсь, что аналогичное обвинение вы получили после предложения отмены учета доходов при выдаче АСП? Бизнесмены жаловались, что их рабочие ушли со своих мест, предпочитая просто получать адресную социальную помощь.
— Вот поэтому мы и предлагаем не учитывать доход при начислении АСП. Не вынуждать людей бросать работу, разводиться, искусственно сокращать свои доходы. Людей поставили перед выбором – или работа, или АСП. А такого быть не должно. Помощь многодетным должна быть безусловной.
Или вот еще пример – мы требуем открыть для общего доступа результаты проверок квазигоссектора Счетным комитетом. Выложить в открытый доступ итоги консалтинговых исследований госорганов. Попросили открыть реестр всех займов, кредитов, прямых и иностранных инвестиций всех крупных партнеров – Китая, США, России. Произвести анализ рынка на предмет искусственно созданных монополий. Уверен, Правительство обязано согласиться с этими нашими требованиями. Например, мы подняли тему РОП – с какой стати госутильсбор платится на счета частной компании? То же самое СК Фармация… В каждой отрасли сидит пробка в виде монополиста, закупорившая развитие рынка, и ничего не двигается.
Кроме этого, мы настаиваем на выравнивании должностных окладов казахстанских и иностранных рабочих за одинаковую работу. Сегодняшнее положение – это прямая дискриминация, и с этим согласились все члены рабочей группы. А вот предложение о замене коррупционного НДС на налог с продаж вряд ли будет принято. По сути, это означает капитальную революцию налогообложения.
Есть ряд мер, которые должны быть приняты. Например, пора прекратить абсурдное наказание за неосвоение бюджетных средств. Нельзя наказывать за экономию денег. Или, например, официальные ответы налоговых органов должны иметь законную силу и не должны подлежать пересмотру. Здесь фискалы идут нам навстречу, создавая совет аудиторов и налоговиков, заключение которых не может быть пересмотрено. Это очень большая помощь для бизнеса. Мы также выступаем за отмену принципа госзапкупок по наименьшей цене. Это убийственная вещь для нашей экономики. В подавляющем количестве случае демпинг ведет к тому, что нет ни денег, ни результата. Тендеры на одну и ту же услугу или товар объявляются ежегодно даже там, где за счет баланса качества и цены можно это делать один раз в несколько лет.
А это только экономическая часть. За каждым из предложений стоят огромные многочасовые дискуссии. А ведь еще есть политическая часть, о которой вы можете спросить коллег из политической группы. Мы действительно не артисты, чтобы с квадрокоптеров снимать каждый свой шаг. Мы работаем не для хайпа на ФБ, и не на мнение отдельных медийных личностей. Мы работаем на жизненный интерес миллионов граждан, которых даже нет в соц сетях. Но мы помним об их интересах. Очень надеюсь, что наша 3-х месячная работа закончится конкретными результатами. Все покажет декабрьское заседание с участием президента.
— Ну вы понимаете, что НСОД сильно ссорит первого и действующего президентов? Вот, например, вы выступили за сокращение квазигоссектора, а Елбасы буквально на днях сказал, что тот же Самрук-Казына очень нужен Казахстану.
— Я бы сказал так: с самого начала было ясно, что мы начинаем делать вещи, которые поменяют нашу действительность. Когда я начал работать в земельной комиссии, против меня открыли надуманное уголовное луковое дело, которое закрылось сразу с прекращением работы Земкома, за отсутствием состава преступления. Но я 3 месяца после астанинских заседаний ехал в Капчагай давать обьяснения. Это такой способ держать на психологическом крючке. Точно также сейчас я вижу, как с первых дней работы идет торпедирование и попытки дискредитации работы НСОД. Включайте критическое мышление. Кому не нужны реформы, которые мы предлагаем? Квазигоссектору, латифундистам? Ведь в результате нашей работы кто-то не досчитается своих пустующих земель, субсидий и тендеров – мы наступаем на горло многим. И у этих сил есть свои люди и в общественном поле. Коррупция не бывает односторонней….
— В мессенджерах регулярно стали появляться выдержки из якобы из аналитических записок, подготовленных для Путина. В последней из них говорится о том, что крупнейшие казахстанские компании готовят серию забастовок с требованием поменять Токаева. Как бы вы это прокомментировали? Это тоже метод давления?
— Я уверен, что это очередная «утка». Не первая и не последняя. Вспомните, какой хайп поднялся вокруг 184 приказана пустом месте. Любой мыслящий человек увидит, что в приказе есть пункт номер четыре, в котором написано, что президент вправе принимать кадровые решения без процедуры согласования. Любые назначение всегда проходили череду согласований. Но это не значит, что без какого-то отдела совбеза президент не может принять кадровое решение. Токаев уже назначил акимов трех крупнейших городов, ЗКО, Караганднской области, создал министерство экологии, поменял министра образования, иностранных дел, вице-министра, госсекретаря и тд… Так что хайп вокруг 184-го приказа — это утка.
Точно также летом запустили утку, что НСОД собирается отменять мораторий для продажи с/х земли иностранцам. Это в то время, когда в НСОД сидят несколько человек, которые выходили за землю в 2016 году. Так что не верьте хайпам и уткам, а смотрите на факты. Результаты работы НСОД за 3 месяца будут обьявлены в начале декабря президентом Токаевым. Тогда и станет ясно, был ли смысл в НСОД. Сейчас делать однозначные выводы еще преждевременно.
Комментариев пока нет