Белорусы не хотят в Союз
Жарас Ахметов
Все проблемы крупнейшего мегаполиса Казахстана не уникальны. В мире уже есть рецепты их решения. Проблема, как всегда, в том, действительно ли мы хотим их решить?
Транспортный коллапс
Нет алматинца, который бы не жаловался на транспортные проблемы города. И все попытки их решить вызывают только еще большее раздражение.
Но есть в мире города, которые справились с организацией работы транспорта. Вот что пишут Ю.В. Трофименко и М.Р. Якимов в своей монографии «Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов» об одном из таких городов.
В Куритибе (Бразилия) основой движения является общественный транспорт. При этом всего автотранспорта (включая личный) здесь в 2,5 раза больше, чем в крупном российском городе наподобие Перми, населения – в 1,5 раза больше, а площадь города – в 2 раза меньше. Тем не менее визуально пробок на дорогах незаметно.
По основным структурным осям города трассированы восемь главных улиц, несущих 80 % всего объема транспортного движения в городе. По осевой линии каждой центральной улицы выделены полосы для приоритетного движения автобусов, крайние правые полосы используются для местного проезда; на двух других улицах, расположенных справа и слева от центральной, организовано одностороннее движение в 3–4 полосы. Все светофорные объекты города (порядка 1000 единиц) управляются централизованно в рамках единого алгоритма координации.
Создается впечатление, что планировка города и правила землепользования и застройки подчинены одной центральной идее – созданию высокопроизводительной транспортной системы. В частности, концентрация жилья и мест приложения труда была предусмотрена вдоль транспортных структурных осей города, причем многоэтажная застройка любого назначения допускалась исключительно в зоне пешеходной доступности линий общественного транспорта.
Было введено и жестко исполнено чрезвычайно полезное правило: город продает под новую застройку либо под реконструкцию (снос) старой застройки не земельные участки, как таковые, а конкретные лоты с четко лимитированной функциональной нагрузкой по назначению (жилые, офисные, торговые площади), этажности, расчетной населенности и (или) количеству мест приложения труда и т.п.
Пределы допустимой нагрузки определяются наличными резервами пропускной способности дорог и провозных возможностей общественного транспорта. Новые лоты выставляются на продажу по мере продвижения на периферию города сетки дорог и линии общественного транспорта. Исторический центр города был сохранен; одна из центральных магистралей не только не была расширена, но и вовсе превращена в пешеходную улицу.
Таким образом, даже город Куритиба с совершенной системой публичного транспорта имеет пешеходные улицы.
Теперь понятно, откуда скопировали автобусное движение по Тимирязева (источник: https://hasta-pronto.ru/curitiba/).
Только забыли, что у бразильцев все устроено немного по-другому. На фото схема трех параллельных улиц (источник: http://obd.altstu.ru/o-transporte/transportnaya-sistema-g.-kuritiba.html). И автобусная линия запущена по одной из магистральных улиц.
Надо признать, что при существующей системе улично-дорожной сети в Алматы реализовать что-либо подобное будет очень сложно и закончится все, скорее всего, фиаско. Город нуждается в совершенно новом плане территориального развития. Транспортная система Куритибе появилась в результате нового плана городского развития в 70-е годы прошлого века.
Борьба с преступностью
Сегодня Алматы считается самым криминальным городом в Казахстане. В обществе обсуждаются самые различные способы реорганизации полиции с тем, чтобы она эффективнее боролась с преступностью.
Пабло Эскобар, наркомафия, Медельин – понятия, тесно связанные между собой. Медельин, столица Медельинского картеля, во главе которого стоял Пабло Эскобар, в начале 90-х годов прошлого века был одним из самых опасных городов мира. Вот что пишут о нем сейчас во Всемирном докладе по мониторингу образования, подготовленным ЮНЕСКО в 2016 г.
Преобразование Медельина из одного из самых преступных в один из наиболее инновационных городов мира произошло благодаря социальным переменам, движимым образованием. Стратегия мэра Серхио Фахардо в 2004 году Medellín, la más educada (Медельин — самый образованный) заключалась в участии населения в планировании инвестиций и распределении средств. Коммунальные предприятия Медельина стали основным источником стабильного финансирования для постройки школ, торговых центров, парков и метро, а также финансирования городских реформ под руководством последующих мэров. Инвестиционные программы были направленны на борьбу с преступностью и насилием в наиболее бедных и жестоких районах посредством комплексного городского планирования, включая транспортные системы, инновационные здания, выполняющие роль учебных пространств, и, что особенно важно, строительство 120 новых государственных школ и 9 библиотечных парков. Рост преступности и насилия за последние 20 лет значительно снизился благодаря городским реформам. Чтобы сократить неравенство, Фахардо сфокусировал свое внимание на улучшении государственного образования вместо поддержки частного образования, веря, что «государственное образование должно быть двигателем социальных перемен». Власти задействовали коммерческие предприятия, университеты и частные школы для улучшения государственной системы образования и выделили на образование до 40 % городского бюджета. Город развил сеть библиотек, что способствовало социальному взаимодействию и интеграции, и дал возможность получения образования маргинализированным группам. Библиотеки стали красивыми и символическими общественными центрами, призванными повысить самооценку детей из малоимущих семей и обуздать насилие. Испанская библиотека, стратегически расположенная на вершине холма, стала местной достопримечательностью, визиткой общественного достояния и присутствия в месте, когда-то принадлежавшем преступным группировкам. С 2012 года государственные коммунальные предприятия должны были выделять 7 % годового дохода на поддержание городского плана по развитию науки, технологий и инноваций. Медельин — это единственный город в Латинской Америке с таким планом, который имеет прочное основание для развития здравоохранения, энергетики и ИКТ-структур.
Ниже фотографии Испанской библиотеки (источник фото и комментариев к ним: https://www.radidomapro.ru/ryedktzij/gosudartsvo/proekty/architektura-pobedivschaia-prestupnostig-slajd-sc-2253.php)
Эти валуны не остатки древней цивилизации, а библиотечный комплекс «Biblioteca Parque Espana» в колумбийском городе Медельин. Его строительство стало первым шагом мэра города Серхио Фахардо и архитектора Джанкарло Маццанти к превращению второго по величине и значимости и крупнейшего промышленного центра в Колумбии из столицы мирового наркобизнеса в безопасное и комфортное для жизни место.
В трех корпусах комплекса размещаются ремесленный центр, собственно библиотека и театр. «Biblioteca Parque Espana» открыта круглосуточно — ведь у всех горожан разные часы работы и отдыха, а здание должно использоваться. Архитектура должна быть элементом городского пейзажа, убежден Джанкарло Маццанти. Спроектированный им комплекс органично смотрится в джунглях.
Из отчета Ильи Варламова. Трущобы Медельина
Одним из способов борьбы с преступностью было повышение транспортной связности трущоб и остального города. Трущобы, расположенные на холмах, связали и канатной дорогой, и сетью эскалаторов с остальным городом.
Медельин отнюдь не стал раем на Земле, у него все еще много проблем. Но два подхода: культурное и образовательное развитие депрессивных районов и активное вовлечение горожан в обсуждение инвестиционных планов – достойны подражания.
Борьба с бедными окраинами
Наличие депрессивных районов – беда многих городов. Не избежала ее и Алматы. В Стратегическом плане развития ее предлагают решать через полицентричность. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Полицентричность без децентрализации – деньги на ветер».
О том, как проблему диспропорции развития решают в г. Атланта, штат Джорджия, США из книги В.Л. Глазычева «Урбанистика».
В 70-е – 80-е годы прошлого века Атланта переживала процесс деградации, связанный с исходом белого населения. Перелом произошел в начале 90-х, когда город стал готовиться к проведению олимпийских игр и принял первый стратегический план развития. Первоначально упор был сделан на создание условий, благоприятных для развития науки. К концу 90-х Атланта стала превращаться в место концентрации наиболее талантливой научной молодежи.
C 1999 г. принимается оперативный Ежегодный план развития, определяющий текущую политику реконструкции 24 жилых районов («соседств») и коммерческих ареалов, с учетом их объединения в выборные округа. Соответственно, Стратегический план разрабатывался, с учетом поступления грантов от федеральных программ жилищного строительства и развития городов, в режиме последовательной отработки ежегодных «консолидированных» планов, на основе заявок от предпринимателей и сообществ граждан (выделено мной, Ж.А.). Лето отводится для публичного обсуждения поправок к плану, которые вносятся в него осенью.
Ключевой задачей стратегического плана было определено преодоление резкого дисбаланса между северными и южными «соседствами» Атланты и прилегающих графств. Этот контраст сложился исторически, как наследие расовой сегрегации в южных городах. В результате на севере сосредоточены «чистые» производства, привлекающие, как правило, высококвалифицированное белое население. Отсюда здесь высокие цены на недвижимость, дефицит доступного жилья, уплотнение застройки, дорожной сети, производств и как следствие сокращение зеленых ареалов, нарушение экологического баланса территории.
На юге города исторически сосредоточены «грязные» производства, неквалифицированная рабочая сила, недоразвитая инфраструктура, слабая система образования. И здесь нарушен экологический баланс, но уже за счет санитарного состояния территорий и производств.
Срединная зона между севером и югом, как обычно в США, признана «мертвой зоной», поскольку новый бизнес стремится пропускать ее, устремляясь в более дешевую южную зону. Естественно, что та же диспропорция характерна для графств, которые примыкают к городу с севера и с юга.
Задача стратегического плана заключается в стимулировании центров развития на юге и в серединной зоне; стимулировании повышения плотности жилья вокруг многофункциональных промышленно-коммерческих ядер; в устройстве системы зеленых коридоров, связывающих ядерный город и регион. Наряду с оптимизацией дорожной сети, ставится задача определения особенностей урбанистического развития каждого из четырех графств в опоре на исследование их исторической и культурологической специфики.
Атланта, до недавнего времени бывшая изрядной провинцией, быстро обретает сочетание внешнего лоска с подлинным комфортом проживания, что привлекает в город все новых жителей.
Про решение экологических проблем любят много говорить, но не любят много делать. Но есть города, которые во главу угла ставят экологию, прилагают определенные усилия и в итоге даже признаются экологически чистыми.
Решение экологических проблем
Про то как промышленный город, расположенный в центре Англии, получил звание экологически чистого из книги Чарльза Лэндри «Креативный город».
Лестер стал британским «Экологическим городом» в 1990 году. Для присвоения этого титула требуется творческое выполнение обязательств по устойчивому городскому развитию. Решение этой задачи привело к переосмыслению всей системы управления и использования ресурсов (выделено мной, Ж.А.). Так, в городе были созданы специальные аналитические группы, объединившие представителей государственного, частного, общественного и академического секторов, а также открыт Центр исследования достижений. В рамках программы «Экологический город» были проведены экологические исследования, в результате которых закупочная стратегия Городского совета стала более «дружелюбной к природе». Был открыт демонстрационный «Экодом», способствующий снижению энергопотребления в муниципальных зданиях на 16% за десять лет, а промышленные предприятия получили гранты на озеленение. Были установлены энергосберегающие уличные фонари и проведено специальное исследование, посвященное роли 4000 частных садиков для городской природы. Двести благотворителей сделали «зеленые вклады» для сбора годного к переработке мусора по всему городу.
Не знаю, была ли у Лестера своя ТЭЦ 2, но, думаю и эту бы проблему решили, как решают ее в штате Калифорния США. Отрывок из презентации Deloitte «Обзор примеров успешной реализации экологических инициатив за рубежом».
Региональный опыт, штат Калифорния
Поэтапное внедрение программы по энергосбережению и сокращению выбросов, в частности:
- выплата дотаций компаниям, производящим энергосберегающие технологии, до 5 млрд долл. США в год. Ожидаемый эффект ― 10 млрд долл. США в год;
- сокращение выбросов СО2 в атмосферу к 2025 году в 2 раза по сравнению с 2012 годом, в том числе полный отказ от использования угля при генерации электроэнергии;
- ограничение потребления энергии бытовыми приборами, в том числе введение запрета на использование ЖК-телевизоров с диагональю более 40 дюймов. Ожидается, что экономия составит до 8 млрд долл. США за 10 лет;
- с 2005 года все коммерческие строения должны быть белого цвета и с плоскими крышами;
- по оценкам экспертов, c 1970 года затраты сократились до 65 млрд долл. США.
В результате для населения Калифорнии счет домохозяйства на электроэнергию составит на 25% меньше по сравнению со средним показателем по стране
Все эти истории объединяет одно: единая воля и жителей города, и городских властей решить стоящие проблемы. И хотя у нас декларируют привлечение горожан к решению городских проблем, дальше декларации и формальных жестов дело не идет.
Другое, что объединяет – это комплексное решение проблем. Ни одна из них не решается сама по себе. Проблемы надо рассматривать во взаимосвязи и взаимовлиянии. Решать их надо все вместе.
Комментариев пока нет