За что проголосовали россияне по отношению к Казахстану?
В минувшую субботу вступили в силу поправки в Конституцию РФ, по итогам которой Путин станет не только бессменным правителем. Мало кто заметил, что Россия только что «узаконила» претензии к соседям.
Некоторые отечественные горе-политологи заверяли, что это внутреннее дело России и не стоит его обсуждать, латентно демонстрируя синдром «младшего брата». Другие комментаторы, напротив, слишком «близко к сердцу» восприняли это действо. Но что же на самом деле случилось с нашим северным соседом, его народом и как это отразится на нас? А то, что отразится – уже не вызывает никаких сомнений.
Старыми методами
Наверное, не стоит пересказывать всю историю конституционной реформы, отметим лишь, что она была стремительной, а также напомним несколько важных, на наш взгляд, моментов. Если говорить про хронологию, то стоит начать с пандемии. По большому счету, она оказала Кремлю неплохую услугу – можно было растянуть сам процесс голосования и лишить возможности контролировать процесс голосования независимыми наблюдателями. Сначала референдум был задуман в апреле, но президент всея Руси, как с барского плеча, перенес процесс волеизъявления своих подданных на конец июня (как и Парад Победы).
Заодно было решено провести не референдум, а пресловутое голосование, и не за один световой день, а за неделю. В общем, под соответствующее законодательство сие действо не попадало и для разного рода фальсификаций, в первую очередь, вброса «нужных» бюллетеней, возможностей было больше, чем обычно. Но мы сейчас не будем это обсуждать, так как изначально было ясно, что основная интрига заключалась в процентном отношении победы Кремля, а не в том, будет ли она вообще. Поэтому можно было даже в какой-то мере понять российскую оппозицию и гражданское общество, решивших бойкотировать голосование.
Если же говорить о самих поправках, то их общее количество достигло 206. Вряд ли даже самый подкованный россиянин мог бы назвать с ходу хотя бы пятую их часть, но в этом и заключалась вся хитрость. Кстати, у нас изменения и дополнения в Конституцию превратились в некую национальную игру Акорды, правительства и парламента (причем, все три игрока на одной стороне), а реформы 2016-17 годов, насколько помнится, затрагивали около 70 пунктов. Но Кремль нас перещеголял, предложив их в три раза больше и, соответственно, больше шансов, что граждане и политики не заметят другого «редактирования». Особенно много споров (а точнее, разновидностей критики – от проклятий, до высмеивания) возникло вокруг так называемого обнуления сроков ныне действующего президента. Но создалось ощущение, что большинство наблюдателей, как внутри России, так и за ее пределами, даже не читали все другие «дополнения и изменения», а их, напомним, более двухсот. Поэтому можно выдвинуть версию, что этот пункт, внесенный депутатом-космонавтом Валентиной Терешковой, нес в себе не только возможность безграничного правления Владимира Владимировича, но и неким способом отвлечь внимание от всех других.
Вообще, как заметили российские и европейские наблюдатели, Путин мог продолжить управлять страной и через Госсовет, который также укрепит свои позиции через поправки. При этом, никто до сих пор не может сказать, какова будет его структура и функции (еще соответствующего закона даже нет), а сам Владимир Владимирович намекнул на появление двоевластия в стране в связи с ростом влияния Госсовета.
За Родину! За Путина!
В целом же поправки, касающиеся государственного управления, призваны ужесточить власть центра (учитывая, что РФ все же федеративное государство), в частности, именно нынешнего хозяина Кремля. Усиливается влияние президента на регионы, на судебную власть, на правительство и, конечно же, на внутреннюю политику, идеологию и умы россиян. По сути, прошедшее голосование было неким тестом на любовь к Путину – такую любовь, что прощаешь ему все, даже безумные и преступные поступки и, при необходимости, готовность встать на его защиту «до последней капли крови».
Например, норма о том, что теперь международное законодательство уходит на второй план после российского, явно подчеркивает это. На практике это может означать, что теперь российским «вагнерам» и их идеологическим наставникам нечего бояться международных судов, а каким бы ни было решение процесса в Нидерландах по сбитому над Украиной «Боингу», Москва просто покажет им язык. Даже если в Гааге что-то скажут. Проще говоря, это новый «железный занавес», формально закрытый самими россиянами.
Простые граждане в качестве подарка получили и поправки, касающиеся веры в Бога и семейные ценности, которые, мягко говоря, противоречат праву граждан на религию, а также открыто осуждают однополые браки. Другими словами, эти дополнения дают россиянам дополнительные аргументы в спорах относительно того, чей Бог главнее и что там эта Гейропа хочет. Еще большим подарком в этом плане является поправка относительно того, что Россия является правопреемницей Советского Союза. В документе отдельно отмечается, что государство «чтит память защитников Отечества» и «обеспечивает защиту исторической правды», а «умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». То есть, теперь воинствующее победобесие обретает юридическую силу и развязывает руки Кремлю не только внутри страны, но за ее пределами.
А как же мы?
Это относится не только к Казахстану, но и ко всем другим странам из «бывших». Теперь Россия приватизировала победу в Великой Отечественной и открыто заявила, что только ее версия «исторической правды» верна, а тех, кто против, могут наказать. Надо учитывать, что сам Владимир Владимирович предложил прописать в Основном законе не только защиту суверенитета и целостности России, но и поддержку соотечественников за рубежом. А таковыми могут стать любые граждане с российским паспортом или даже с желанием его получить. Если же учитывать тот факт, что теперь это можно сделать, не покидая территорию Казахстана, то уже пора задуматься над тем, касаются ли скандальные поправки только самой России.
Сюда можно также отнести и норму о защите русского языка, которую также многие эксперты в самой России расценили, как появления повода для предъявления претензий соседям. Кстати, даже некоторые священнослужители стали открыто говорить, что Путин своими поправками хочет «развязать гражданскую войну» с соседями. В принципе, эта версия уже давно никого не удивляет. Вопрос только в том, «Когда?» и «По какому сценарию?».
Первый вопрос, наверное, стоит отдельного и более тщательного рассмотрения, но можно сказать, что с экономической точки зрения сейчас у России не самое лучшее время для нового конфликта. Даже при том, что для этого есть новая партия «вежливых человечков», прошедших обучение в Сирии и на Донбассе. Но, с другой стороны, так называемое «отвлечение войной» от тех же внутренних экономических проблем – это не самый последний вариант. Тем более, что призыв «Вставай, страна огромная!» на фоне узаконения имперских амбиций и неприкрытого шовинизма, может подействовать даже на тех, кто в последнее время стал сомневаться в адекватности Путина.
Второй вопрос, безусловно, перекликается с первым, а с приведенными выше поправками повод можно найти всегда, учитывая, что часть населения России подсознательно хочет продолжения уже утихшей эйфории «Крым наш!» (даже не задумываясь, что это может закончится констатацией «Нам крыш»). Здесь стоит отметить, что уже лет десять, как среди россиян внедряется мысль, что их соотечественники в Казахстане постоянно угнетаются на бытовом и языковом уровнях, и только авторитет Нурсултана Назарбаева не дает развернуться злым нацпатам и казахонацистам. Так что, «Час Х» может наступить в скором времени после биологического конца того, о здоровье которого нельзя говорить.
Впрочем, здесь во многом все будет зависеть от иммунитета гражданского общества к различным провокациям со стороны «северного соседа» и потенциальных коллаборационистов, а также, конечно же, от нынешней власти. Пришло время крепко задуматься и над другими последствиями всех этих «изменений и дополнений», а именно – отношения Нур-Султана к происходящему в России. Ни один казахстанский государственный орган, ни один депутат и даже ни один член АНК не отреагировал на недвусмысленные заявления президента России о «подарках русского народа». Зато его коллега, Касым-Жомарт Токаев поспешил поздравить Владимира Владимировича «с положительными результатами общенационального голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации».
Возможно, это был дипломатический ход и второй шаг назад (первый – поездка на Парад) после показательного демарша на саммите глав ЕАЭС. Но на самом деле это является поздравлением с укреплением диктатуры. Ни слова в этом поздравлении про демократию не было. Зато было про «прочную основу для реализации долгосрочной стратегии развития, защиты государственности, суверенитета и роста экономики, а также подтвердило высокий уровень поддержки российского лидера народом». Чем не праздник для авторитарного правителя? Можно было и на себя померить такие поправки, а в особенности – голосование в условиях карантина, но совершенно не то время для партии и правительства. Да и для электората.
Комментариев пока нет