Тоска об СССР – это ответная реакция на сегодняшний Казахстан
В начале 90-х мы были в шаге от этого, но «что-то пошло не так», и у власти остались те самые партийные и комсомольские лидеры, клеймящие «загнивающий Запад» и осуждавшие свои «национальные элементы». Это сказалось на всем, начиная с экономики и заканчивая политикой, и страна покатилась в совершенно другом направлении. А ведь все могло быть по-другому, считает наш сегодняшний собеседник, известный общественный деятель Нурул Рахимбек. Он уверен, что еще не все потеряно и что лекарством для выздоровления должна стать всеобщая декоммунизация.
Подрыв независимости
Уже думалось, что прошло достаточно времени с распада Советского Союза, но до сих пор в Казахстане бродит призрак социализма и коммунизма. Одни говорят, что это лишь призрак, а призраков боятся только трусы или те, кто «преувеличивает». В чем же это, по вашему мнению, выражается и чем это опасно для Казахстана?
– Для начала хотелось бы сказать, что у Казахстана был шанс пойти по правильному пути. Этому были все предпосылки и даже инициатива тогдашних парламентариев, включая желание на законодательном уровне признать Голодомор 18932-33 годов геноцидом. Но ничего, по сути, не изменилось, а даже ухудшилось. Давайте рассмотрим день сегодняшний более детально, сделаем это самым объективным образом, отмеряя шаги элементарной логикой. Вы не замечали, что в стране до сих пор наименования некоторых улиц сохранены с советских времен и носят имена лидеров советской эпохи? Особенно это ярко выражено в Северном и Восточном Казахстане. А какое количество памятников Ленину еще «украшает» центральные площади?
— Ну, скажем, так, многие улицы берегут для переименования. А что касается памятников, то они остались, в основном, в регионах, там, где маслихаты «живут прошлым».
– Вот, именно! И не только маслихаты. В стране функционирует официально зарегистрированная Коммунистическая Народная Партия Казахстана (КНПК). Старшое поколение и часть русскоязычного населения пропитаны советской идеологией и верят в то, что корень всех их бедствий заключается в распаде советского союза. Они бредят тем, что в один день Казахстан вновь объединиться в Советский Союз – разумеется с Россией или под Россией, что одно и то же. Это подрывает независимость страны и влияет на снижение индекса позитивных настроений граждан в своей стране.
Все эти безобидные, на первый взгляд, явления разделяют наше общество и являются ступором в экономическом и политическом развитии страны. Большинство из сторонников советской идеологии просто не участвуют в политике. Или участвуют только с согласия властей. Та же самая КНПК является сателлитом правящей партии и подставной организацией для того, чтобы имитировать политический плюрализм во время выборов. А если вспомнить, мягко говоря, неоднозначные высказывания «народных коммунистов» по теме взаимоотношений с путинской (подчеркну) Россией, то все становится на свои месте. Могу даже сказать, что как раз тот самый русскоязычный электорат поддерживает власти, потому что боится, что любая новая внесистемная новая власть будет давить все не коренные национальности. Это все элементы пропаганды власти и не соответствует действительности.
Дружить диктатурами
— Да, бытует устойчивое мнение среди россиян, что после ухода Назарбаева, нацпаты придут к власти и «будет, как на Украине». Но ведь это мнение имеет под собой некоторую основу. В том смысле, что существующая власть не спешит отказываться от прошлого, а Астана и Москва продолжают «дружить диктатурами».
– Так и есть. Сами власти явно и не стыдясь показывают неготовность к резким шагам в сторону независимости и отходу из зоны влияния российской идеологической машины. Далеко не секрет, что Кремль является инициатором ностальгических настроений среди бывших республик по советским временам. Здесь вам и георгиевская лента, и бессмертный полк, и сомнительные «28 панфиловцев», и новые поправки в Конституцию относительно «исторической справедливости». России это необходимо для сохранения контроля над бывшими республиками и экономическое, военное и политическое господство в регионе, а также банального отвлечения населения от внутренних социально-экономических проблем. Как вы знаете, у них до сих пор первыми новостями идут «украинские» и о том, как загнивает Европа. Но зачем это нужно нашим казахстанским властям, остается загадкой?
— Ну обложили же со всех сторон своей демократией, поэтому нужно держаться вместе.
– Да, ясно что Россия не будет придираться к нарушению прав человека и демократическому развитию в Казахстане, и будет составлять мнимый противовес западным государствам, которые наоборот достаточно требовательны в данном вопросе. Это развязывает руки коррумпированным лидерам стран в разграблении своего народа, как бы банально это не звучало. Поэтому власти и допускают себе такое больное партнерство с Россией отдавая страну на откуп идеологии иностранного, по сути, государства, и от этой все ситуации в итоге проигрывает народ.
— Но как переубедить людей? Ведь ностальгия по вкусному мороженому и бесплатным квартирам – это редакция на сложившуюся ситуацию, как итог правления нынешнего режима. На ее фоне «советская империя» кажется лучшим государством всех времен.
– На мой взгляд, необходимо понять гражданам, страждущим по «совку», что возврата в СССР не будет, а властные элиты тем более не заинтересованы возвратиться под контроль Москвы. Зачем им делиться ресурсами с большим братом за просто так? Поэтому, братство с Россией и всесторонняя ее поддержка — это не больше, чем хорошо продаваемый властями миф.
Но это не значит, что Россия не захочет расширить сферы своего влияния со словесных на более реальные. В подтверждение тому недавнее интервью Путина, где Владимирович позволил себе вольготно рассуждать о том, что, якобы, республики вышли из состава союза с определенными «подарками». Он, конечно, намекал на земли и города республик, якобы являющиеся (остающиеся) по сути российскими. Он не назвал адресата своего послания, но это не снимает опасений, что Северный и Восточный Казахстан находится под угрозой захвата по сценарию Крыма и Донбасса. А эти самые «вежливые человечки» будут обязательно поддержаны местными ностальгирующими по «совку» лицами. Вы понимаете, что под боком мы имеем людей, которым совершенно плевать на Казахстан и они смотрят больше в сторону России?
— Мы-то понимаем. И этому есть много причин, в том числе и перечисленных вами. Но, думаю, основой многих проблем внутренней и внешней политики является то, что мы в свое время не прошли процесс декоммунизации политики, экономики и даже сознания. Вы согласны с этим? Тогда бы, кроме всего прочего, не было бы особых проблем с пониманием того, что нынешняя власть тесно связана с прошлой, с отходом от навешивания ярлыков, демократияфобии, с признанием Голодомора геноцидом казахского народа, наконец…
– Недавно, говоря об Ашаршылыке в одной из статей, я подчеркнул, что тема декоммунизации и десоветизации имеют непосредственную с ним связь. Если признать геноцид, то пришла пора признать все бесчинства советской власти и поэтому избавиться от них раз и навсегда. Кто-то может спросить, а зачем нам отвлекаться на такие не нужные вопросы. Якобы это не влияет на политическое и экономическое развитие страны. Я же другого мнения — чем быстрее мы пройдем процесс очищения от преступлений прошлого, тем понятнее нам станет, что необходимо делать в настоящем. Мы поистине ощутим свою независимость и свободу принимать решения в своей стране для блага граждан. Это и на психологическом уровне, и на политическом, и на юридическом… Надо принять соответствующий закон, одним из главных пунктов которого будут осуждение большевизма, как причины голодомора, и уголовная ответственность за отрицание Ашаршылыка.
Именем Закона!
— Это все более похоже на диалектику – особенно в нынешних реалиях. А как обстоят дела с практикой?
– Согласен. Как мы видим, тема хоть и философская, но не может более оставаться на уровне теории, и то, что власть пока, как говорится, «не чешется», не дает повода и нам, гражданскому обществу, политикам или простым казахстанцам с четкими убеждениями, сидеть, сложа руки. Нужны жесткие шаги по защите независимости нашей страны и достижению единства среди электората.
— Какие именно шаги? Например, в Прибалтике детям еще во времена Союза внушали, что они живут на временно оккупированной территории. У нас же, как вы говорили выше, внушают противоположные вещи. По какому пути идти?
– Да, с прибалтийскими странами дело другое, но и они являются показателем того, что, чем раньше уйти от советской идеологии, тем быстрее наладится жизнь. Флагманом в вопросах десоветизации и декоммунизации на постсоветском пространстве, по моему мнению, является Украина, которая уже начинает видеть выгоду от внедрения независимой политики. Изучив украинский опыт Голодомора ранее, я предложил власти ряд мер, включая законопроект «Об Ашаршылыке» (он был передан в парламентскую фракцию «Акжола» после их соответствующих инициатив), то же самое планирую сделать в отношении десоветизации и декоммунизации.
В Казахстане ситуация аналогичная, хотя во многом украинцы пришли к пониманию этого после Майдана и аннексии Крыма. Поэтому нам, наверное, следует взять за основу украинские законы по десоветизации и декоммунизации, добавить свое и принять в установленном законодательством порядке. Помимо законов, в Казахстане стоит обратить внимание на ономастику или переименование улиц и городов с советских наименований. Но в данный момент с этим проблем в Казахстане особо нет. Противостояние этим инициативам лишь составляет Северный и Восточный Казахстан. Параллельно должны быть открыты архивы НКВД. Нам пора понять роль казахстанцев и, если будет установлена их степень вины в геноциде против своего народа, придать общественному порицанию, а тех, кто жив подвергнуть суду. В таких преступлениях нет и не должно быть срока давности.
Но, в первую очередь, я думаю, нам надо поработать над просвещением граждан. Большая часть городской элиты все еще держится за советские ценности, причем, по многом, лживые и морально устаревшие. Мы можем сделать больший акцент на раскрытие преимущества демократических западных ценностей, что будет хорошей базой для нашей независимости и политического развития. И в этом плане главную роль играют казахстанские СМИ, такие, как ваш журнал, например. Коротко говоря, нужно подготовить базу для как можно более безболезненного процесса декоммунизации. Оно должно, наконец, понять, что это раковая опухоль, с которой дальше жить нельзя. Насколько бы эта опухоль не казалась родной.
Комментариев пока нет