Почему Жаксылык Ушкемпиров не стал дважды олимпийским чемпионом?
«Если бы не моя казахская фамилия, я мог бы стать олимпийским чемпионом на четыре года раньше», — говорил прославленный спортсмен Жаксылык Ушкемпиров.
2 августа, в день смерти первого олимпийского чемпиона-казаха Жаксылыка Ушкемпирова, по телеканалу «Казахстан» состоялась общенациональная премьера фильма «Жаксылык», рассказывающая о том, каким нелегким был путь спортсменов из центральноазиатских республик на олимпийский пьедестал.
Этот байопик — дебют режиссера-документалиста Бахыта Каирбекова в жанре художественного кино, основанный на реальных событиях из жизни первого казаха – олимпийского чемпиона.
— Я не собирался снимать художественную ленту о спорте, — говорит режиссер. — Год подходил к концу, а это был госзаказ. Фильм о судьбе олимпийского чемпиона нужно было срочно запускать в производство. Пришлось самому (я в ту пору был первым руководителем АО «Казахфильм») взяться за сценарий.
…Я часто цитирую отца цифровой революции, одного из основателей корпорации Apple Стива Джобса. Умирая от рака, он призывал любить людей, больше общаться с друзьями и вообще радоваться жизни. И для меня это тоже стало жизненным кредо. И я тоже, переболев этой страшной болезнью, ценю теперь каждый день и каждого человека, с которым встречаюсь. Живой, динамичный, простой, доверчивый, похожий на большого ребенка… Это все о Жаксылыке, терпеливом Жаке, как его называли друзья. И когда меня спрашивают, как снимал это кино, отвечаю: с любовью. Актеров искал таких, которые умеют радоваться жизни, а их глаза подкупают чистотой и искренностью.
Главного героя сыграли четыре актера, но есть и пятый. Он играет аульного малыша Жаксылыка, которого бабушка купает в тазике во дворе дома. Эпизод крохотный, но я загадал: если этот кадр получится, то буду работать над картиной. Привели около десятка трех-пятилетних мальчишек. Я остановился на самом улыбчивом. И не ошибся: все 9 дублей, что снимали секундный эпизод, малыш жизнерадостно улыбался.
Сануржан Сулейменов и Эльнар Назаркул сыграли героя в подростковом и юном возрасте, Олжас Сак создал образ молодого Жаксылыка, а на роль 60-летнего спортсмена был приглашен народный артист Казахстана, актер Жезказганского музыкально-драматического театра Досжан Жанботаев. Какими бы они ни были разными, у них у всех есть одна общая черта – характер! Наш герой в воде чувствует себя, как рыба, а школьник из аула под Талдыкорганом Сануржан Сулейменов плохо плавал. Когда на спор нужно было переплыть реку, я хотел поставить дублера, но этот упертый в хорошем смысле парнишка упросил оставить его самого. И он победил себя: кадр, пусть и после многих дублей, получился! Олжас Сак тоже не спортсмен, он – актер, но по ходу съемок так научился бороться, что хоть на профессиональный ринг выставляй. Его «соперники», отыграв сцену, уходили. А он продолжал бороться…
Они все разные, но играя одного и того же человека, эти ребята сумели передать цельный бойцовский характер Жаксылыка. Первые зрители признаются, что успели полюбить моего героя в их исполнении. А это уже немало.
— Вы сказали, что не хотели снимать это кино?
— Так и напишите: это была производственная необходимость. Конец года, деньги (600 млн. тенге) надо осваивать. Я срочно, за ноябрь-декабрь 2017 года, написал сценарий. На съемки картины претендовал человек с большими связями, но с плохой репутацией. Перед этим он снял совершенно провальный фильм. Но в нашем кино есть такая странная тенденция: даже плохие ленты надо принять, как завершенную работу, оплатить ее полную стоимость и навечно отправить на полку. Загодя зная, что фильм об олимпийском чемпионе в руках того режиссера станет очередной халтурой, я заявил, что он будет снимать его только через мой труп.
Я знал, что у меня будут неприятности, но я к тому времени успел уже подружиться с Жаке – Жаксылыком. Мы с ним почти ровесники. Эпоха, в которой состоялась его спортивная карьера, мне хорошо знакома. И я такой же, как и он, «бабушкин сынок», и все, что он рассказывал о своем детстве, мне близко. В нем, моем герое, много настоящего и народного. У нас кино большей частью не то, чтобы поверхностное, оно, скажем так, бескорневое. Поскольку мне очень близко творчество Абдуллы Карсакбаева, чье кино выходило за рамки того, чтобы просто посмеяться или зло пошутить, то в своих документальных фильмах я тоже постоянно обращаюсь к этнографии. Как и он, через исконные понятия я хочу приобщить русскоязычного читателя к казахской культуре. Только так можно полюбить язык. А когда ставят ультиматум «если не выучишь казахский язык, то не бывать твоей карьере», эффект бывает обратным. Это вызывает у человека не скажу, что агрессию, но отторжение — точно. Никто не хочет быть подневольным.
Поставив целью неагрессивно приобщить к нашему языку и культуре, я в своих фильмах рассказываю об обычаях, где заложено столько народной мудрости. Написал об этом даже книгу «Национальные обычаи, казахский этикет». Возможно, ни стихи мои, ни фильмы не запомнят, а эта книга, в которой собраны легенды, мифы, обычаи нашего народа, мне кажется, останется и будет востребованной всегда.
Мало кто знает, что первые два класса я плохо говорил по-русски. Надо мной смеялись. Меня это задевало настолько, что я освоил язык настолько, что на выпускном экзамене по литературе написал сочинение в стихах. Вот так я пришел в русскую поэзию. А режиссером решил стать, чтобы снять «Козы-Корпеш и Баян-сулу». Олжас Сулейменов, будучи председателем Госкино Казахской ССР, сделал мне заказ сценария. Писал я его долго – четыре года. А когда закончил, то понял, что никому не отдам свой сценарий. Поступил на режиссерские курсы при Госкино СССР, чтобы снять самому кино по нему. Пока учился, меня опередил Асанали Ашимов. Прошло много лет прежде, чем я снова вернулся к этой теме. Киношное начальство согласилось на новую версию «Козы Корпеш и Баян-сулу», но предложило стать соавтором сценария. Я не согласился…
Игровая картина «Жаксылык» стала для меня возможностью воплотить давнюю мечту и доказать, что я, режиссер-документалист, смогу снять игровое кино. Окончательно решил взяться за него после того, как мы с Жаке по ходу написания сценария съездили в его хозяйство. Там я и подглядел эпизод (он есть в фильме) с тяжело больной лошадью. Жаке так торопился к ней, что даже забыл снять дорогую куртку. Зашел в стойло, нагнулся, стал осматривать рану на ноге коня, поставил диагноз, назначил лечение.
А однажды, рассказывая о своей жизни, чемпион бросил фразу: «Я полжизни проходил голодным». Я обомлел: как — голодный?! Оказывается, вся проблема в его в наилегчайшем весе. Почему-то в советское время переходить борцам в другую весовую категорию было нельзя. И он все эти годы — до победы на Олимпийских играх — держал 47 килограммов, практически не видя мяса. Для меня это была драма, скрытая от глаз. Кстати, русскую версию фильма я хотел назвать «Мухач» — вес мухи, зная, что такого названия не будет ни у кого.
Второй драматический момент – его долго не выпускали на мировые арены. И он, зная свой потенциал, терпел, сцепив зубы. Его друг Шамиль Сериков не выдержал – сломался… Все помнят его, как непревзойденного суперборца. Он за одну минуту проводил целый каскад приемов. В Швейцарии, где Серик когда-то выступал, его имя до сих пор легенда. Про него говорили, что «он танцевал на ковре как Нуриев». Серик не поехал на БАМ в качестве пропагандиста-агитатора (этот эпизод тоже обыгран в фильме. – Авт.) и его, лишив всех привилегий, выкинули из большого спорта. Перебивался случайными заработками, работал на овощебазе, был водителем. А потом устал. Ему было всего 33 года, когда он ушел из жизни. Это мне рассказывал его сын Тимур, тоже спортсмен, консультант нашего фильма.
— Прозвище «терпеливый Жак», как называют Ушкемпирова в фильме, реальное?
— Он был уже чемпионом и Союза, и Европы, но в Монреаль, на олимпийские игры 1976 года, Жаксылыка не пустили, несмотря на великолепную подготовку. Почему? А потому что казах! В годы Великой Отечественной казахов и чеченцев старались не назначать на командные посты. Зная, что они настоящие воины, старались всячески сдерживать, не допустить до славы, не раз вычеркивая их из наградных списков. Наверняка все знают историю с Егоровым и Кантарией, которые якобы первыми водрузили флаг на Рейхстаг. 7 марта 2007 года Институт военной истории России сделал официальное заявление: знамя над Рейхстагом первыми водрузили Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов. Жаль, они оба не дожили до этого. Мой отец, поэт Гафу Каирбеков, дружил с Рахимжаном. Герой ему рассказывал, что, когда на праздновании Дня Победы в Москву пригласили всех, кто участвовал в штурме Рейхстага, никто не выстроился в линейку у флага, пока Кантария не передал стяг в руки Кошкарбаеву.
В случае с Жаксылыком Ушкемпировым было то же самое. Не сломаться и выдержать произвол со стороны спортивных властей ему помог Валерий Рязанцев, его друг по команде. Это его знаменитый прием «бычок» принес победу Жаксылыку на Олимпиаде в Москве.
В фильме есть еще один «герой», Талас – река детства. Она развила столь мощные легкие у юного Жака, что к концу любого матча он оставался свежим, тогда как противник бывал измотан. При этом его борцовские секреты были просты. Как он сам говорит — «всего три приема». Однажды, находясь на сборах в Армении, он четыре минуты пробыл под водой. Даже профессиональные пловцы не могут выдержать столько, разве что охотники за жемчугом.
Пантеон героев
Комментарий киноведа Гульнары Абикеевой:
— Впервые в истории нашей страны, в день смерти нашего героя – первого олимпийского чемпиона-казаха — по национальному телеканалу «Казахстан» показали художественный фильм, снятый в его честь. Как говорится, быстро сработали. Но это стало возможным, потому что картина – «Жексылык», снятая режиссером Бахытом Каирбековым, была уже готова.
Детство, юность, поступление в институт, нетривиальные истории с зарабатыванием денег, с поступлением в институт. А дальше — реальный спорт, документальные кадры, тренировки, негласные запреты. Все это, конечно, не может не вызвать резонанс в душе у зрителя.
Немного смущает в картине то, что героя сыграли четыре актера. Жаксылык -подросток, юноша, молодой мужчина, старик … Очень неожиданные переходы и сильная разница в лицах нарушает эстетику фильма. Но в целом он свою задачу – рассказать о том времени, когда, являясь представителем центральноазиатской республики, непросто было пробиться в спорте, политике, культуре и т.д. – выполнил.
Тема национальной дискриминации, наверное, впервые поднимается в нашем кино. Я, например, эту историю, связанную с именем Жаксылыка Ушкемпирова, не знала, хотя в кино было то же самое. Лучшие фильмы режиссеров из Центральной Азии и Казахстана не попадали на международные кинофестивали вовсе не потому, что Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Шухрат Аббасов или Толомуш Океев были хуже российских режиссеров. Просто на кинофестивале класса А отправлялись только их картины. Поэтому сказать сегодня правду о том времени — означает восстановить историческую справедливость.
В фильме есть очень сильная сцена, где Жаксылык разговаривает с другом. Он спрашивает, зачем тот затеял ремонт в квартире? Ведь не сегодня-завтра они поедут на международные соревнования. Друг ему отвечает: «Ты что, не понимаешь, что в первую очередь туда возьмут представителей славянских народов, затем, может быть, кавказской национальности и только потом дойдет очередь до нас».
Можно было бы, сделав акцент на том, что спортсменов из центральноазиатских республик не пускали на престижные чемпионаты мира и на Олимпийские игры, сорвать аплодисменты у нацпатриотов, но режиссер, к его чести, сумел сохранить равновесие в этом щепетильном вопросе. За Ушкемпирова в фильме борется его русский тренер. Попав на прием к высокому спортивному начальству, он ставит вопрос ребром: почему его воспитанник не может отстаивать спортивную честь СССР на олимпийских играх? «Это же талант, жемчужина сборной Союза!» Перед важным поединком с соперником-румыном Жаксылыка вдохновляет друг, тоже русский. И это выглядит не как отношение «старшего брата к младшему», как любили говорить в советское время, а наоборот – как интернационализм в хорошем смысле. В команде, где все друг друга поддерживают, звучат фамилии людей разных национальностей.
А еще, на мой взгляд, эта картина хороша тем, что в ней показан наш, казахский герой. У нас ведь очень мало картин о них. Вернее будет сказать, что у нас вообще не развит пантеон национальных героев. Возьмем тех же осетин. Каждого, кто чего-то добился, эта маленькая нация возводит в пантеон героев. Герои войны, альпинисты, спортсмены, ученые… Я попыталась посчитать, а сколько у нас фильмов об известных личностях. Они все оказались историческими: «Абай», «Жамбыл», «Балуан Шолак», «Мустафа Шокай». «Абылайхан» («Казахское ханство»)… Ближе к современности – картины о Бауыржане Момышулы и Маншук Маметовой. На этом картины о героях Великой Отечественной исчерпываются. Про космонавтов нет фильмов вообще. О спортсменах только в 2019 году были сняты «Бекзат» об олимпийском чемпионе по боксу Бекзате Саттарханове и «Жаксылык» — об Ушкемпирове. Для масс, особенно для молодежи, эти имена в каком-то смысле — открытие, хотя они оба – гордость народа.
P.S. Жаксылык Ушкемпиров так и не дождался общенациональной премьеры: после закрытого предпоказа в декабре прошлого года в кинотеатре «Сары-Арка» картина была отправлена на полку. Хотя, по словам Гульнары Абикеевой, если бы в информационно-рекламную кампанию, печать копии, показы по кинотеатрам «Жаксылыка» были бы вложены серьезные деньги, то фильм с казахской душой, как называет свое детище Бахыт Каирбеков, наверняка стал бы кассовым.
Комментариев пока нет