Чем чревато исполнение послания президента
Президент открыл новый политический сезон, который обещает быть довольно жарким, традиционным посланием. Большинство озвученных Токаевым направлений, если посмотреть критическим взглядом, вызывают либо грустный оптимизм, либо сказанную полушепотом фразу: «Ну-ну, посмотрим». Можно было поддержать некоторые инициативы, но пусть этим занимается НСОД и прошедшие очищение праймеризом наших сограждане. И понятно, что многое из сказанного останется обещаниями, но мы же на этот раз попытаемся разобраться, а что случится, если основные тезисы послания будут все-таки выполнены.
Реформа сверху
Мы не станем сравнивать первое послание президента Токаева с нынешним, хотя, следует отметить, что прошлогоднее было некой поствыборной программой его самого и его Администрации, которая, напомним, в то время испытывала острую текучку кадров. Нынешнее же выступление было долгим и имело признаки предвыборных (накануне очередных внеочередных парламентских) обещаний.
Впрочем, начал Касым-Жомарт Кемелевич как раз с кадрового вопроса и реформы госуправления. В первую очередь, это касается возрождения Госплана в виде Агентства по стратегическому планированию и реформам, которые, по словам оратора, «должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами». Вообще, из уст наших властей словосочетание «реалистичные планы» звучит как-то нереалистично, а «обязательно к исполнению» и вовсе подчеркивает тот факт, что у нас мало что реализуется на деле – будь то выдержки из посланий президентов или различные стратегии. Есть большие сомнения, что на этот раз получится – так как стратегическим планированием, судя по всему, будут заниматься те же лица, что не могли составить четкий план даже на квартал вперед. Это касательно экономики, а что касается политики, то внутренние сценарии у нас меняются постоянно, да и народные волнения в «Клубе диктаторов» происходят все чаще и вопреки всем планам. Даже если вовлечь в этот процесс НСОД или подобные ему (вновь созданные) институты.
Вообще, создание новых структур выглядит как-то нелепо на фоне обещаний президента сократить госаппарат на четверть. Это вряд ли чревато массовыми акциями протеста уволенных клерков и групповой голодовкой в Доме министерств, но есть опасения, что могут уйти те, кто хоть что-то делал, а не цеплялся за кресло. Таким образом, есть реальное опасение, что сократят «лучших из худших» и останутся «худшие из худших», что ничего доброго н предвещает. Что касается упразднения института ответсекретарей, то это нужно было сделать еще во время последней конституционной реформы (2017 года), когда мы стали свидетелями «перераспределения полномочий». То есть, этот институт, созданный для дополнительного контроля Администрации президента за министрами и его замами, стал лишним.
Вообще, говоря «перезагрузке госаппарата», стоит отметить, что она будет больше напоминать перестановку кроватей в доме терпимости. И это можно принять, как должное – ведь сейчас власть ощущает жуткий кадровый голод, что даже отвести за руку в суд некого. Возможно, это одна из причин того, что мы так и не дождались обещанной угрозы Токаева по разгону кабмина Аскара Мамина вместе с ним самим. И даже самый честный праймериз не сможет что-то исправить.
Сначала экономика
Об экономике мы много говорить не будем – отставим эту часть на откуп экономистам, финансистам и медиумам (последние в этой теме более преуспели, кажется). Но отметим, что и здесь ничего особо нового мы не увидели – даже направления либо из хорошо забытого старого (типа, новой экономической программы – НЭП), либо верхушки из того, о чем говорили сетевые эксперты уже много лет. В тоже время, создалось устойчивое ощущение, что Касым-Жомарт Токаев искренне пытался нам передать шифровку, которая на деле означала «Денег нет, но вы держитесь!».
Именно этим можно было обосновать направления нового экономического курса, озвученного президентом – практически все они зависят от общества и частных предпринимателей, а не от власти. Правда, седьмой (из семи) пункт, как бы между прочим, предусматривает «принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом», но, к сожалению, это только слова. Может быть, мы несколько преувеличиваем и даже были бы рады ошибиться, но многие (хорошо, что не все) предлагаемые президентом инициативы – это как градусник (термометр) в качестве средства лечения высокой температуры.
Не могут не радовать заявления Токаева о поддержке промышленности, но чаще в выигрыше от этого оказываются только олигархи, а не работники этих предприятий, не говоря уже о других казахстанцах. Да и пул «стратегических соглашений», который должно выработать правительство до апреля следующего года, напомнило горький опыт нынешней весны, когда был обнародован список «больших предприятий», которым государство должно было помочь выбраться из кризиса.
Кстати, как и предполагалось, в Послании старательно избегали понятие «кризис», что является непростительной ошибкой и в экономическом, и в политическом планах. Зато говорилось о «восстановлении экономического роста». Даже будучи не экономистом, понятно, что нужно заниматься сохранением того, что есть, обратить больше внимания на социально-экономическую проблематику, которая лишь ухудшается в последние годы, а всемирная пандемия вместе отечественными карантинными санкциями лишь ускорили этот процесс. Поэтому можно предположить, что реализация большинства экономических направлений послания может (опять) вылиться в напрасно потраченные триллионы – даже если их по дороге не разворуют. Проще говоря, все силы уйдут на починку крыши здания, где мы все находимся, а в это время подмоет его фундамент. И субсидированиями по льготным процентам здесь не поможешь – честное слово.
Социальная парадигма
Упустим из обзора некоторые угрозы президента по поводу монополистов и совсем не будем комментировать создание Агентства по защите конкуренции – о первом направлении Токаев уже как-то упоминал, а рождение ведомства с потенциальной коррупционной составляющей, да еще и во многом схожей с Антимонопольным комитетов, приведет лишь к росту бюрократии. Но на этот раз с прямым подчинением президенту.
Кстати, вызывает некоторые надежды слова главы государства о территориальном развитии и понимании (наконец-то) того, что страна у нас большая и все регионы разные в географическом и экономическом планах. Но увеличение самостоятельности региональных администраций как-то не очень согласовано с первоначальным желанием Касым-Жомарта Кемелевича (озвученном еще до легетимизации выборами) взять акиматы и их финансовые дела под контроль центра.
А вот социальное благополучие граждан оказалось на четвертом месте в списке приоритетов нынешней власти. В этом пункте на первом месте был поставлен вопрос о возможности снятия своих пенсионных накоплений из ЕНПФ, о чем говорили независимые экономисты еще с позапрошлой девальвации. Но сделать это могут не все и не на все. Сейчас трудно предугадать, с какими проблемами столкнутся 700 тысяч счастливчиков, которым дано право досрочно воспользоваться своими сбережениями, но то, что проблемы бюрократического и системного плана будут, сомневаться не приходится.
На этом фоне возможно подогревание протестных настроений ипотечников, хотя логично было бы дать им возможность погасить долги с будущей пенсии. Но с логикой у наших «плановщиков» не всегда хорошо. Впрочем, в целом проекты жилищных программ, бывших и существующих, у нас неплохие, однако нужно признать, что они недостаточны, а недоверие к ним граждан часто играет негативную роль в нужном деле. Также следует поддержать, признаться, неожиданную инициативу президента и его Администрации относительно увеличения квот по ЭКО, а вот упоминание об ужесточении наказаний сексуального характера более похоже на популизм.
Говоря о «новой социальной парадигме», товарищ президент сделал немалый акцент на том, что «мы неправильно воспитываем нашу молодежь». Если бы эти слова (как и про увлечение лотереями) были в качестве дополнения или импровизации, то это одно дело, но они оказались в официальном текста, поэтому становится очевидно, что высшее руководство страны опять старается отстраниться от проблем социального характера. Зато правительство само (без общества) будет разрабатывать какой-то Социальный кодекс.
По образованию и здравоохранению ничего существенного сказано (к сожалению) не было – как будто переписано из посланий и выступлений прежних лет, но с учетом «новой реальности». Зато посадка 2 миллиардов деревьев – это что-то новое и достойное похвалы. Даже если на деле посадят всего миллиард, а вырастет и того меньше. Но вот если «посадят» некоторых чиновников, то это принесет тоже немало пользы и для экологии, и для экономики, и для увеличения доверия населения к президенту и в целом к власти.
Доверяй, но…
А вот с доверием этим, мягко говоря, не очень. И правоохранительные органы, на которых особо было обращено внимание в послании, играют здесь немаловажную роль. Однако инициативы Токаева по поводу того, что следователь должен расследовать, прокурор – надзирать за законностью, а судья – судить по справедливости, вызывают только широкую улыбку и невольный вопрос «А при Назарбаеве не так было, что ли?». К слову, нынешний президент по своему предназначению вынужден быть реформатором, но это маловероятно при прежних исполнителях и прежней дистанции от гражданского общества.
В общем, нас опять терзают смутные сомнения по поводу реформ правоохранительной системы, даже если ими будет заниматься специально созданная комиссия при Администрации президента. Вы уж извините, но предназначение силовиков в полицейском государстве одно – защита режима, и вы хоть зареформируйтесь, но эту аксиому не отредактируешь.
А в конце о веселом. Позабавили угрозы президента об увольнении чиновника, если вскроется его двойное гражданство. Он также пригрозил им наказанием за сомнительные зарубежные счета. Интересно, что сказал он это на государственном языке, а также отметил, что упомянутые санкции вступят (если выступят) в силу с начала следующего года. Получается, он дает время до конца нынешнего, чтобы эти счета перепрятали или переписали? Да и двойное гражданство у нас в принципе запрещено и, как минимум, влечет за собой утрату казахстанского.
Умилили и переживания Касым-Жомарта Токаева о правах человека, которые, якобы, приоритетное значение для него имеют, хотя упомянул о них коротко, вскользь и почти в самом конце послания. После этого он рассказал о цифровизации страны (привет Багдаду Мусину!) и о местных органах власти. Здесь следует несколько остудить здоровый энтузиазм некоторых наблюдателей, с радостью встретивших известие о возможности составления петиций. Во-первых, это только возможность, а во-вторых, этим легитимно смогут заниматься только маслихаты, а не гражданское общество. Так что, речь не об «Авааз.орг» со сбором подписей по увольнению такого-то министра или акима.
В общем, внедрение этой инициативы в жизнь практически ничего простому народонаселению не дает, точно также, как и выборы сельских акимов, о которых говорят уже более 20 лет – ровно столько, сколько президент страны обращается к народу со своим посланием. Говоря же про нынешнее выступление, то оно, как упоминалось вначале, более походит на агитацию перед выборами в маслихаты и мажилис. Тем более, в конце его докладчик как бы невзначай упомянул партию «Нур-Отан». Похвалив, конечно. Так что, если упомянутые и оставленные нами без внимания пункты вчерашнего послания будут выполнены, то люди пойдут голосовать за партию Токаева-Назарбаева. Только «если» здесь мешает, судя по всему.
Комментариев пока нет