Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния
Поддержать

Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния

Разрешение среднему классу использовать свои пенсионные накопления – это подсознательный сигнал правительства о том, что оно снимает с себя обязательства перед будущими пенсионерами. По крайней мере, это можно расценивать как первое честное признание власти — развитие пенсионной системы, как и многих других программ в Казахстане, зашло в тупик.

Центр прикладных исследований «Талап» при поддержке Фонд Эберта в Казахстане попытались разобраться в этом запутанном даже для профессионалов вопросе.

Идея использования части пенсионных накоплений теми, кто добросовестно пополняет свой пенсионный счет, на жилье, образование, лечение или передачи в управление финансовым компаниям будет иметь очень большие, возможно, революционные последствия. Ее сторонники, в частности глава Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев считает, что это первая системная мера для поддержки среднего класса. И это выглядит вполне логичным по ряду причин.

Во-первых, доходность пенсионных активов ЕНПФ считается выше инфляции (в январе-августе 2020 года она составила 7,88% при инфляции 4,60%). Однако, у нас с вами очень много вопросов к методике расчета инфляции, уже не говоря о такой «мелочи», как непрерывное скачкообразное ослабление курса тенге по отношению к доллару США.

Во-вторых, содержание ЕНПФ, как и Нацбанка, как управляющего активами, обходится налогоплательщикам в огромные суммы – только в 2019 году административные расходы ЕНПФ превысили 11,9 млрд. тенге и все участники дискуссии, пусть неохотно, но согласились, что их можно безболезненно сократить.

В-третьих, о системном провале пенсионной системы говорит и тот факт, что 69% вкладчиков имеют накопления до 1 млн. тенге, наглядно демонстрируя весьма туманное пенсионное будущее большей части населения, находящейся в серой экономической зоне. В свою очередь, всего 721 тысяча вкладчиков имеет накопления больше пороговых 5 млн. тенге.

В-четвертых, уже сейчас львиная доля пенсионных выплат осуществляется за счет республиканского бюджета – ЕНПФ просто не в состоянии справляться с необходимым объемом выплат, даже если сумма пенсионных отчислений вырастет с нынешних 10 до 15%.

И наконец, есть демографический фактор – население Казахстана, как и всего мира, стремительно стареет.

Поэтому, можно согласиться с тезисом экономиста Мурата Темирханова о том, что до принятия решения по использованию пенсионных активов нужно было создать новую полноценную госпрограмму по реформам в пенсионной системе. Она должна была включать экономически обоснованные расчеты, которые бы взаимно увязали развитие распределительной и накопительной пенсионной системы Казахстана. При этом, очень важно было вынести такие расчеты и предлагаемые реформы на общественное обсуждение. Пока таких расчетов нет, вероятно, по той причине, что результаты могут оказаться довольно пугающими. Поскольку будущий рост выплат пенсий из госбюджета целиком зависит от роста налоговых и других доходов государственного бюджета, а он, в свою очередь, зависит от ежегодного трансферта нефтедолларов из Нацфонда, то выплаты пенсий из госбюджета находятся под сильным давлением в наступившую эпоху низких цен на нефть.

Существующая накопительная пенсионная система, в основном ориентирована на работников со средними и более высокими доходами (которых у нас оказалось очень мало) и предназначена для обеспечения замещения трудовых доходов на адекватную пенсию. В развитых странах коэффициент замещения в НПС находится примерно на уровне 70%. Поэтому ожидания, что по мере увеличения времени существования ЕНПФ пенсионные выплаты из него постепенно будут замещать выплаты из госбюджета, не оправдались.

Кроме того, по сути наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые. У них пенсионный коэффициент замещения существенно выше, чем объявленные 52,7% в 2019 году. В то же время, из-за верхней границы по выплате базовой и солидарной пенсии из госбюджета (ограничения по максимальным пенсионным выплатам), пенсионный коэффициент замещения из бюджета для работников со средним и высоким доходом очень низкий. У них пенсионный коэффициент замещения гораздо ниже объявленного.

Собственно, поэтому Елена Бахмутова, председатель совета ассоциации финансистов Казахстана напомнила о «личной ответственности трудоспособных граждан за свое обеспечение в старости», заложенной в Концепцию пенсионного обеспечения еще в далеком 1997 году. В ней же «прямые государственные гарантии по обеспечению минимально установленного прожиточного минимума касаются только граждан, участвовавших в формировании пенсионных фондов не менее 30 лет».

Кроме того, глава АФК недвусмысленно дала понять, что довольно сдержанно относится к идее досрочных изъятий, поскольку их использование на жилье и лечение по сути означает выход из пенсионной системы.

Более продуктивным она считает передачу этих средств в управление частным управляющим компаниям или оформление пенсионного аннуитета. По ее мнению, это позволит не только сохранить участие в системе гарантирования, но и достаточный уровень дохода на пенсии.

Надо сказать, что сторонников изъятия подозревают в косвенном лоббировании интересов компаний-застройщиков. Возможно, в этом есть доля истины, поскольку рынок жилья немедленно отреагировал на эту новость небольшим ростом цен на рынке жилья. В свою очередь, противников этой идеи подозревают в продвижении интересов банков, почти каждый из которых имеет дочернюю компанию по аннуитетным услугам.

На вопрос Exclusive.kz о том, как изъятие сократит депозиты ЕНПФ в банках в случае реализации этого проекта, глава АФК ответила, что влияние будет не значительным – по подсчетам Нацбанка, эта сумма может составить 2,2 триллиона тенге на те 721 тысяч вкладчиков, которые могут воспользоваться этой программой или около 12%. «То есть для банков это не важно. Для ЕНПФ и Нацбанка при разумном планировании изъятие не составит большой проблемы, хотя, это, конечно существенная величина, но она будет рассредоточена по времени».

Таким образом, Бахмутова рекомендует оформить пенсионный аннуитет или передать свои деньги в управление частной компании, а оставшиеся пенсионные накопления использовать по своему усмотрению. Очевидно, такой сценарий сыграет в пользу развития финансовой системы, которая сегодня переживает не лучшие времена.

В целом же, трудно удержаться от соблазна процитировать Петра Своика, назвавшего пенсионную систему страны огромным титаником, приближающимся к столкновению с айсбергом.

Exclusive.kz провел фокус-группу среди тех вкладчиков, чьи пенсионные накопления свыше 5 млн. тенге. Практически все ее участники позитивно оценили это решение администрации Токаева. Однако посыл был весьма неоднозначным: «Все равно все разворуют. И вообще непонятно, в какой стране мы будем жить через десять лет. Поэтому лучше купить недвижимость и сдавать ее в аренду – на эти деньги можно будет как-то еще прожить». Это все, что нужно знать о доверии общества к государству.

Поэтому разрешение использовать свои пенсионные накопления – это не популизм, а жест отчаяния правительства, которое честно говорит: если у вас есть накопления, распорядитесь ими так, чтобы это уже не было нашей головной болью. Таким образом, самая продуктивная часть общества – средний класс – берет на себя полную ответственность за свою старость.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.