Что скрывали правительство Казахстана и нефтяные гиганты от народа Казахстана?
Поддержать

Что скрывали правительство Казахстана и нефтяные гиганты от народа Казахстана?

Сенсационные выводы содержит исследование «Публикуй, что платишь». Как выяснилось, выгоды от нефти ничтожны по сравнению с убытками, которые несет народ Казахстана. Стоит вопрос о целесообразности дорогостоящих нефтегазовых операций в принципе.

Материалы по теме

Согласно отчёту, два гигантских нефтегазовых месторождения Казахстана, (Карачаганак, совместно управляемый Royal Dutch Shell (Нидерланды / Великобритания) и Eni (Италия); а также Кашаган, управляемый North Caspian Operating Company (NCOC), с Total (Франция) в качестве партнёра по совместному предприятию, в которые были инвестированы средства крупных европейских нефтяных компаний, являются дорогостоящими проектами с незначительной выгодой для общества. Местные жители говорят, что пострадали их здоровье и окружающая среда. Несмотря на то, что публичный доступ к информации ограничен, цифры говорят о том, что проекты принесли сравнительно небольшие экономические выгоды.

Основываясь на 18-месячных исследованиях, анализе, запросах в государственные органы, а также диалоге с компаниями и гражданами, в отчёте делается вывод о том, что Карачаганак и Кашаган пока принесли стране только незначительные экономические выгоды, но временами оказывали негативное воздействие на окружающую среду, местные сообщества и население.

Несмотря на участие Казахстана в Инициативе Прозрачности в Добывающих Отраслях (ИПДО) и раскрытие ключевых данных участвующими компаниями, граждане и местные сообщества слабо информированы о Карачаганаке и Кашагане. Социальные и инфраструктурные проекты, реализуемые на местном уровне, не вполне прозрачно передаются на субподряд и иногда имеют сомнительную ценность. Экологический и социальный вред не устраняется и не компенсируется. Местные активисты беспокоятся за свою личную безопасность.

«Природные ресурсы Казахстана должны приносить пользу его гражданам, а не усиливать их проблемы. Свидетельства, приведённые в нашем исследовании, должны стать сигналом правительству Казахстана и его отраслевым партнёрам», — говорит Мария Лобачева из «Эхо», представляющая гражданское общество в Международном Правлении ИПДО. «Без осознанного участия местных сообществ и гражданского общества, а также большей финансовой прозрачности, тревожная картина, обрисованная в этом отчёте, вряд ли изменится».

Представляющий Великобританию член Глобального Совета «Публикуй, что платишь» Майлз Литвинофф, который координировал данный проект, заключает: «Отчёт ставит под сомнение целесообразность дорогостоящих нефтегазовых операций в период падения мирового спроса, COVID-19 и срочной потребности в переходе к низкоуглеродным источникам энергии».

Казахстан обеспечил 2% мировой добычи нефти в 2019 году, что сделало его 14-м крупнейшим производителем нефти в мире.

Добывающие (нефтяные, газовые и горнодобывающие) компании, зарегистрированные в Канаде, Европейском Союзе, Норвегии и Великобритании, по закону обязаны ежегодно публиковать свои платежи правительствам каждой из стран, где ведётся деятельность. В Казахстане добывающие компании и правительство также раскрывают информацию о своих соответствующих платежах и поступлениях вместе со связанной

информацией об управлении сектором в рамках Инициативы Прозрачности в Добывающих отраслей (ИПДО).

Нефть, газ и твердые полезные ископаемые являются унаследованным богатством; добыча — по сути их продажа. Налоги, связанные с добычей, роялти и прочие платежи являются государственными поступлениями в обмен на продажу невозобновляемых минеральных ресурсов. Таким образом, тематическое исследование максимально избегает проблемного термина «доход(ы)».

«Добывающий сектор Казахстана играет важную роль в развитии страны, обеспечивая 18,6% ВВП в 2017 году (и 35% общего объема государственных доходов в 2016 году). Добыча угля, нефти, газа и металлических руд являются основными отраслями в добывающем секторе Казахстана. Страна обладает самыми большими извлекаемыми запасами сырой нефти в Центральной Азии, и текущая добыча нефти составляет приблизительно 1,8 миллиона баррелей в день. Согласно Отчёту ИПДО за 2017 год, Казахстан с 1991 года добыл 86,2 миллиона тонн нефти. Обладая богатыми энергетическими ресурсами, Казахстан установил торговые отношения по всему миру. Крупнейшими импортёрами его товаров являются Россия, Узбекистан, Украина, Китай, Польша и Швейцария»- ИПДО.
Право собственности на природные ресурсы: «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу… Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.» — Конституция Казахстана.

Чего вы не знали о деятельности нефтяных компаний

  1. Раскрытие и доступность информации о добывающей отрасли Казахстана имеют неоднозначный характер. Существуют различные режимы прозрачности и законодательные требования, но реализация этих требований правительством и компаниями далека от полной и тем более скрыта для общества. Казахстанская налоговая база для добывающих компаний является общедоступной, но условия соглашений о разделе продукции (СРП) — нет.
  2. Сравнение данных раскрытой информации об обязательных платежах и данных ИПДО дало мало информации, но подчеркнуло проблемы, касающиеся управления, открытости и подотчётности сектора. СРП KPO и NCOC оплачиваются из эксплуатационных расходов, это означает, что они оплачиваются в конечном итоге Казахстаном и его гражданами, но общественные консультации вокруг них ограничены. Многие положения СРП представляют сомнительную ценность и подозреваются в коррупции. Конфликт интересов окружает NCOC, которая не отчитывается в рамках ИПДО Казахстана, но тем не менее до недавнего времени являлась членом Многосторонней Группы Заинтересованных Сторон (МГЗС) ИПДО, участвующей в принятии решений о том, как другие компании должны отчитываться.
  3. Похоже, что Казахстан пока достиг лишь минимальных экономических выгод от двух месторождений. Операторы и консорциумы совместных предприятий, по-видимому, несут и дисконтируют исключительно высокие затраты, прежде чем рассчитывать прибыль от нефти, от которой правительство получает поступления. Регистрация в Нидерландах KPO, NCOC и многих участвующих дочерних компаний затрудняет доступ казахстанских граждан к финансовой информации компании и вызывает обеспокоенность по поводу потенциального уклонения от уплаты налогов.
  4. Диалог с казахстанским гражданским обществом подчеркивает дефицит информации и подотчётности. Местные сообщества, затронутые Карачаганаком и Кашаганом, получают мало выгод, а активисты сообщают о неоплаченных и непреоделённых экологических и социальных издержках и опасениях по поводу гражданского пространства и личной безопасности.

Это значит, что правительству Казахстана, как и всему обществу    необходимо немедленно приложить усилия для раскрытия условий Соглашений о разделе продукции и начать общественное обсуждение их условий.

В этот процесс должны быть вовлечены Государства-члены Европейского союза, Великобритания и США. Их правительства должны обеспечить и поддержать своевременный доступ к полностью дезагрегированным отчётам о платежах правительствам добывающих компаний, а также их эффективный мониторинг. соответствия со стороны правительства. Кроме того, государствам-членам ЕС следует настоятельно призвать Комиссию ЕС завершить отложенный пересмотр главы 10 Директивы по Финансовой Отчетности (отчёты о платежах правительствам), а правительство США должно обеспечить, чтобы принимаемое правило по раскрытию платежей правительствам (охватывающее такие компании, как «Chevron» и «Exxon») полностью соответствовало глобальным стандартам прозрачности в добывающих отраслях.

Консорциумы и партнёры KPO и NCOC должны начать диалог с правительством Казахстана для раскрытия информации о СРП и налоговых условиях, а также обеспечить чёткую, своевременную, полностью дезагрегированную и пропорциональную отчётность по платежам правительству, как на уровне консорциума, так и на уровне компании-участника (партнёра по совместному предприятию). Кроме того, они должны полностью и инклюзивно оценивать социальные и экологические последствия и предоставлять соответствующую компенсацию. Крайне важно также использовать рычаги воздействия на правительство по защите права граждан на свободу выражения мнений. 

Казахстанское гражданское общество сейчас должно начать широкую общественную кампании за раскрытие СРП, а также полностью дезагрегированных и пропорциональных данных о платежах правительствам, как на уровне консорциума, так и на уровне компании-участника (партнёра по совместному предприятию) со свободным общественным доступом. Важно понять, что СРП сегодня – это возможное поле для коррупции и неэффективного управления.

Пришло время тщательно изучать и документировать социальные, экологические, правозащитные и гендерные последствия казахстанских добывающих проектов и отстаивать необходимые реформы.

Для этого важна активная помощь многосторонних учреждений и институциональных доноров для использования рычагов воздействия на правительство Казахстана для защиты права граждан на свободу выражения мнений, финансирования инициатив гражданского общества, направленных на обеспечение более справедливых, подотчётных и устойчивых результатов от добычи ресурсов. Конечная цель усилий — перенаправление международного финансирования с ископаемых видов топлива на переход к низкоуглеродной энергетике и диверсификацию экономики.

Продолжение материла читайте здесь.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *