Феномен Биртанова: за и против
После того, как в начале ноября Елжан Биртанов был арестован по подозрению в растрате бюджетных денег, медицинское сообщество разделилось на два лагеря. Одни считают, что экс-министр МЗ РК не смог обеспечить профессиональную организацию и управление здравоохранением. Другие отзываются о нем, как об «одном из наиболее эффективных министров здравоохранения». А на днях в СМИ появились публикации о том, что экс-министр ни в чем не виноват, так как ни одного документа он не подписывал: в это время он был либо болен, либо отсутствовал на работе. В поисках истины редакция Exclusiv.kz попросила и ту, и другую стороны обосновать свои позиции.
Не на своем месте
— Ничего личного против Биртанова не имею, но как министр здравоохранения он был абсолютно безграмотен, — считает врач-эпидемиолог Юрий Анохин, неоднократно пытавшийся встретиться с министром с глазу на глаз. — Человек пришел на должность первого руководителя, не зная основ действующего законодательства РК. И, в частности, Конституции, которая гарантирует гражданам право на безопасный труд. Здравоохранение исторически имеет один профессиональный принцип — «не навреди». Что это означает? Возьмите мировой стандарт аккредитации медицинских организаций. Там первым пунктом стоит управление рисками профессиональной безопасности, только потом идут медицинская, финансовая и прочая деятельности.
В нашем государстве в соответствии с трудовым законодательством этот вопрос (безопасный труд) поручен министерству труда и соцзащиты, а там этим занимаются специализированные частные предприятия, чья деятельность управляется инспекциями, где нет ни одного профессионального гигиениста, способного провести экспертизу и сделать заключение по условиям труда.
Последние 30 лет этот вопрос в здравоохранении вообще не поднимают. Если бы экс-министр знал конституционные требования по санитарному законодательству и требовал бы их со своих подчинённых, то в Казахстане, я уверен, не было бы никакой истерии вокруг эпидемии коронавируса.
— Как это – «не было бы»? Она же по всему миру идёт.
— Китай всегда был поставщиком угрозы для Казахстана по холере и чуме. Если там возникает новая вирусная инфекция, то она обязательно будет в Казахстане — мы оттуда получаем всё товары для жизнеобеспечения страны: одежду, продукты, технику, лекарства и так далее. До 1990 года республика старалась обеспечить санитарную защиту своих границ. Я, являясь врачом-эпидемиологом отдела особо опасных инфекции Республиканской санэпидемстанции, выезжал туда, чтобы подготовить предписания министрам — транспорта и автомобильных дорог, а также железной дороги – об определении мест для пограничных переходов и медико-санитарных формирований для своевременного выявления, локализации и проведения комплексных противоэпидемиологических мероприятий. Но, к сожалению, когда я года четыре назад побывал в свободной экономической зоне в Хоргосе, где проводится таможенный досмотр, ни одного из объектов санитарно-карантинного пункта, кроме защиты и карантина растений, равно, как и санитарных врачей-эпидемиологов, не увидел.
Возвращаясь к Биртанову. Он, как я уже сказал, должен был знать законодательство и свои профессиональные обязанности. Однако, став министром, этот человек занимался только тем, что двигал ОСМС и Кодекс о здоровье, где ввел два новых пункта – обязательную вакцинацию и донорство трупных органов, плюс буквально в прошлом году уничтожил всё диагностическую лабораторную службу. Это говорит о том, что он пришел не для сохранения здоровья сограждан, а для получения прибыли.
Если Биртанов – законопослушный гражданин, то он должен был выполнять законодательство Республики Казахстан, которое говорит, что он ответственен за безопасность своих подчинённых. Но что сделал он для безопасности медицинских работников? Проходили ли он сам и его защитники, крупные медицинские деятели и руководители здравоохранения, обязательные обучение и аттестацию по вопросам безопасности? А если проходили, то по какой программе?
— Но когда на него завели уголовное дело по растрате бюджетных средств, то в его защиту выступили самые видные в Казахстане врачи.
— Ещё бы! Почему-то среди них нет рядовых врачей, которые борются ежедневно за человеческие жизни или же собирают чемоданы в поисках лучшей доли за границей. Есть, конечно, явно заблуждающиеся, но в основном это те, кому он дал возможность развернуться, приватизировать или организовать медучреждения под себя. Естественно, они будут заступаться за своего покровителя и шефа. Одни получили в свое время преференции от него, другие с ним сотрудничали, еще одни с ним учились, дружили и т.д.
Основная цель жизнедеятельности большинства этих врачей-подписантов не здоровье людей, а корпоративные интересы. Видными докторами они стали не потому, что являются спасителями людей, оказывающими им бесплатную медицинскую помощь, а из-за того, что возглавляют крупные медицинские учреждения и фармобразования. И – обратите внимание – они выступают скопом, коллективно, подписывая это письмо. А вы попробуйте обратиться к ним к каждому по отдельности с вопросом, за что они конкретно поддерживают Биртанова? Почему они являются его сторонниками? Посмотрим – готовы ли они ответить персонально?
— Но за него заступились даже студенты медакадемии. Говорят, был большим демократом, встречался с ними, разговаривал.
— Они — подневольный народ. Когда я учился в Карагандинском мединституте, то у нас был профессор Поспелов, заведующий кафедрой социальной гигиены. Ему было уже за семьдесят, а он ездил на сельхозработы и вместе с нами собирал картошку. Вот я о нём могу сказать, как о старшем наставнике. А эти кто такие? Бомонд! Людей они не видят.
В моём сознании вообще не укладывается тактика нашей власти. Закон для всех должен быть одинаковым — от президента до рядового гражданина. А у нас одним можно всё, другим — ничего. Есть такой врач-общественник Каиргали Конеев. Так вот, в его семье случилось горе. Его брата-предпринимателя арестовали, не дав времени для реабилитации после серьезной операции, а здорового (я имею в виду Биртанова) человека отправили под домашний арест. Между тем, здравоохранение — это система государственной безопасности, и речь в данном случае, я так понимаю, идет о преступлении перед народом и государством. Воровство при строительстве домов или дорог – тоже серьезное преступление, однако не связанное с жизнью и здоровьем людей.
Должна восторжествовать истина, а они (власть) «лепят», как говорят уголовники, дела. Если отследить деятельность активистов-общественников, каждый из них попадает под уголовное преследование. А Каиргали Конеев не просто занимается общественной деятельностью, он самый активный член общественного совета Минздрава. И теперь, хочешь-не хочешь, а напрашивается мысль, что его брата посадили только ради того, чтобы тот замолчал.
Старая коммунистическая уловка
— Старая уловка – организованные обращения трудящихся в стиле коммунистического прошлого, что, конечно, никого не украшает, — сказал на правах анонимности один из рядовых алматинских врачей. — Никто из подписантов, кстати говоря, в минздраве не работал. Это говорит о том, что аппаратную работу и работу по реформированию здравоохранения они представляют очень узко или же слабо. Их интересуют лишь те положения Кодекса «О здоровье», которые касаются их специальности и где идет помощь министерства. Поэтому понять логику и ход мыслей этих подписантов можно — они видят работу минздрава не изнутри, а снаружи, детально не вникая, что сделано ведомством положительного или отрицательного для всей страны.
Удивляет отсутствие среди подписантов бывших министров здравоохранения, заслуженных и уважаемых людей, имеющих министерский уровень, опыт и знания, чтобы полноценно оценить всю деятельность коллеги Биртанова. Например, Торегельды Шарманова, Василия Девятко, Анатолия Дернового, Жаксылыка Доскалиева… Последний из перечисленных тоже очень сильно пострадал на своей должности. Уж он-то, являясь единственным реально осужденным среди министров здравоохранения Казахстана, больше всех имел моральное право высказываться в этой ситуации.
Сейчас заступающиеся говорят о том, что Биртанов лично не подписал ни одного документа, их подписывал его заместитель Олжас Абишев. Но ведь экс-министр не мог не быть в курсе событий, когда речь идет об огромных суммах. Являясь первым руководителем ведомства, он несет ответственность за деятельность всех своих подчиненных. Поэтому вопрос об его причастности или непричастности к коррупционным правонарушениям в принципе стоять не может. Возможно, не подписывая документы, Биртанов просто оказался дальновиднее, чем все его подчиненные. Почему-то акимов за то, что их подчиненные совершают коррупционные и другие правонарушения, увольняют с работы, а в данном случае речь идет не о каком-то мелком правонарушении, а о крупнейшем хищении бюджетных денег.
Если друг оказался вдруг…
Exclusiv.kz обратился к нескольким подписантам письма в защиту Елжана Биртанова с вопросом, за что они конкретно поддерживают его? Одни говорили, что их поддержку могут расценить как давление на следствие, другие после просьб дать время на раздумья, пропадали. И лишь на просторах социальных сетей редакция мы нашли пост руководителя Республиканского Центра развития здравоохранения Каната Тосекбаева с теплыми словами в адрес бывшего шефа и наставника, с которыми он выступил в первые дни после ареста Елжана Биртанова.
«О Елжан Амантаевиче. В 2006 году по программе «Болашак» я поступил в Ганноверскую Высшую Школу Медицины на магистратуру по специальности MPH. Темой магистерской работы я выбрал внутрибольничную инфекцию. Конечно, материалов и анализа по нашей стране я не нашёл, и мне пришлось менять тему. Для меня моя работа обязательно должна была быть связана с Казахстаном. Я начал сканировать интернет-пространство и наткнулся на статью Елжан Амантаевича в газете «Литер». Внизу он оставил телефон и электронный адрес. Статьи была о менеджменте и государственной программе здравоохранения. И на основе статьи я начал писать свою работу. За комментарием я позвонил к автору, и на удивление получил ответ о готовности ответить на все мои вопросы. В это время была конференция в Берлине, где я познакомился вживую….
Елжан Амантаевич один из не многих профессионалов здравоохранения с большой буквы. На занятиях в Германии по предмету «политика здравоохранения» мы проходили «Алматинскую декларацию». Если мои дети пойдут по моему пути, они будут учить основы «Астанинской декларации». И это есть заслуга бывшего министра. Он ввел ОСМС и открыл новую страницу системы здравоохранения нашей страны. Хватило воли и силы построить планы на поднятие статуса врача….
Надеюсь на беспристрастное рассмотрение дела и высокий профессионализм следователей. Надеюсь на справедливое решение суда. Придерживаюсь презумпции невиновности».
P.S. Изложив, насколько это возможно, разные точки зрения представителей медицинской общественности, редакция Exclusiv.kz воздерживается от собственных выводов и оценки действий экс-министра Е.Биртанова, поскольку это является компетенцией правоохранительных органов и суда.
Комментариев пока нет