Мажилис о создании Комитета по правам человека: «Мы не против, но мы против»
Exclusive.kz писал о предложении юриста Мереке Габдуалиева создать в мажилисе комитет по правам человека. 22 января президент ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина направила второе письмо в Мажилис на эту тему. Однако в Палате, похоже, не понимают инициативы гражданского общества. Вот какой ответ получила ответ от депутата Снежанны Имашевой.
Депутат правозащитнице: «Для расширения полномочий мажилиса нужны изменения в Конституцию»
«В соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 1997 года № 17/2 установлено, что статьи 53, 54, 55, 56 и 57 Конституции Республики Казахстан устанавливают исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его Палат. Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции», — пишет Имашева.
Также она информирует, что депутатские объединения Мажилиса Парламента создаются для выражения интересов политических партий и совместного осуществления полномочий депутатов.
«Все постоянные комитеты Мажилиса, а также депутатские объединения постоянно взаимодействуют с Уполномоченными по правам человека и Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан по вопросам, связанным с правами человека. Вместе с тем, любые обращения, в том числе и связанные с нарушением прав граждан, рассматриваются всеми депутатами на предмет необходимости внесения изменений в действующее законодательство, а в остальных случаях передаются для рассмотрения в уполномоченные государственные органы. Тем самым интересы казахстанских граждан, в том числе в части защиты прав человека, реализуются через законотворческую деятельность Парламента Республики Казахстан, на постоянной основе», — заключила парламентарий.
В переводе с канцелярского языка это означает: «В вашей просьбе отказано».
Правозащитница мажилису: «Комитет по правам человека мог бы системно принимать жалобы населения»
Вместе с тем, Торегожина предлагала несколько вариантов по созданию структуры по правам человека. 27 января она направила письмо председателю Мажилиса Нурлану Нигматулину, в котором напомнила, что ранее уже вопрос о создании комитета по правам человека в мажилисе обсуждался, и предлагалось рассмотреть его в новом созыве Палаты.
«(…) Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности. В ходе бесед с депутатами мажилиса также возникли идеи по созданию структуры по правам человека не обязательно в виде комитета, так как уже есть семь действующих комитетов. Варианты такие:
- Реформирование одного из комитетов: например, комитета по экологии в комитет по экологии и правам человека. Либо комитет по судебной реформе и законодательству в комитет по судебной реформе и правам человека.
- Подкомитет по правам человека в составе одного из действующих комитетов.
- Депутатская группа по правам человека.
- Группа по правам человека при фракции «Нур Отан».
- Межфракционная комиссия по правам человека.
Для нас, правозащитников, не принципиальна форма, а принципиально содержание. Главное, чтобы работа по правам человека в Мажилисе была систематической», — писала правозащитница.
Что имела в виду депутат?
Таким образом, возникает вопрос, что имела в виду депутат Имашева, отмечая, что расширение полномочий парламента и его палат возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию РК. В мажилисе не хотят принимать жалобы населения, потому что это не входит в его полномочия? Или там не желают системно работать с резонансными событиями, так как это будет считаться расширением полномочий Палаты? Эти вопросы мы направили депутату Имашевой.
Мы приводим нашу переписку в мессенджере WhatsApp, где депутат Имашева ответила на наши вопросы:
– В ответе Торегожиной Вы пишете: «Расширение полномочий Парламента и его Палат, возможно лишь путем внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 91 Конституции». Но Торегожина писала о том, что «Комитет по правам человека мог бы принимать жалобы таких категорий населения и системно работать с резонансными событиями, чтобы не отвлекать депутатов от их текущей деятельности». Я правильно понял, что принятие жалоб населения не входит в полномочия Мажилиса?
– Наоборот жалобы населения и не только все комитеты рассматривают каждый день, по резонансным событиям принимаются новые законы.
– А к чему тогда в ответе сказано о расширении полномочий Парламента?
– Вы хотите, чтобы отдельный комитет занимался только жалобами по правам человека?
– Было предложено несколько вариантов: к одному из комитетов присоединить тему прав человека, либо создать подкомитет, либо депутатскую группу. Чтобы в Мажилисе было, к кому обращаться на постоянной основе. Например, по беженцам из Китая. По арестам митингующих, по политзаключенным и т.д. Такой комитет мог бы давать свои заключения по проектам законов в той части, где могут нарушаются ли права человека в случае принятия соответствующей нормы.
– Основная роль Палаты – издание законов. Пример – реакция на резонанс многодетных матерей, требовавших жилье – изменился закон «О жилищных отношениях», многодетным выделена отдельная очередь. Это (беженцы из Китая – ред.) вопросы международного комитета и комитета по законодательству, они с ними работают постоянно. Все комитеты итак дают свои заключения ко всем проектам законов
– Но ведь Президент сказал, что права человека для него приоритет. Но по этой теме нет комитета в Мажилисе. Есть аграрка, оборона и т.д. Но нет именно прав человека. Почему? Может Вы подумали, что мы просим 8-ой комитет?
– Я вам в письме ответила, изучите внимательно, для чего создаются комитеты.
– Хорошо. Но я не понял, зачем сказано о расширении полномочий Парламента. Можете объяснить?
– Парламент издаёт законы, связанные с реализацией основных базовых прав человека: право на жизнь, на охрану здоровья, на труд, на образование и т.д.
– Это понятно. Не понятно, почему Вы против создания такого комитета в составе Мажилиса?
– Я не против, мы и так всем этим занимаемся, ежедневно.
Торегожина: «Депутаты не хотят заниматься правами человека, как нужно»
Тем не менее, Бахытжан Торегожина намерена продолжить попытки по созданию структуры по правам человека в Мажилисе. Exclusive.kz она заявила, что депутаты «просто не хотят заниматься правами человека так, как нужно заниматься».
«Они прекрасно понимают, что, если создадут такую структуру, сейчас все двинутся в Парламент, а им нечего будет ответить, поскольку у них нет ни полномочий, ни возможностей. Вернее, все это есть, но они просто не хотят работать, а хотят сидеть и бездельничать», — считает правозащитница.
Как выяснил Exclusive.kz, в мажилисе и сенате разное количество профильных комитетов. Семь комитетов в нижней Палате Парламента и шесть – в верхней. Оказывается, раздельные в мажилисе комитеты по аграрными делам и природопользованию в сенате объединены в один – комитет по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий. Может быть, мажилисменам нужно последовать примеру сенаторов, а на месте вакансии создать комитет по правам человека? Тем более, что и аграрный, и экологический комитеты мажилиса возглавляют депутаты от так называемой «парламентской оппозиции». «Ак жолу» и НПК наверняка будет легче договориться, кто из них возглавит аграрно-экологический комитет, а кто – по правам человека. Не будем также забывать, что в своем Послании народу Президент Токаев назвал сферу прав человека приоритетом.
Комментариев пока нет