Опасен ли распад Китая для Казахстана?
В Китае происходят тектонические изменения, которые могут привести к его распаду. Что это будет означать для Казахстана? Впервые на русском языке Exclusive.kz начинает цикл публикаций, основанных на аудио и видео-интервью известного правозащитника Серикжана Билаша, собранных Турарбеком Кусаиновым, председателем общественного объединения «Демос», членом Международной федерации журналистов.
Безусловно, распад Китая будет означать для Казахстана с его 18-миллионным населением демографическую катастрофу. Сейчас такой сценарий кажется надуманным, но радикальные изменения, происходящие сегодня во второй по величине экономике мира, делают такой сценарий далеко не гипотетическим. И прежде всего — в силу тех политических событий, которые происходят в этой стране с огромным населением.
Напомним, что недавно Коммунистическая партия Китая сняла ограничения на пребывание больше двух сроков для председателя правящей партии КНР, которое существовало со времен Дэн Сяопина- 1978 года. Это событие имеет без преувеличения историческое значение, вызвав шок в США, Европе, странах Юго-Восточной Азии. Слишком свежи еще в памяти последствия китайской «культурной революции» под руководством Мао Цзэдуна. Тогда Китай вступил в войну с Кореей, разделив один народ на две страны с противоположной идеологией. Эта агрессивную внешнюю стратегию Мао продолжил его последователь Си Цзиньпин, начав активную экономическую экспансию в регионе. В то же время, с именем Си связывают начало внутренних реформ, целью которых было «накормить голодных и одеть голых китайцев». Тогда же заметно похолодали отношения между Китаем и Казахстаном.
23 августа 2016 г. действующий полномочный представитель КНР Чжан Ханьхуэй сказал на встрече с журналистами: «Казахи! Знайте, с кем имеете дело! Мы — вторая по величине экономика в мире, одно из пяти государств, обладающее ядерным оружием! «.
Так Большой Дракон напомнил о своей сущности. Сегодня весь мир знает о последствиях политики «Великого Си» в странах Африки, оказавшихся в кабале Поднебесной на сотни лет вперед без каких-либо шансов когда-либо погасить долги.
Не исключено, что такая же судьба может постигнуть и Казахстан, привлекающий китайские «инвестиции», которые есть не что иное, как современный вид экспансии для завоевания бедных стран Азии, Латинской Америки и Африки, где западный капитализм еще не развит.
Надо отметить, что такая политика Поднебесной не всегда пользовалась безусловной поддержкой внутри страны. За пять лет правления Си Цзиньпиня в тюрьмы были брошены 270 000 высокопоставленных чиновников, десятки тысяч военных и крупных бизнесменов были вынуждены бежать за границу. Оставшиеся безмолвно подчиняются китайскому правительству. Кто же эти 270 тысяч китайцев? Как только Си Цзиньпин получил власть, он подверг репрессиям бывших военных генералов и политиков времен Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминя. Практически все они были арестованы и приговорены к пожизненному заключению. Все это было осуществлено под флагом борьбы с коррупцией и инакомыслием. Короткая оттепель, начавшаяся во время правления Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, оказалась недолгой — «обнуление» сроков правления Си Цзиньпиня окончательно похоронило надежду на демократические реформы в Китае. Сегодня Си прочно ассоциируется в глазах международного сообщества с именем Мао.
Китай ждет вторая «культурная революция», главным полигоном которой стали «центры политического переобучения», в которых содержится сотни тысяч заключенных, среди которых львиную долю составляют этнические казахи. По сути, их можно назвать нацистскими концентрационными лагерями, где полуголодные заключенные используются как бесплатная рабочая сила. Есть данные, что над ними также проводятся опыты, стали известны факты продажи их органов.
У казахов, чудом оставшихся на свободе и пытающихся покинуть Китай, конфискованы паспорта. Китай стремительно превращается в огромный закрытый лагерь. Чтобы убедится в том, что это не преувеличение, достаточно поехать в Китай и поговорить с местными казахами. Впрочем, и это будет достаточно сложно, поскольку вы немедленно окажетесь под бдительным оком полицейских, на рынках, в торговых центра, больницах, кафе и аэропортах прововдятся постоянные строгие проверки. Установлены миллионы камер наблюдения, заблокированы социальные сети, прослушиваются телефонные разговоры, в масс-медиа установлена жесточайшая цензура. Как сообщала арабская и турецкая пресса, за просмотр видео состязаний Каната Ислама более 50 казахов были арестованы. Таким образом, именно религиозные и этнические преследования могут стать первой причиной распада Китая.
Второй причиной, несмотря на жестокие репрессии, может стать развитие демократических процессов в Китае. Количество исков против правительства Китая постоянно растет, в крупных городах проходят массовые забастовки. В прошедшем году в Шанхае прошла забастовка с целью свержения Коммунистической партии, около 300 участников были арестованы. Массовые забастовки проходят в провинции Ляолин, Пекине и прилегающих к Пекину провинциях. Растут массовые выступления и в Гонконге, где едва не произошел государственный переворот под названием «Джанджун». Противостояние, длившееся почти полгода, под давлением демонстрантов завершилось мирным соглашением.
Все составляющие этого процесса могут стать признаками надвигающегося раскола китайского общества. А недавнее предложение Коммунистической партии Китая о снятии ограничений сроков полномочий китайского руководителя взволновало китайскую интеллигенцию в целом. Впервые общество, безропотно следовавшее политике Коммунистической партии Китая, открыто начало проявлять свое недовольство. Ограничения свободы слова, давление на христиан, католиков, буддистов и мусульман — все это вызвало массовые социальные волнения в Китае. Мировые СМИ также сообщали о нескольких покушениях на Си, которые могут иметь долгосрочные последствия для его здоровья. Для Казахстана все это означает появление фактора нестабильности на южных границах, где проживают более 100 миллионов китайцев. Не исключена и вероятность того, что китайский лидер захочет пересмотреть достигнутые с Казахстаном и другими приграничными государствами линии границ. Не случайно, что сегодня в крупнейших китайских СМИ идет кампания массового осуждения действий Цзян Цземиня, в которых, в том числе осуждается его «уступчивость» в приграничных вопросах.
Си Цзинпинь хорошо понимает ту опасность, которая его ждет в том случае, если он не получит пожизненный статус правителя. Если до сих пор китайские демократы рассчитывали дождаться его ухода через 4 года, то теперь их надежды на нового лидера под большим вопросом. Обсуждения этого вопросы были удалены из внутренних социальных сетей после официального распоряжение о том, что «предложение президента о внесении поправок в статью закона о двойных выборах не должно обсуждаться, эта тема не должна упоминаться, и всякий, кто будет обсуждать ее дальше, то есть по-разному объяснять, будет осужден».
Таким образом, вероятность большого социального взрыва в Китае достаточно высока и Казахстану нужно быть к этому готовым, тем более, что первыми пострадают обычные жители обоих государств, которые, в отличие от элит, не могут себе позволить эмигрировать за рубеж.
Общеизвестно, что именно глобальные потрясения в Поднебесной привели к тому, что сегодня миллионы китайцев проживают за пределами своей исторической родины: Малайзии, Камбодже, Таиланде, Индонезиии, не говоря уже о Гонконге и Сингапуре, история возникновения которых до сих отражается на взаимоотношениях с материковым Китаем.
Интерес в КНР в крупнейших западных СМИ постоянно растет. В последние годы эти СМИ опубликовали много глубоких и значимых исследований по Китаю. К сожалению, нашей аудитории они не доступны, поскольку мы по-прежнему смотрим на мир с российской точки зрения. Независимый Казахстан должен иметь независимое мировоззрение, независимый казах должен мыслить своей головой, воспринимать мир своими глазами. Нам нужна собственная точка зрения на то, что происходит с нашими соседями, и какой должна быть наша политика, если у них начнутся какие-либо серьезные изменения. Вот почему мы давно заявляем, что нам нужен институт по исследованию Китая, который бы руководил нашей национальной стратегической безопасностью.
Например, США добавили Китай в свой список опасных для туристов стран, открыто призывая их не ехать в Китай из-за недавних политических потрясений. Американцы заинтересованы в безопасности своих граждан, тем более, что КНР не дает никаких гарантий личной безопасности, открыто нарушая международные нормы и права человека.
Правительство США ввело ограничения на деятельность китайских компаний ZTE и Huawei в США в связи с обнаружением в их IТ и телекоммуникационном оборудовании шпионского программного обеспечения. Но при этом эти компании поставляют большинство коммуникационного оборудования для Казахстана. В нескольких странах Западной Европе набирает обороты скандал, связанный с утечкой персональных данных и другой важной информации тысяч крупнейших политиков, за которыми также обнаружен китайский след. В США и Европе закрываются Институты Конфуция в связи с тем, что обнаружена их связь с Компартией Китая. А в Казахстане они существуют практических при всех крупных институтах.
Когда весь западный мир бьет тревогу о китайской угрозе, Казахстан, который только вчера стал независимым, продолжает лежать на своих традиционных подушках, пьет кумыс и ест баурсаки. Когда мы начнем думать?!
Сегодня у нас есть непоколебимая целостность для нашей независимости, но пришло время серьезно задуматься о безопасности наших приграничных районов.
Западный мир расценивает крупнейший инфраструктурный проект Китая «Один путь, один пояс» по строительству сухопутного маршрута в Европу через Центральную Азию и Казахстан как последнюю битву между диктатурой и демократией. Каким будет наше место в этой непредсказуемой игре между ведущими мировыми державами с точки зрения наших политических, экономических, стратегических интересов? Это очень важный вопрос.
Не бывает империй, которые не распадаются. И нынешняя политическая конфронтация в Китае — это не просто давление на Тибет и немногочисленных мусульман в Синьцзяне. Внутри Китая нарастают социальные потрясения, растет стремление к демократии, сопротивление монопольной власти. Интернет позволяет формировать устойчивые социальные связи между демократически настроенными китайскими элитами в разных странах.
Политика «открытых дверей» Дэн Сяопина в 1980-х годах привела к тому, что десятки тысяч китайцев сегодня получили не только западное образование, но и стали носителями идеалов свободы и независимости. Они узнали и почувствовали, что коммунизм – это и есть фашизм. У империй есть два пути развития. Одна – это порочная система биологического очищения, приоритита одной рассы над другой. А другая – это перенос передовой формы цивилизации на завоеованное пространство. И хотя обе они по своей сути колонизаторские, но имеют противположный результат, который можно видеть на примере Гонконга или Владивостока.
Все, что происходит сегодня в Китае напоминает Советский Союз в 1980-е годы. Миллионы китайцев могут сравнивать политический режим в Тайване с его справедливыми выборами и независимой судебной системой и авторитарным и замкнутым режимом Китая. И сравнение далеко не в пользу последнего. Именно идеологическое банкротство в свое время разрушило Советский Союз. То же самое сегодня происходит с Китаем.
Недавние репрессии против всех религий в Китае, разрушения церквей, храмов, молитвенных домов, аресты христиан, католиков, мусульман, тибетцев — все это превращает КНР в империю зла. Мировые СМИ критикуют Папу Ватикана за поездку в Китай, считая, что тем самым он склонил голову перед Китаем, но на самом деле его визит является предупреждением. Казахстану пора обрести собственный голос, чтобы его услышал весь тюркский мир.
Комментариев пока нет