Особенности мягкой силы Китая
Что такое «мягкая сила» Китая? Крупнейшие страны Европа и США, десятки лет, безмятежно взиравшие на «культурную экспансию» Поднебесной, сегодня в панике. Китайские диаспоры в их странах имеют огромное влияние на их экономики. А чем это грозит маленькому Казахстану? Впервые на русском языке Exclusive.kz начинает цикл публикаций, основанных на аудио и видео-интервью известного правозащитника Серикжана Билаша, собранных записанных Турарбеком Кусаиновым, председателем общественного объединения «Демос», членом Международной федерации журналистов.
В британском издании «Financial Times» была опубликована специальная статья под названием: «China: the soft superpower», что означает «Особенности мягкой силы Китая». Что такое «мягкая сила»? Это отражение так называемого «культурного» перехода, который охватывает все несиловые сферы. Это бесплатное обучение студентов, стимулирование зарубежного бизнеса в работе в КНР через систему льгот, пропаганда в СМИ, создание прокитайскиого лобби в правительствах стран. Китай выделяет на эти цели триллионы долларов, сопоставимые с военным бюджетом страны.
Зачем? Прежде всего — для того, чтобы создать положительный имидж Китая через культурную экспансию. И прежде всего она направлена на интеллигенцию, которую Китай поддерживает, чтобы превратить как можно больше ее представителей в пропагандистов Поднебесной. В так называемый «духовный обмен» входят организация культурных мероприятий, издание в Китае поэтов и писателей, их творческие вечера в Китае, присвоение званий «посол культуры» и т.д. Таким образом, человек сам того не подозревая, становится проводником китайской культуры.
Другой вид «культурного обмена» — образование. Китай обучает студентов, магистрантов и докторантов с огромным количеством стипендий. Им оплачивают перелеты, предоставляют общежития на уровне специальной гостиницы, выплачивают стипендии в десятки раз выше, чем у местных студентов. В конце концов, эти люди становятся носителями китайской мягкой силы.
Яркий пример такого подхода – Димаш, казахский певец, чья звезда зажглась впервые на китайском небосклоне. Точно также элементами «мягкой силы» являются китайские фильмы, кухня, туризм, многочисленные публикации в СМИ, в которых Китай подается как самый лучший торгово-экономический партнер.
И наконец, экономика и бизнес. Компании, торгующие с Китаем, пользуются всемерной поддержкой. У них появляются огромные возможности вести дела с другими странами, где работают китайские партнеры. Искусственно созданные миллионеры открывают китайские рестораны и бизнес-клубы, получают бесплатные товары из Китая, беспроцентные ссуды, в конечном счете, улучшая китайских бизнес-климат.
Но главное – политические элиты, которым они протягивают «руку помощи». Это делается двумя разными способами. Первый — купить нынешнюю политическую элиту, дать образование их детям в Китае или убедить их близких и дальних родственников, друзей вести бизнес с Китаем или сделать их консультантами какой-либо компании. Например, кто-то работает консультантом в крупной китайской корпорации, зарабатывая 100 000 долларов в месяц, он может оплатить образование своих детей в самых престижных международных университетах. Таким образом, формируется активное прокитайское лобби во власти.
В Китае есть пословица: «Плотину в тысячу километров прорвет муравейник». Даже в Соединенных Штатах был запущен английский канал центрального канала Китая, аудитория которого стремительно растет. Политические, культурные и экономические экспансионистские идеи Китая уже успели распространиться среди американского народа. Экономическая мощь китайской диаспоры в США сегодня превосходит любую другую. Что будет с нами, казахами, которые являются девятой по величине страной в мире с населением всего лишь 18 миллионов и которая получила свою независимость только недавно, когда далекая Америка и бессмертная империя Великобритания бьют тревогу?!
Китайская диаспора
Каким образом политика так называемой «диаспоры» Китая может повлиять на правительство, политическую элиту и общество Казахстана, на будущее нашего народа? Чтобы начать эту большую тему, достаточно почитать жаркую дискуссию, которая сейчас идет в западных социальных сетях на английском и китайском языках.
В них обсуждается некий документ, адресованный руководителям организаций китайской диаспоры района Чин Тянь во всех странах Европейского Союза, таких как Италия, Испания, Австрия, Франция, Польша и др.
«Китайская диаспора из Чин Тянь, самостоятельно принявшая участие в демонстрации в Милане, проигнорировав предупреждение о защите безопасности и стабильности страны, будет арестована после возвращения в Китай. Обратите пристальное внимание на позицию людей Чин в каждой стране и своевременно информируйте нас», — написано в письме.
Это говорит о том, что правительство небольшого района доминирует над всей китайской диаспорой в Европе. В Милане, до распространения этого документа, китайские демократы провели несколько антикитайских акций. Чин Тянь расположен на юго-востоке провинции Чжоцзян, одного из самых развитых, богатых восточных и прибрежных регионов Китая. Его население составляет около полумиллиона человек, откуда только за последние годы около 320 000 китайцев уехали за границу. Таким образом, народное правительство района Чин Тянь контролирует китайскую диаспору Европы.
К слову, ими занимается Государственный комитет по диаспоре Китая, который подчиняется непосредственно Центральному политическому бюро Коммунистической партии Китая. Это говорит о том, какое внимание Китай уделяет своим зарубежным диаспорам. И вот каковы результаты: по результатам переписи, проведенной китайской диаспорой в этом регионе, в марте 2015 года, количество хуацяу (китайская диаспора) насчитывает 280 тысяч человек, а число компаний, партнеров и производственных предприятий, созданных китайской диаспорой за рубежом, достигло 491».
Этот документ является одним из примеров того, как китайская диаспора является проводником интересов своей страны за рубежом. Китайское правительство ежегодно выделяет своим диаспорам десятки миллиардов долларов.
Есть ли в нашей стране люди, которых называют хуачжэнь, хуацяо (хуачжэнь — китайцы, хуацяо — их зарубежная диаспора)? Если есть, то кто они? Какова их доля в тех миллиардах долларов, которые выделяет Компартия на развитие своих диаспор? Не являются ли эти так называемые организации китайской диаспоры угрозой миру в нашей стране, развитию нашей экономики и благополучию нашего общества? Есть ли их люди в нашей политической элите? Не находятся ли наши телекоммуникации, соц.сети, даже наши СМИ и телеканалы под контролем этих китайских диаспор? Действительно ли китайские диаспоры, как они сами говорят, являются мостом культурного обмена между нашими странами? Насколько они контролируют наши политические элиты? Давайте подумаем, казахи!
Комментариев пока нет