Казахстан в кризисе: уже покупка одежды вызывает финансовые затруднения
Впервые за последние десять лет уровень социального оптимизма казахстанцев упал ниже кризисного 2009 года.
Как показывает очередной замер «Евразийского монитора», в начале 2021 года в Казахстане произошло значительное ухудшение социальных настроений. По некоторым показателям, например, по такому ключевому, как уровень удовлетворенности населения своей жизнью, ситуация сопоставима с кризисом 2009 года: доля неудовлетворенных в 2009 и 2021 г.г. составила треть опрошенных (по 35%). Это самый низкий показатель за период наблюдений с 2004 года, когда неудовлетворенность испытывала только пятая частью населения.
Казахстанцы стали, во-первых, заметно хуже оценивать экономическое положение страны. Однако, больше вызывает тревогу то, что экономику страны считают более плохой по сравнению с оценкой собственного материального положения. Так, число тех, кто полагает, что в 2021 году экономическое положение страны плохое и очень плохое составило 44% от числа участников опроса. Всего год назад, в 2020 году, таких ответов было 14%, а в 2009 году – 15%. При этом материальное положение семьи назвали плохим 26% опрошенных (в 2009 году – 14%). Такие сопоставимо низкие показатели оценок семейного положения были зафиксированы по опросам только в 2004 году – 21%. Вместе с тем, доля тех, кто назвал уровень благосостояния своей семьи, как хороший и скорее хороший, уменьшилась по сравнению с 2020 года в два раза – с 31% до 14%.
Эти данные подтверждаются и ответами на следующий вопрос анкеты. Так, число тех, кто сказал, что едва сводят концы с концами, а денег не хватает даже на продукты, в 2021 году составило 13%, при том, что за период наблюдений с 2004 года, число таких ответов не превышало 10% (в 2009 году).
Произошло заметное снижение и базового в потребительском отношении слоя казахстанского общества, т.е., тех, кому денег хватает на продукты и одежду, но вот покупка вещей длительного пользования (чаще всего речь идет о крупной бытовой технике) вызывает затруднения. Сейчас это рекордные 31% (начиная с 2004 года их доля никогда не падала ниже 40%). В то же время число представителей казахстанского среднего класса («могут без труда приобретать вещи длительного пользования») снизилась до 16%, едва не достигнув уровня падения 2009 года (14%).
Таким образом, Казахстан ждет серьезное снижение потребительской активности в таких базовых составляющих, как покупка продуктов и одежды, а также товаров длительного пользования. Как правило, это неизбежно приводит к стагнации в сфере МСБ, снижению занятости, ухудшению макроэкономических показателей в целом.
Все эти негативные изменения не могли не сказаться на уровне социального оптимизма населения. Отвечая на вопрос, «Через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?», 12% полагают, что будут жить хуже, чем сейчас (самый низкий показатель, начиная с 2004 года). Только треть (34%) респондентов прогнозирует улучшение, и, кстати, следует заметить, что снижение социального оптимизма опросы фиксируют, начиная с 2016 года. И, конечно, не может не настораживать тот факт, что почти треть опрошенных (30%) затруднилась с ответом о том, какой будет их жизнь в такой близкой перспективе, как следующий год.
В материале приведены результаты ответов на мониторинговые вопросы проекта «Евразийский монитор». Опрос проводился с 6 по 19 февраля 2021 года на собственные средства Фонда. Опрос проведен на основе общенациональной выборки с соблюдением квот по полу, возрасту и месту проживания. Объем выборки составил n=1180.
Комментариев пока нет