Ольга Цой: «Государство создает информационные поводы, а мы делаем новости»
Поддержать

Ольга Цой: «Государство создает информационные поводы, а мы делаем новости»

О буднях и праздниках одного из ведущих телеканалов страны нашему журналу рассказывает директор информационно-аналитических программ телеканала «Хабар» Ольга Цой.

 — Расскажите, пожалуйста, как начался Ваш путь на канале «Хабар»?

 — Меня несколько раз приглашали работать в Агентство, но всякий раз я отвечала, что еще не готова, что для «Хабара» нужно созреть, дорасти профессионально, набраться опыта… Я всегда была убеждена и убеждаюсь теперь на практике, что на «Хабаре» работает действительно самая профессиональная команда, здесь особая атмосфера, ощущение чего-то фундаментального, качественного, большого…  и если выбирать «Хабар», то точно надолго. И вот настал в моей жизни необычный период, когда со мной происходили чудесные события, вдруг неожиданно я оказалась перед выбором – как продолжить свой профессиональный путь? Это была весна 2012 года. Я разослала свое резюме руководителям казахстанских телеканалов, и через некоторое время мне позвонила Асель Балгаева, тогда она возглавляла  информационную службу, мы встретились и она сказала: «Давай уже на «Хабар»!». Как раз в новостной службе шел процесс финального этапа передислокации  новостей из Алматы в Астану, и нужен был выпускающий редактор и ведущий в одном лице для утренних и дневных выпусков. Так и начался мой путь на «Хабаре». Ну а потом закрутилось, завертелось… и затянуло.

 

— «Хабар» —  главный государственный общественно-информационный канал страны. Помогает ли такой имидж в работе или мешает?

 — И да, и нет. Бытует мнение, и многие его в корыстных целях используют, что, мол, новости «Хабара» — новости для чиновников и про чиновников. Мне бы хотелось опровергнуть этот стереотип. И надеюсь, это видно по эфиру с начала нового сезона, когда мы запустили новый формат новостей «Итоги дня». Нашей команде интересно делать новости прежде всего для населения страны, для тех, кто действительно интересуется новостями,  и включает телевизор в 20.00 или 21.00, чтобы не себя в нем увидеть, а узнать что-то новое для себя — как и чем живет мир, республика, регион, село, что будет завтра и как это самое завтра может повлиять на жизнь. Когда мы верстаем выпуск новостей, представляем себе нашего потенциального зрителя. Это могут быть друзья, родители, соседи и так далее. Это могут быть руководители структур, чиновники, бизнесмены…  Неважно. Новости адресованы всем. За исключением случаев, если мы с экрана телевизора делаем запрос к какому-либо конкретному руководителю госструктуры с просьбой прокомментировать проблемный вопрос. Бывает и такое, когда отдельные чиновники предпочитают прятаться за спинами своих пресс-секретарей. Наша работа – на важные и главные события дать разные точки зрения, включая официальную, и мы предоставляем для этого площадку. Объективность – золотое правило журналистики. Поэтому чтобы ни у кого не возникало вопросов по поводу присутствия государства в формировании новостного ряда, я отвечу так: государство создает информационные поводы, а мы делаем новости. «Хабар» всегда был и будет проводником между властью и населением. И обо всех государственных программах мы говорим исключительно с точки зрения выгоды для населения.

 

— По какому принципу Вы отбираете новости для эфира, допустим, когда происходит много событий, и нет возможности поставить в эфир все сюжеты?

 — Событий действительно много. Жизнь ускоряется, как адронный коллайдер… А принцип отбора очень прост. Новость должна быть действительно новостью. А дальше место в новостном блоке определяется по степени важности. Я бы назвала это весом новости. Кроме того, существует конкретная концепция итоговой вечерней программы, если речь идет о ней. Общий настрой таков – рассказать о событиях уходящего дня, заглянуть в день завтрашний и обязательно пожелать зрителю спокойной ночи. Очень важно, чтобы зритель ощущал себя в потоке событий, сидя перед телевизором. Визуализированная информация его должна постоянно увлекать. Для этого не обязательно показывать расчлененку и кошмары. Мы говорим о том, что должен знать каждый, мы прорываемся в высокие кабинеты, чтобы от первых руководителей ведомств получить ответы, которые волнуют казахстанцев. Если новость заинтересует нашего потенциального зрителя, она будет достойна эфира. Главный критерий – зрительский интерес.

 

— За 20 лет многое изменилось в мире СМИ, появились новые возможности. Как менялся канал, какие новые подходы в освещении событий он стал применять за эти годы? И какие традиционные журналистские подходы «Хабар» Вы применяете в работе до сих пор?

 — Нашей команде новостников повезло делать документальный фильм к 20-летию «Хабара». Он так и называется «20 лет в эфире», 23 октября в 21.30 запланирована премьера на нашем канале. Посмотрите обязательно. Это целая эпоха отечественного телевидения. Так вот, пока готовили документальную ленту, сами для себя сделали много интересных открытий. Это, конечно, уже история. И насколько увлекательная, что мы сами погрузились в те времена, когда новости делали первые шаги. Мурашки по коже, честное слово.. Мне бы очень хотелось оказаться в том времени. Наши старшие коллеги с блеском в глазах и с таким восторгом, ностальгируя, рассказывают, с какой прытью, интересом, невероятной энергией команда готовила выпуски новостей, прямые эфиры, трансляции.. Мне очень понравились слова Ерлана Бекхожина, он в своем интервью для фильма «20 лет в эфире» сказал: «Если кто-то звонил к нам на программу, начинал вмешиваться, то было абсолютное понимание, что этот человек на следующий день теряет работу. Потому что вмешиваться не имел права. Просто вмешиваться в нашу работу!». В общем, телевизионная жизнь кипела. И вот именно тогда были заложены теперь уже классические подходы и приемы в подготовке выпусков. Мы хотим эти традиции продолжить, потому что это на самом деле мощная телевизионная школа. Такому в университете не научат. И вот что интересно: мы вроде бы что-то изобретаем, а оказывается, 20 лет назад это уже было. Конечно, в современном варианте какие-то форматы получаются причесанными под стать времени и с использованием новых технологий, но все же… Еще раз убеждаюсь, что все новое – это хорошо забытое старое.

 

— Совсем недавно канал заявил об изменении формата новостей, появились новые лица, в новостной службе произошли серьезные кадровые изменения. Какая сейчас команда новостников?

 — 17 августа 2015 года мы начали активную фазу реализации проекта трансформации процессов в новостной редакции. Мы запустили новый формат вечерней итоговой программы и дали ей «имя» «Итоги дня»/ «Қорытындыжаңалықтар», запустили новое оформление, усилили команду ведущих медийными лицами, укрепили состав журналистов и режиссеров, решили несколько технических задач, перестроили работу редакции, добавили творческих форматных приемов и т.д. И в этом увлекательном процессе сформировалась крепкая команда. Я уверена, что на сегодняшний день это одна из сильнейших в профессиональном плане новостная редакция. Каждый из членов нашей дружной команды – часть большого механизма, где все работает по определённым правилам, которые мы сами себе установили. При этом успех кроется не только в том, что каждый четко выполняет свою работу на определённом участке, но и вкладывает в конечный результат всю свою душу, творчество, живет от планерки до планерки общей идеей, в постоянном поиске новых решений, при этом есть и чувство плеча и понимание общих целей. Это на самом деле очень важно. А коллектив у нас не маленький. Только в Астане в информационной службе трудится более ста человек. Это и редакторы и корреспонденты, и режиссеры эфира, режиссёры монтажа, ассистенты, администраторы и так далее. Не так давно к нам присоединились Руслан Оспан и Александр Трухачев. Они в качестве главных редакторов практически в ручном режиме управляют процессами внутри редакции.

Я очень доверяю их опыту и таланту. Не могу не отметить тот факт, что в новостях появилась продюсерская служба, где трудятся Гульфариза Рамазанова и Ердаулет Байдуллаев. Исторический запуск ракеты, на борту которой находился казахстанский космонавт Айдын Аимбетов, мы показали зрителям в специальном выпуске новостей в прямом эфире. Это удалось сделать, безусловно, благодаря, в том числе и отличной работе продюсеров. Наши молодые, креативные, с горящими глазами, бегущие с микрофонами только вперед Руслан Идрисов, Индира Жылкайдарова, Асхат Ниязов, ТалгатУали, Дамир Галиев и другие корреспонденты готовы браться за самые сложные темы. Эта молодая гвардия восполняет дефицит профессиональных журналистов, который, не будем скрывать, сложился в последние годы на информационном рынке.  Уверена, что наши корреспонденты достигнут серьезных результатов в собственном развитии, и таким образом внесут лепту в целом в развитие казахстанской журналистики. В каком-то невероятном, бешеном цейтноте, что называется «на честном слове и на одном крыле», но всегда безупречные в кадре журналисты президентского пула – Мухтар Ибраймов, Дмитрий Крюкович, Зайнура Байжигитова и Гульнара Жандагулова открыли для себя совершенно иное направление в журналистике и с каждым днем повышают свой уровень. Мы экспериментируем и пробуем новые форматы подачи информации. Так у нас «родился» аналитический центр, частыми спикерами которого стали наши обозреватели НазымТенельбаева, Эльвира Жургенбаева, Назия Туякова, Кайрат Журумбаев. И конечно, без опытного профессионального режиссера и его команды телевизионного продукта не бывает. С Зохиджоном Хаджиметовым не стыдно и не страшно в любой прямой эфир. Это я по себе знаю. Надеюсь, зрители увидели изменения в составе лиц новостных программ, и заметили многие другие новые визуальные и не только, решения… Я так могу бесконечно говорить о каждом из редакции, потому что каждый лично мне, как член семьи, очень дорог. Для нас это больше, чем просто работа. 

 — То есть, вы уверены, что именно кадры решают все?

 — Абсолютно! С профессиональной командой под силу любые задачи. Главное — не останавливаться на достигнутом.

 

— Оправдали ли себя эти перемены, есть ли уже какие то результаты?

 — Прошло всего два месяца. Конечно, рано пока делать какие-то выводы. Но тенденция все же наметилась.  По вечерним выпускам мы добились прироста в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это серьезное достижение за столь короткий промежуток времени. Поминутные показатели позволяют сделать вывод о том, что «Итоги дня» способны практически с нуля разогнать доли в несколько раз и честно отвоевать своего зрителя. Это большая заслуга редакции. Но мы еще не все сделали для преображения формата, поэтому не хочу делать выводы сейчас. Пусть нас оценит зритель. 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.