Единый баланс планеты Земля
Поддержать

Единый баланс планеты Земля

Эндрю Шэн, Сяо Гэн

На прошлой неделе мир в 51 раз отмечал День Земли. Выбранная в этом году тема мероприятий – «Восстановим нашу Землю» – была весьма подходящей. Как напомнила нам пандемия Covid-19, влияние человеческой деятельности на планету никак не ограничивается государственными границами. Земля – это единая, живая, саморегулирующаяся система, и она требует единой, общей системы учёта, которая сводит баланс на глобальном уровне. Нам нужен балансовый отчёт всей планеты Земля.

В телеграмме 1946 года Альберт Эйнштейн просил у спонсоров финансирование на «дело жизни и смерти: использовать атом на благо человечества, а не для его уничтожения». Он утверждал, что «необходим новый образ мыслей, если человечество хочет выжить и двигаться на более высокий уровень». То же самое можно сказать и об экологическом кризисе, созданном руками человечества. Чтобы выжить и прийти к лучшему, более устойчивому будущему, нужен «новый образ мыслей».

Продуктом прежнего образа мыслей стала политическая система на основе национального государства. Власти оценивают материальное влияние своих действий на местное население, и этот эффект измеряется в количественных экономических показателях, таких как ВВП. В системе национальных счетов ООН (разработанной в 1953 году, обновлённой в 1993 году и ещё раз подтверждённой в 2008 году) акцент делается на измерении различных потоков – доходов, расходов, импорта и экспорта.

Но даже если бы у нас имелось достаточное количество данных (например, о стоимости земли и правах интеллектуальной собственности), недостатком системы национальных счетов оставалось бы постоянное несовпадение объёмов потоков и запасов. Неточность измерений стоимости многих активов и пассивов, а также прибылей и убытков, означает, что все расхождения в балансе обычно сваливаются в кучу в раздел «Ошибки и пропуски», что затрудняет оценку их влияния.

Но все потоки и запасы оказались бы сбалансированы на уровне общепланетарной системы. Это значительно упростило бы измерение эффекта действий каждой страны на общее целое.

Существует традиционно экономический аспект этого императива. Например, после Азиатского финансового кризиса 1997 года стало ясно, что действия японских компаний и банков, корректировавших свои балансы, привели к депрессии или финансовым проблемам в других странах. В современной суперинтегрированной мировой экономике нельзя полагать, будто национальные балансы существуют в изоляции. Если баланс одной страны становится слишком хрупким, другие страны тоже оказываются под угрозой.

Но у этой проблемы есть ещё и социальный аспект. Взгляните на нарастающий глобальный долговой навес. Каждому долговому обязательству соответствует определённый актив, который является устойчивым, если он приносит социальную отдачу большую, чем стоимость финансирования. Однако эта социальная отдача (или социальные издержки) редко измеряется. И это серьёзный пробел для тех, кто разрабатывает меры по предотвращению трудностей с обслуживанием долга. Лучше было бы учитывать, как долг, так и связанный с ним актив, в том числе соответствующие издержки и выгоды. Для этого нужна глобальная перспектива, опирающаяся на экономические, социальные и экологические соображения.

Если говорить шире, общепланетарный баланс способен серьёзно помочь в обнаружении глобальных дисбалансов. Некоторые из этих дисбалансов уже очевидны, например, в доходах и богатстве. Однако другие пока что не измерены адекватным образом, например, загрязнение природы и узкие места в глобальных производственных цепочках.

Инновационные инициативы таких компаний, как Visual Capitalist, демонстрируют пользу подобной работы. Например, получив более чёткую картину высокозатратной модели потребления с большими объёмами углеродных выбросов, мир стал бы лучше подготовлен для коррекции этой модели с помощью целевых инноваций и инвестиций.

И здесь мы обнаруживаем другую важную пользу общепланетарного баланса: он позволяет обнаружить области, в которых глобальное или региональное сотрудничество может принести важные, пусть даже и косвенные, выгоды. Например, системный взгляд, наверное, покажет, что мир должен быть весьма заинтересован – экономически и экологически – в коллективных действиях, призванных помочь Африке справиться с различными проблемами, касающимися населения, продовольствия, энергетики, здоровья и безопасности.

Но что, наверное, самое фундаментальное, общепланетарный баланс ярко продемонстрирует, что вместе с правом отдельных стран действовать в собственных интересах у них появляются и обязательства. Если, например, какая-нибудь страна расширяет интенсивное землепользование или строит загрязняющие природу заводы, тогда её национальные счета покажут пользу таких действий для ВВП страны, и эта польза может восприниматься как перевешивающая экологические издержки. Однако общепланетарный баланс покажет, что соответствующие экстерналии, например, вырубка лесов или загрязнение природы, вредят здоровью человека, рабочим местам и природе во всём мире, и это серьёзным образом изменит итоговый расчёт.

Недавнее решение Японии поэтапно слить воду из резервуаров атомной электростанции «Фукусима-1» в Тихий океан представляет собой яркий пример подобного противоречия. Японские власти утверждают, что противники этого решения рассуждают ненаучно. Но критики продолжают утверждать, что, слив этой воды нанесёт вред природе и станет нарушением прав человека в соседних странах.

Какими бы ни было наилучшее решение, данный вопрос явно касается не одной только Японии. И поэтому эта страна обязана учитывать не только внутреннюю стоимость финансирования альтернативного решения, но и внешние обязательства, которые возникают из-за принятого решения. Даже если эта вода окажется безопасной, данное решение может усилие недоверие, что может привести к большим убыткам для всех.

Пандемия показала, что коллективные проблемы нужно решать всем вместе, правительству и обществу. Она также показала, что недостаток полных, прозрачно распространяемых данных может привести к выбору ошибочных, частичных подходов, а также к крайне вредному недопониманию.

У нас имеется достаточно экономических и экологических данных, чтобы подготовить первый, предварительный вариант общепланетарного баланса, в том числе благодаря технологиям больших данных и социальным сетям. Эти данные можно и нужно собирать коллективно, подобно Wikipedia. Более того, учитывая многоаспектный и мультидисциплинарный характер общепланетарного баланса, было бы неуместно браться за эту задачу отдельному человеку или даже группе экспертов. Эту работу должна возглавить глобальная комиссия, собранная под эгидой многостороннего сотрудничества.

Создавать общепланетарную систему будет нелегко и, несомненно, она вызовет националистическое сопротивление во многих странах. Но, как и в случае с использованием атома, это дело жизни и смерти. Общепланетарный баланс является тем самым «новым образом мыслей», который нам нужен, чтобы «выжить и двигаться на более высокий уровень».

Эндрю Шэн – почётный научный сотрудник Азиатского глобального института (AGI) при Гонконгском университете, член Консультативного совета ЮНЕП по устойчивому финансированию. Сяо Гэн – председатель Гонконгского университета международных финансов, профессор и директор НИИ Морского шёлкового пути при Бизнес-школе HSBC Пекинского университета.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.