Какое место займет Казахстан в климатическом соревновании?
Казахстан вынужден стать участником глобального «климатического соревнования», поскольку входит в зону наиболее ускоренных темпов температуры — на +0,31°С каждые 10 лет. Но проблема еще и в том, что, если он не выполнит свои обязательства, экспорт сырья, на который мы уповаем, станет экономически бессмысленным.
Наиболее ускоренными темпами теплеет в средних и высоких широтах полушарий Земли, включая территорию Казахстана. За 1976-2019 годы скорость повышения среднегодовой температуры каждые 10 лет в среднем по всему земному шару составляла +0,18°С. На территории Казахстана повышение происходит более быстрыми темпами, а именно на +0,31°С каждые 10 лет. Естественно, что изменение климата приводит к увеличению не только усредненной по годам температуры, но и увеличению количества и максимальной температуры аномально жарких дней. За последние годы в большинстве регионов страны побиты рекорды максимальных температур воздуха, увеличивается повторяемость дней с экстремально высокими температурами. С каждым десятилетием происходит увеличение общей продолжительности волн тепла, особенно это заметно на юге и западе Казахстана. В то же время все чаще наблюдаются сильные ветры, дожди, паводки на горных реках и маловодье на равнинных реках, сели и оползни.
Вклад Казахстана в глобальное потепление
В конце 90-х годов ХХ в. и в начале 2000-х годов многие страны на бывшем постсоветском пространстве переживали ажиотаж, связанный с участием в Киотском протоколе. Ожидалось, что они смогут от этого получить большие экономические выгоды, особенно это касалось стран с переходной экономикой. Дело в том, что квоты на выбросы парниковых газов устанавливались относительно уровней 1990 г., а в бывших постсоветских странах это был период резкого спада производства, а значит значительно снизились выбросы парниковых газов. В Украине, Беларуси и России многие руководящие органы планировали продать излишки квот, полученные за счет спада производства («горячий воздух»), западным странам. Позднее к этому процессу присоединился также и Казахстан. Для нашей страны процесс присоединения к Киотскому протоколу затянулся более чем на десятилетие с ратификацией Киотского протокола Законом от 26 марта 2009 г.
Никакой экономической выгоды от продажи «горячего воздуха» наша страна не получила, впрочем, так же, как и большинство других стран. Однако Казахстан решил участвовать в Киотском протоколе с количественными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов, то есть на условиях развитых стран и стран с переходной экономикой. Это привело к регулярным подсчетам выбросов парниковых газов и их поглощения на территории страны, а впоследствии и на уровне компаний.
Важно отметить, что данные наших ежегодных национальных докладов предоставляют картину за два года до подачи национального доклада в Секретариат РКИК ООН, поскольку необходимо время на сбор и обработку данных. При этом они показывают тенденции по парниковым газам с 1990 г. Так, в 2017 г. Казахстан увеличил объем парниковых газов в атмосфере на 346,15 млн тонн СО2-эквивалента. Это меньше по сравнению с 1990 г., когда этот показатель составлял 370,18 млн тонн СО2-эквивалента. Однако, если в 90-е годы ХХ века выбросы парниковых газов нашей страны резко упали по причине спада производства, то с 2002 г. происходит ежегодный их прирост. Это отличает Казахстан от большинства развитых стран, где происходит постепенное снижение либо приостановление дальнейшего роста выбросов парниковых газов на национальном уровне. В этом отношении мы сейчас ближе к тем развивающимся странам, которые пока увеличивают свое воздействие на климатическую систему, например, Индия, Китай и Индонезия.
Почти 82% выбросов парниковых газов в Казахстане приходится на энергетическую деятельность, охватывающую процессы от добычи ископаемого топлива (нефти, газа, угля) до их сжигания с целью получения энергии. Около 40% этого объема приходится на производство тепло- и электроэнергии, где по-прежнему основным видом топлива остается уголь с очень высоким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ. На транспорт приходится около 8% выбросов, но этот показатель растет с каждым годом.
С одной стороны, Казахстан выбрасывает по-прежнему менее одного процента от общего объема выбросов парниковых газов всех стран мира, который составил 49,4 млрд тонн СО2-эквивалента в 2016 г. С другой стороны, на каждого гражданина Казахстана, включая детей, приходится почти 20 тонн СО2 в год. Этот показатель сравним с такими развитыми странами, как Австралия и Канада, но он примерно в 2 раза превышает показатель по России. Можно сказать, что «углеродный след» казахстанца примерно равен «углеродному следу» австралийца и канадца при существенно более низких уровнях благосостояния граждан и развития национальной экономики.
Важно отметить, что с 2013 г. в Казахстане введена в действие национальная система квотирования и торговли выбросами парниковых газов на уровне компаний с объемами выбросов свыше 20 тыс. тонн СО2-эквивалента в год. Она охватывает сейчас 140 компаний нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической отраслей, а также компаний, занимающихся производством стройматериалов (цемента, извести, гипса и кирпича). В целом, на них приходится более 40% общего объема выбросов парниковых газов по стране, и каждая из компаний ежегодно ведет подсчет своего объема выбросов парниковых газов. А это дает возможность вести учет воздействия на глобальное потепление на уровне наиболее крупных промышленных компаний страны, и вовлекать их в климатические действия.
Последствия и прогноз до 2030 года
Если не будут предприняты беспрецедентные меры по переходу к нулевому уровню выбросов парниковых газов к середине нынешнего века, то глобальное потепление к концу текущего века может достигнуть 3-4°С. Согласно данным Специального доклада МГЭИК о глобальном потеплении на 1,5°C, рост глобальной усредненной температуры до 1,5°C при нынешних темпах роста будет достигнут в 2030-52 годы. Однако на территории Казахстана, согласно результатам моделей глобального климата, средняя годовая температура уже к 2030 г. может подняться практически на 2°С, а годовое количество осадков увеличится менее чем на 10%.
Наибольший рост температуры ожидается в зимний и летний сезоны. Таким образом, нас ждет неблагоприятное сочетание значительного повышения температуры воздуха и незначительного увеличения количества осадков, что приведет к ухудшению условий увлажнения на территории Казахстана. В летний период в южных регионах возможно даже уменьшение количества осадков. При этом продолжится деградация ледников в горах востока и юго-востока Казахстана, а исчезновение малых ледников приведет к пересыханию малых горных рек в летний период.
Увеличится речной сток в весенне-летние месяцы (май-июнь) и значительно уменьшится в июле-августе, когда наиболее необходима влага для урожая. При потеплении климата на 2-3°C неизбежно дальнейшее возрастание селевой активности, паводков и наводнений. Такие изменения климата могут повлечь за собой ряд негативных последствий для экономики, прежде всего, сельского хозяйства и условий жизни людей, включая дефицит воды и большие риски экстремальных погодных явлений.
Последствия для развития экономики и здоровья населения
Сельское хозяйство занимает весомую долю в экономике Казахстана. В стратегии «Казахстан-2050» предусмотрено увеличение к 2050 г. доли сельскохозяйственного производства в ВВП страны в 5 раз, то есть доведения до уровня около 25%. Вместе с тем, в Специальном докладе МГЭИК об изменении климата и землепользовании наш регион отмечается как один из наиболее уязвимых. При любом сценарии развития событий климатические угрозы для сельского хозяйства возрастут за счет целого ряда факторов.
В сельскохозяйственном обороте республики находится более 21 млн га земель, на 95% из них сельскохозяйственные культуры возделываются без полива. Оценки урожайности яровой пшеницы, основной зерновой культуры, показали, что в условиях ожидаемого климата к 2030 г. урожайность по восьми зерносеющим областям составит 63-91% от их современного уровня.
Вероятно, увеличится прямой ущерб от учащения таких опасных гидрометеорологических явлений, как засуха, паводки, наводнения, маловодье, сильный ветер. Также изменение климата принесет такие угрозы здоровью населения, как новые болезни и преждевременная смертность. Возможно ухудшение социально-экономического положения некоторых регионов страны. В сельской местности, где проживает более 40% населения и большинство населения Казахстана с низкими доходами, уменьшение урожайности сельскохозяйственных культур усугубит ситуацию.
Внешнеполитические последствия
Казахстан недостаточно обеспечен водой и основную часть водных источников составляют поверхностные водоемы. Только около половины водных ресурсов формируется на территории Казахстана, остальная часть поступает с территорий сопредельных государств: Китая, Узбекистана, Кыргызстана и России. Поэтому проблемы трансграничного перераспределения речных стоков на границе будут только нарастать. Страны выше по течению будут стараться удержать как можно больший объем воды на своей территории, что создаст проблему доступа к водным ресурсам стран ниже по течению, а также угрозу переполнения водохранилищ с последующим прорывом плотин и разрушением населенных пунктов и даже человеческими жертвами.
Казахстанская энергетика по-прежнему основывается преимущественно на сжигании угля, поэтому производство многих видов продукции сопровождается высокими уровнями выбросов парниковых газов, то есть делает ее высокоуглеродоемкой. Уже в ближайшие годы это может сделать экспорт многих товаров из Казахстана невыгодным. Все больше известных зарубежных компаний принимают на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, включая в них также положения по сокращению «углеродного следа» продукции, закупаемой у поставщиков. Одной из таких международных инициатив является инициатива «Научные цели» (англ. — Science Based Targets), к которой уже присоединилось около тысячи компаний. Ограничения по продукции с высоким углеродным следом получают развитие и на уровне стран. То, что еще недавно казалось казахстанскому бизнесу «страшилками экологов» уже озвучивается и реализуется на уровне компаний и политиков самого высокого уровня.
Глобальное потепление может превратить многие территории в непригодные для жизнедеятельности человека. Последствия изменения климата могут привести к новому витку борьбы стран за территории и массовым потокам международной миграции в результате экстремальных природных явлений и невозможности выживания на определенных территориях. Многие годы на международном уровне безрезультатно обсуждался вопрос о «климатических и экологических беженцах». Казахстан — страна с большой территорией и очень низкой плотностью населения, поэтому есть вероятность, что он может оказаться привлекательным объектом в плане заселения территорий и столкнуться с попытками их захвата, а также с массовым притоком мигрантов.
Аварийный выход
Казахстан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 15% до 2030 г. относительно базового 1990 г. и закреплен в Стратегическом плане развития РК до 2025 г. Это означает необходимость сокращения выбросов парниковых газов на уровне страны относительно текущего уровня примерно на 9-10% или в абсолютном выражении — примерно на 30 млн тонн СО2.
Определенные шаги в направлении климатического «аварийного выхода» были сделаны правительством страны уже после присоединения к Киотскому протоколу в 2009 г. Тогда представители казахстанского бизнес-истеблишмента не сразу осознавали значимость климатических вопросов для будущего развития страны. Осознание пришло лишь в конце 2011 г. с введением в стране квотирования выбросов углекислого газа для крупных предприятий в нефтегазовом секторе, энергетике и промышленности. Она направлена на то, чтобы ввести рыночную цену на выбросы углекислого газа, а в последующем, возможно, и на другие парниковые газы, чтобы тем самым стимулировать компании к снижению их выбросов. Это стало большой неожиданностью для представителей нашего бизнеса, который недооценил предлагаемое регулирование выбросов парниковых газов. Лобби нефтегазового и энергетического секторов постоянно и на самом высоком уровне блокирует полноценное применение регулирования их выбросов парниковых газов, откладывая его на более поздний период. Тем не менее, в среду казахстанского бизнеса уже пришло понимание, что впереди нет «тучных» десятилетий, основанных на экспорте нефти в другие страны и сжигании угля внутри страны.
В качестве трех основных способов сокращения выбросов парниковых газов в масштабах страны признаются переход со сжигания ископаемого топлива (угля, нефти, газа) на возобновляемые источники с выводом из эксплуатации старых электростанций и ТЭЦ; энергосбережение и повышение энергоэффективности; увеличение поглощения углекислого газа на территории Казахстана посредством лесовосстановления, лесоразведения, улучшения управления лесами. Пожалуй, пока более или менее заметно развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), где планируется довести их долю в производстве электроэнергии до 6% — в 2025 г. и до 10% — к 2030 г. До 2050 г. их доля должна достигнуть 50%.
Двигаться в направлении «климатического аварийного выхода» должны не только страны, компании, но и каждый гражданин. Наше потребление энергии, товаров, услуг, тоже имеет свой «углеродный след» в объеме выбросов CO2. Все чаще обсуждаются возможности сокращения углеродного следа путем перехода на веганский и вегетарианский рационы питания. В Специальном докладе МГЭИК об изменении климата и землепользовании говорится об изменении диетических предпочтений как одной из многих мер по сокращению выбросов парниковых газов от продовольственного потребления. В целом переход на диету с большим потреблением продуктов растительного происхождения позволит снизить углеродный след, связываемый с выбросами метана. Однако необходимо помнить, что любая пищевая цепочка связана с выбросами парниковых газов. К примеру, выбросы метана наблюдаются и при выращивании риса, а не только крупного рогатого скота или коров. В крупных городах Казахстана в последние годы развивается гражданское движение — отказ от личного автомобиля в пользу перемещения с меньшим или нулевым углеродным следом: общественный транспорт, электроскутеры, велосипеды, пешие прогулки. Самое активное движение в направлении безуглеродного транспорта происходит в Алматы.
Подводя итоги, нужно сказать, что для успеха в глобальном климатическом соревновании в Казахстане движение должно стать массовым. В него должны включиться не только государственные органы, бизнес, неправительственные организации, но и каждый из нас.
Подготовлено по материалам исследования «Завтра было поздно. Экологические риски Казахстана».
Комментариев пока нет