О чем расскажет туристам Центральное кладбище Алматы
Поддержать

О чем расскажет туристам Центральное кладбище Алматы

Прогулки по некрополям, кладбищенские квесты во многих странах стали неотъемлемой частью туристического досуга. Вспомним вашингтонский Арлингтон, московское Новодевичье кладбище, парижское Сен-Женевьев-де-Буа. Центральное кладбище Алматы – такой же интересный объект. По надгробиям известных личностей можно наблюдать за ходом истории, изучать судьбы тех, кто ушел в вечность. 

Центральное кладбище Алматы — элитный некрополь. Нигде больше не сосредоточено так много могил известных ученых, культурных, политических, религиозных деятелей. С ним может сравниться разве что Кенсай, но оно моложе, поэтому именно Центральное кладбище можно считать главным алматинским некрополем. Даже самый несведущий в алматинской и казахстанской истории человек, прогуливаясь здесь, найдет знакомые имена.

Первые захоронения появились здесь, когда и начался отсчет новой истории города – в 90- годах XIX века. Сейчас найти их проблематично. Регулярные и упорядоченные захоронения стали появляться только в 20-х годах ХХ века. С этого времени и принято вести отсчёт истории Центрального кладбища Алматы.

Вход со стороны проспекта Райымбека открывает главную аллею кладбища, где находятся захоронения великих казахстанцев. Ансамбль центральной аллеи начал складываться в 60-е годы. Здесь похоронены писатели Мухтар Ауэзов, Кажигали Жумалиев, академик Шафик Чокин, политический деятель Жумабай Шаяхметов и другие известные казахстанцы.

Мухтар Омарханович Ауэзов умер в 1961 году. Последние годы его жизни были невероятно плодотворны. Позади политические гонения, вынужденный отъезд в Москву из-за угрозы ареста. К концу 50-х он опубликовал опус-магнум своей жизни – роман-эпопею «Путь Абая». В 1960 году, после поездки в Америку, писатель готовил сборник путевых заметок, но закончить работу не успел. В 1961 году Ауэзов скончался во время операции в Москве. На тот момент он уже был признанным классиком, поэтому и надгробие полагалось соответствующее. В 1964 году на могиле установили памятник работы известного скульптора-монументалиста Евгения Вучетича, автора скульптуры «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, памятника Дзержинскому на Лубянке и многих других работ.

Рядом с Мухтаром Омархановичем упокоилась его третья супруга, Валентина Николаевна Ауэзова. Вместе они жили с 1920-х годов.

На центральной аллее есть и другой памятник работы Вучетича – казахскому композитору Ахмету Жубанову.

Великие казахстанцы — ученый Каныш Сатпаев, кинорежиссёр Шакен Айманов, композитор Мукан Толебаев и многие другие упокоены тут же. Особое место занимают могилы пионеров казахского кинематографа.

На центральной аллее — памятник Елубаю Умурзакову, исполнившему главную роль в первом казахском игровом звуковом художественном фильме «Амангельды».

Здесь же находится могила артиста Калыбека Куанышбаева, сыгравшего главную роль в фильме «Песни Абая». Символично, что она расположена рядом с могилой Ауэзова, посвятившего Абаю главный литературный труд своей жизни.

Впрочем, далеко не все видные деятели захоронены на центральной аллее. В нескольких метрах от входа – ориентиром обычно служит цветочный лоток – направо уходит маленькая дорожка, которая ведет нас к могилам людей, без которых непредставима история казахстанской культуры ХХ века. Первый – это писатель и переводчик Иван Шухов. Он известен тем, что написал множество рассказов о казахском быте, а также «духоподъемных» агиток в годы коллективизации и индустриализации. Шухов переводил на русский язык труды Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова и Габидена Мустафина.

Пожалуй, главная миссия Шухова пришлась на период, когда он возглавил литературный журнал «Простор». В 1960-70-е годы журнал стал явлением в литературной и общественной жизни не только Казахстана, но и всего СССР. На его страницах публиковались стихи полузапрещенных тогда поэтов «серебряного века» Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, полузабытых советских писателей и поэтов Андрея Платонова, Павла Васильева. Благодаря деятельности Шухова был опубликован роман о репрессированном биологе Николае Вавилове, началось возвращение из забвения казахского поэта Магжана Жумабаева, вышел в печать роман Ильяса Есенберлина «Хан Кене» о Кенесары Касымове. Иван Шухов внес неоценимый вклад в возвращение забытых имен и легализацию запретных тем в казахстанской литературе.

В этом же секторе кладбища расположена могила легендарного деятеля Амре Кашаубаева. Долгое время она считалась утерянной. Судьба музыканта-самородка ярка и трагична. Сегодня мы помним его как исполнителя известных народных песен «Балхадиша» и «Дударай». Несколько лет назад был снят фильм «Амре» с Санжаром Мади в главной роли. И хотя в картине очень вольно интерпретируются факты биографии Кашаубаева, а порой и передергиваются, в ней довольно открыто показано противоречивое отношение советской власти к певцу. С одной стороны, чиновники признавали его талант и даже посылали на мировые художественные смотры (в Париж в 1925 году, во Франкфурт в 1927), с другой – относились с подозрением, особенно когда обнаружился факт его встречи с опальным политэмигрантом Мустафой Шокаем во время заграничных гастролей. Прямых репрессий в отношении Кашаубаева сразу не было, однако он получил клеймо «неблагонадежного». После чего последовали одновременно допросы в ОГПУ   и приглашения на роли в первые казахские музыкальные спектакли. Сыграть роль Толегена на премьере оперы «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского ему не удалось. В ночь с 6 на 7 ноября 1934 года Амре нашли убитым на одной из улиц Алма-Аты. Похоронили его, как выдающегося деятеля культуры на центральном кладбище, однако вскоре могилу сравняли с землей, а имя предали забвению. Лишь в 1960-70-е годы началось постепенная реабилитация творчества Кашаубаева. Был издан сборник записи его песен. Именем Кашаубаева , назвали музыкальную школу в Алматы. Полная реабилитация состоялась лишь в годы перестройки. Тогда же на могиле музыканта было восстановлено надгробие.

Пройдя по центральной аллее и свернув направо, через десяток метров можно увидеть могилу легендарного для истории Алматы архитектора Андрея Павловича Зенкова. Вознесенский собор, Кызыл Тан и ряд других зданий старого Верного, — за эти архитектурные сооружения алматинцы по сей день благодарят и вспоминают Андрея Павловича. Будучи преуспевающим архитектором в царский период, он довольно успешно адаптировался и при советской власти. Правда, в тот момент он строил здания в основном в кыргызском Пишпеке (далее – Фрунзе и Бишкеке), а в Казахстане занимался лишь администрированием. В 20-30-е годы ХХ века Зенков работал начальником Управления строительного контроля Совнаркома Казахской АССР.

Памятник был довольно оригинальным для своего времени, аскетичным – лишь увенчанная советской звездой каменная плита с указанием имени, годов жизни и должности. Он выполнен из камня редкой для здешних надгробий породы — песчаника. Лишь в 1970-е годы родственники архитектора Зенкова обновили надгробие, однако теперь оно выглядит намного проще.

Особое внимание стоит обратить на место захоронения почитаемых религиозных деятелей. Настоящим мемориальным комплексом выглядят могилы казахстанских епископов Православной церкви, алматинских митрополитов Николая (Могилевского), Иосифа (Чернова) и епископа Серафима (Гачковского). При богоборческой советской власти им специально определили место для захоронений подальше от входа и центральной аллеи. Правда, это не мешало тысячам паломников приходить к могилам священников, проживших по-настоящему мученическую жизнь. Сегодня на кладбище осталось лишь захоронение Серафима (Гачковского).

На месте захоронений Николая (Могилевского) и Иосифа (Чернова) стоят кенотафы – символические надгробия. Мощи митрополита Иосифа Чернова хранятся в Софийском соборе Алматы, а митрополита Николая Могилевского – в Никольском соборе. Мощи были перенесены после канонизации священнослужителей уже в новом тысячелетии.  

На центральном кладбище имеется и еврейский участок, где захоронен особо почитаемый раввин и иудейский богослов Леви Ицхок Шнеерсон. Поэтому здесь довольно часто можно увидеть паломников-иудеев.

Известный архитектор другой эпохи – Владимир Кацев также похоронен в этом секторе. Ему алматинцы должны быть благодарны за Медеу, Чимбулак, Цирк, здание Алмалинского районного акимата, фонтан Восточный гороскоп и многое другое.

На западе от центральной аллеи расположено монументальное надгробие великой казахской певицы, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

Дальше тропинка ведет к памятникам кинозвезд довоенного кино, которые встретили смерть в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Это артисты ЦОКСа, умершие в Алма-Ате в начале 1940-х Николай Черкасов-Сергеев, исполнитель роли Суворова в одноименном кинофильме 1940 года, и Борис Блинов, известный по роли матроса Железняка в кинофильме «Выборгская сторона» 1938 года. Будучи уже смертельно больным, Блинов успел сняться в фильме «Жди меня» по сценарию Константина Симонова.

Центральное кладбище Алматы можно по праву считать полноценным туристическим объектом. Но пока его маршруты не совсем популярны, хотя могут рассказать о нашей стране больше, чем любой путеводитель.

Константин ЮЛИАНСКИЙ

Фото предоставлены Агентством Православных Новостей (АПН)




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Какая чудесная заметка про центральное кладбище! Пусть все, кто сейчас пытаются разжечь межнациональную рознь между казахами и русскими прочитают и сходят на это кладбище! Может что оо повернётся в их головах?