Почему прошедшие выборы акимчиков – это фиктивная демократия
На селе проживает порядка 40% населения страны. Это мощный социальный и экономический потенциал. Но прошедшие выборы акимов закрепили их статус беднейшего балласта, а сама идея выборности неизбежно будет дискредитирована, о чем предупреждают активисты.
В Европе основополагающими принципами системы местного самоуправления (МСУ) является самодостаточность, межрегиональная интеграция, рост потребления и улучшение качества и продолжительности жизни людей. То есть главная цель МСУ – развитие человеческого капитала на селе.
А это значит, что акимы должны быть кровно заинтересованы в стимулировании деловой активности в селе или районе для их экономической самодостаточности. Но концепция, разработанная минэкономики, на деле только закрепляет и без того высокую централизацию государственного управления, оставляя себе львиную долю налоговых поступлений.
А ведь именно село является ресурсной основой аграрного сектора, но существующая концепция МСУ априори не рассматривает его с позиции экономического драйвера. И в этом его трагическое отличие от мировой практики, где политическая децентрализация – это прежде всего децентрализация фискальной системы.
Сокращение объемов налогов, уходящих в центральные бюджеты стимулируют МСУ самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, в том числе через создание условий для развития частного бизнеса.
Лучшие практики эффективной политической децентрализации (КНР, США, Германия, Дания, Финляндия) демонстрируют что к локальным налогам, частично либо полностью участвующим в формировании бюджета местного уровня, принято относить:
- Налог на прибыль предприятий;
- Налог на доходы физ. лиц;
- Налог на землю;
- Транспортный налог;
- Налог на сельскохозяйственные земли;
- Налог на пользование природными ресурсами;
- НДС (КНР 75% – центр/25% – регион).
Подобная структура фискальной системы позволяет эффективно перераспределять ресурсы между регионами и создавать стимулы для местных властей развивать на контролируемой территории деловую активность и инвестиционный климат.
В то время как структура централизованного изъятия налогов, и их последующего перераспределения по регионам, порождает индифферентное отношение местных властей к экономическому развитию региона, города, района, села.
Сегодня бюджеты органов МСУ будут формироваться за счет передачи из местного бюджета поступлений по 6 видам налогов:
— ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты;
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог на земли населенных пунктов;
— налог на транспортные средства юридических лиц;
— налог на транспортные средства физических лиц;
— плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
и неналоговых поступлений:
— доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества;
— добровольные сборы физических и юридических лиц;
— штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения;
— доходы от продажи коммунальной собственности;
— трансферты из районного бюджета.
Однако, ни один из переведенных на местный уровень налогов не будет способствовать формированию кооперативных связей между МСУ и бизнесом. Фискальная изоляция местных органов от взаимодействия с предпринимательским сектором лишает бизнес поддержки в лице МСУ. К тому же, вызывает сомнение вопрос утверждения бюджета МСУ маслихатами района. Увы, но пока это скорее дополнительный инструмент административного давления. Понятно, что в условиях экономической несамостоятельности местного самоуправления ни о какой заявленной в реформе политической самостоятельности не может быть и речи. А это значит, что прошедшие выборы – не просто профанация, но и дискредитация самой идеи выборности акимов.
Пример бюджета казахстанского села с населением 2 тыс. человек
В селе Кобетей, расположенном в Нуринском р-не Карагандинской области проживает около 2 тыс. человек в 400 частных домах.
Расходы сельского округа Кобетей в 2021 году |
Удельный вес в % |
Затраты в тыс.тенге |
Услуги по обеспечению деятельности акима города районного значения, села, поселка, сельского округа |
95,7% |
15468 |
Капитальные расходы государственного органа |
1,3% |
210 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, освещение |
3,0% |
489 |
по данным Transparency Kazakhstan |
Таким образом, годовой бюджет местной администрации 16 167 тыс. тенге. Финансирование осуществляется из бюджета Карагандинской области. Большая часть бюджета 95,7% или 15,6 млн. тенге направляется на обеспечение деятельности аппарата акима села. На капитальные расходы тратится 210 тыс. тенге. ЖКХ, благоустройство и освещение – 489 тыс. тенге или 40 тыс. тенге в месяц. Это все, что можно сказать о развитии населенного пункта в условиях существующих бюджетных ограничений.
Когда разработчики концепции МСУ ссылаются на опыт стран ОЭСР (Германии, Франции, Австралии, Польши и Финляндии), то аспект формирования собственных доходов был странным образом упущен.
В лучших мировых практиках местное самоуправление выполняет многогранные задачи, которые касаются улучшения экономической, образовательной, культурной и здравоохранительной ситуации на контролируемой МСУ территории. Подобная многофункциональность и эффективность зарубежных МСУ базируется в первую очередь на экономической самодостаточности, основанной на фискальной децентрализации.
Опыт Польши
Эволюция развития МСУ в Польше основана на селекции лучших практик в местном управлении. Эффективно функционирующие процессы вычленяются и стандартизируются на уровне центрального правительства. Важным следствием данной системы в Польше является предоставление МСУ (гмины) участия в публичных доходах соответственно с поставленными перед ними задачами, а этими доходами являются собственные доходы, а также общие субсидии и целевые дотации из государственного бюджета.
Органы местного самоуправления Польши имеют право брать кредиты и эмитировать ценные бумаги. Таким образом, местное самоуправление Польши сегодня с одной стороны заинтересовано в развитии делового климата, а с другой, имеет финансовые инструменты для реализации важных локальных задач.
Опыт КНР
Путь Китая к экономической децентрализации, раскрепостившей производительные силы и позволившей регионам реализовать свой потенциал также основан на селективном методе. Выбиралось то, что показывало результат продолжительное время, но упразднялись процессы, не дававшие эффекта на протяжении 3-5 лет.
Наглядным примером служит кейс повышения предпринимательской активности в регионах за счет фискальной децентрализации.
До 1978 года центральное правительство в Китае отвечало, как за сбор, так и за распределение налогов по провинциям. Наблюдения показали отсутствие в подобной системе стимулов для местных властей заниматься поддержкой делового климата. Соответственно, сдерживался и ограничивался рост экономик провинций. Затем, с 1978 года, был предпринят ряд реформ, главным результатом которых стала фискальная децентрализация. Сложившаяся система получила название 分灶吃饭 или «каждая семья готовит на отдельной кухне». Был резко сокращен объем центрально собираемых налогов. Эта схема создавала стимулы для властей регионов самим искать дополнительные источники финансирования, и наиболее логичным здесь было создавать условия для развития на территории региона частного бизнеса
Результатом стал резкий рост предпринимательства, а вместе с ним — доходов провинций при относительном уменьшении поступлений налогов в федеральный бюджет.
Основной нарратив – развитие человеческого капитала на селе
От качества человеческого капитала сельской местности во многом зависит производительность труда и эффективность всего казахстанского АПК. Потенциал развития АПК существенно снижается в случае неспособности сельских округов снабжать действующие на местах сельскохозяйственные предприятия квалифицированными специалистами в области растениеводства, животноводства, технической и механизированной работы, управления и т.д. В этом случае резко возрастают накладные и административные издержки производства т.к. фермеры вынуждены привлекать производственный ресурс из других регионов.
Для оценки качества развития человеческого капитала в разных странах ООН использует интегральный показатель ИЧР (индекс человеческого развития) учитывающий уровень жизни людей, уровень образования и качество медицины.
Лучшие экономисты мира пришли к консенсусу, что главным ресурсом любого государства является человеческий капитал. Во многом от навыков, способностей и талантов людей, зависит экономическое благосостояние нации.
В этой связи важной задачей государства является трансформация сельского населения в здоровое, образованное и конкурентоспособное общество будущего Казахстана. Для выполнения этой стратегической задачи село должно обеспечивать людей высококачественными базовыми институтами:
- институтами поддержания здоровья;
- институтами получения дошкольного, школьного и специального образования;
- институтами социальной обеспеченности.
Если первые две функции воспроизводятся институтами социальной инфраструктуры (дошкольные учреждения, школы, специализированные школы, клиники, спортивная инфраструктура), то социальное обеспечение достигается во многом за счет развития на селе делового климата и предпринимательства.
В этом ключе важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Бизнес понимает, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но и может быть осуществлена в более сжатые сроки.
Основными средствами поощрения инвестиций в периферийные локации (села, поселки, районные центры) могут выступать налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы для производителей. Соответственно, совместно с развитием системы МСУ, было бы логично развивать территориальные производственные “оазисы” (СЭЗ с отраслевой направленностью), которые с одной стороны, создавали стимулы для бизнеса инвестировать в сельскую инфраструктуру, с другой – улучшали сельский деловой климат и способствовали притоку инвестиций в перспективные районы.
Рахимбек Абрдрахманов
Комментариев пока нет