За каждым успехом миллиардера – личная трагедия
Поддержать

За каждым успехом миллиардера – личная трагедия

Мировые СМИ утверждают, что образование – вовсе не главный ключ к богатству, а иногда, даже, наоборот. Но не менее интересно и то, что успех приходил к ним после серьезных психологических травм.

Посттравматический синдром, хорошее образование и великая мечта – ингредиенты успеха миллиардеров

Как ни странно, но в большинстве биографий самых богатых людей планеты есть то, что психологи называют постравматическим синдромом – тяжёлым психическим состоянием, оказывающим депрессивное воздействие. 

Говорят, в школьные годы Илон Маск был замкнутым и зацикленным на учебе, у него был довольно авторитарный отец и недружелюбные одноклассники. Начав свою учебу в Канадском университет Куинс в Кингстоне, через два года он перевелся в Университет Пенсильвании, где получил степени бакалавра по физике и экономике. Именно физике Маск признателен за формирование логической структуры мышления и умение вычленять фундаментальные основы вещей. Затем он поступил на докторскую программу Стэнфорда, но спустя два года бросил вуз и основал свой первый стартап, который стал его первой ступенью к миллиардам.

С первых дней карьеры у него было три главных мечты: сделать интернет-банкинг доступным по всему миру, остановить глобальное потепление и отправить людей на Марс. И с тех пор он последовательно идет к своим целям. Именно в масштабности идей – секрет его харизматичности, обеспечивающей поддержку инвесторов.

Илон Маск на конференции TED Talks в 2017 году: «Где-то между 12 и 13-ю годами у меня был экзистенциальный кризис: я пытался понять, есть ли в жизни смысл, зачем мы здесь. Я пришел к выводу: лучшее, что можно сделать — это научиться как можно глубже проникать в суть вещей, задавать все более важные и точные вопросы. Вселенная — это ответ, главное — задать правильный вопрос».

Отец Джеффа Безоса, 18-летний артист бродячего цирка, ушел из семьи спустя четыре года, и Джеффа воспитал отчим — кубинский эмигрант по фамилии Безос. В школе он тоже был отличником и увлекался физикой. Получив прибыльное место на Уолл-стрит после института, будущий основатель Amazon в 30 лет решил открыть книжный магазин. Так началась его карьера в онлайн-торговле.

Успех сына многие связывают с заслугами его матери — Джеки Безос: после неудачного брака с отцом Джеффа она направила все силы на образование мальчика. Каждый день Джеки отвозила его за 60 км в школу для одаренных детей в Хьюстоне, а потом выбила ему место в старшей школе, несмотря на огромный конкурс. Возможно, именно поэтому Безос верит в фундаментальную науку и ее ценность для бизнеса: в его компании работают более 150 докторов экономики — больше, чем в любой другой ИТ-корпорации. Как и Маск, Безос с детства увлекался освоением космоса. Говорят, здесь сказалось влияние деда, который руководил Комиссией по атомной энергии США и работал над космическими и ракетными технологиями в военной программе DARPA.

Марк Цукерберг, основатель Facebook, владелец Instagram, WhatsApp, Oculus VR, увлекался программированием с раннего возраста. Цукерберг окончил частную Академию Филлипса в Эксетере, где в качестве дипломной работы создал собственную программу Synapse для распознавания музыкальных предпочтений. Позже ее пыталась выкупить Microsoft за $2 млрд, но Цукерберг заявил, что «вдохновение не продается».
Примечательно, что после школы он поступил на факультет психологии в Гарварде, где и родилась социальная сеть Facebook. Однако уже на втором курсе он бросил учебу и всецело посвятил себя бизнесу.

А вот Павел Дуров, основатель «ВКонтакте» и Telegram, начал учиться в школе в Италии, где несколько лет работал его отец. В России с отличием окончил Академическую гимназию с углубленным изучением четырех языков и филологический факультет СПбГУ. Был одним из лучших, за что неоднократно получал стипендии Президента и Правительства России.

«Моя мечта — переломить национальный комплекс неполноценности, доказав, что продукты из России могут быть массово востребованы во всем мире» – признался он во время публичной дискуссии TechCrunch.

Стива Джобса усыновила семья Пола и Клары Джобс, американского механика и военного и бухгалтера армянского происхождения. Согласно договору на усыновление, приемные родители Джобса должны были обеспечить ему хорошее образование. Для этого отцу Стива приходилось подрабатывать, собирая и ремонтируя технику у себя в гараже. По легенде, именно там Джобс сделал первые шаги к созданию своего бизнеса.

В школе мальчик учился неохотно, но, как только учительница младших классов стала давать ему деньги, сладости и конструкторы за хорошие оценки, его показатели взлетели. Мало кто обращает внимание, что после школы Джобс поступил в гуманитарный Рид-колледж, где изучал философию и духовные практики, но после шести месяцев бросил учебу. В поисках духовного просветления Джобс отправился в Индию, оставив работу в игровой компании Atari. Дзен-буддизмом он увлекался и после возвращения, до конца своей жизни.

Любопытно, что миллиардеры прошлого века относились к образованию гораздо пренебрежительней – индустриальный ХХ-ый был гораздо менее требователен к фундаментальным знаниям, чем сегодняшняя постиндустриальная эпоха. Однако, закономерности остались теми же.

Ричарда Бренсона, основателя корпорации Virgin Group «раздражает, насколько много времени и средств уходит на получение диплома». Он бросил школу в 16 лет. У него были плохие оценки, и ему было сложно учиться из-за дислексии. Но это не помешало ему стать одним из богатейших людей Великобритании. Современные университеты он называет «складами студентов».

Легендарный Генри Форд и вовсе не имел образования и до конца жизни он писал с ошибками. «Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов» – говорил он. Бизнесмен не считал свои пробелы в знаниях пороком и даже подал в суд на одну чикагскую газету, которая назвала его «невежественным».

По мнению Генри Форда, главная задача человека — научиться пользоваться своим собственным умом, а не слепо полагаться на учебники. Он говорил: «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

Основатель платежной системы PayPal Питер Тиль называет высшее образование мыльным пузырем, хотя ни школ, ни университетов Тиль не бросал. По мнению бизнесмена, лучше решать реальные задачи, чем гнаться за престижным образованием.

Не имел высшего образования и первый долларовый миллиардер в истории человечества Джон Рокфеллер, называя диплом «очень коварной вещью» потому, что «диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

У Амансио Ортега, одного из самых не только богатых, но и влиятельных людей планеты не было времени получать образование, поскольку он родился в очень бедной семье из испанской деревни с населением в 60 человек. Однажды в продуктовом магазине 13-летний Амансио Ортега услышал, как продавец отказывает давать продукты в долг его матери. Этот случай задел гордеца настолько, что он решил во что бы то ни стало добиться успеха и стать богатым человеком. В 13 лет будущий миллиардер начал работать мальчиком на побегушках в магазине-ателье, а уже через четыре года основал свою первую компанию.

«Лучшее образование, которое вы можете получить, — это инвестиции в себя. Но речь идёт не о колледже или университете» – считал Уоррен Баффет. Более того, ни один из трёх детей Уоррена Баффета не получил высшего образования.

«Хорошее образование — это преимущество в бизнесе, но не гарантия успеха», – говорил Ларри Элисон, сооснователь корпорации Oracle. Еще младенцем мать отдала его на воспитание родственникам, но в юности он потерял и приемную мать. Он так и не получил высшее образование. Прежде чем создать свою компанию, он успел поработать даже на ЦРУ (и там никого не смутило отсутствие диплома).

Тем не менее, исследование компании GoCompare показало, что 76 процентов богатейших людей планеты имеют высшее образование: 47 процентов из них закончили только бакалавриат, 23 процента — магистратуру, а 6 процентов стали кандидатами наук (PhD). Это также означает, что почти четверть из сверхбогатых либо совсем не учились в университете, либо покинули его еще до получения диплома.

Кузницами миллиардеров оказались Гарвардский Университет в США, Стэнфордский университет в Калифорнии, Массачусетский технологический институт, Лондонская школа экономики и Кембридж, Оксфорд, Политехническая Школа Парижа. Будущие миллиардеры также учились в городе Карлсруэ в Германииитальянском Милане и швейцарском Цюрихе. В США большинство миллиардеров выпустились из таких университетов, как: ПринстонЙельДьюкАмхерст и Брин-Мор-колледж. А российские магнаты чаще всего – выпускники МГУ и других московских специализированных вузов.

Трудно сказать, кто из них добился успеха исключительно своим способностям, а кому помогло происхождение. Но оно явно демонстрирует сокращение процента самородков. Соотношение между теми, кто добился всего сам, и теми, кто унаследовал богатство, сократилось в пользу вторых во времена финансового кризиса, но до прежнего уровня пока не восстановилось. Сейчас миллиардеры-самородки составляют 58 процентов списка.

Во многих странах сейчас идут дебаты о стоимости высшего образования, так как многие считают, что существующая система лишь увеличивает социальное расслоение в обществе. Учеба в престижном университете явно увеличивает шанс стать богатым человеком.

Так или иначе, за успехом знаковых людей 21 века всегда стояло недополученное фундаментальное образование, латентный стресс и большая мечта. Какое значение имеет образование в Казахстане, который является бывшей постсоветской страной, где рыночным традициям (или то, что ими называется) всего тридцать лет?

Об этом читайте в ближайшее время.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Автор предоставляет подробные сведения и контекст, что помогает читателям лучше понять обсуждаемую тему.