Как Казахстану не превратиться в Афганистан
Всего несколько десятков лет назад Кабул был очень похож на нынешний Алматы: университеты, девушки в мини, театры и рестораны… Если мы не извлечем уроки, то сегодняшний Афганистан догонит нас. И достаточно быстро.
К Афганистану приковано сегодня внимание всего мира Кадры с людьми, в отчаянии цепляющимися за шасси улетающих самолетов и афганских родителей, передающих своих младенцев солдатам коалиции ООН в надежде на их спасение, перемежаются хроникой от талибов, как они катаются на детских аттракционах и прыгают на батутах. Все эти события активно комментируются в казахстанских соцсетях, побуждая поразмыслить на тему, какие уроки нужно вынести нам из всего происходящего.
Прежде всего, это мысль о необходимости повышения уровня образования казахстанцев и их благосостояния. Очевидно, что основная масса группировки «Талибан», быть может, за исключением командиров, состоит из выходцев из афганской глубинки, выросших на скудной похлебке, практически безграмотных, завербованных в ряды экстремистов обещаниями лучшей доли. Иначе ничем не объяснить радость на лицах взрослых бородатых боевиков, которые с детским любопытством изучают городской быт, будь то тренажерный зал, электросамокаты или карусель в парке.
Конечно, реплика о том, что «нужно было не военные базы строить, а Макдональдсы и Диснейлэнды, и на этом все бы закончилось», слишком утрирует сложность ситуации, но в тоже время в нем чувствуется некая глубинная правда. Афганская молодежь из глухих провинций, вступив в ряды «Талибана», вероятно, впервые в жизни получила возможность, хотя бы так увидеть мир и другую, более сытую, жизнь.
Понятно, что прививкой от такого религиозного экстремизма может быть только высокой уровень образования, хорошо налаженная инфраструктура, работающая как часы система образования и народного просвещения. Об уровне развития нашей страны мы должны судить не только по Алматы и столице, но в первую очередь по тому, как обстоят дела в самых отдаленных аулах и селах Казахстана, есть ли там вода, газ, интернет, новые школы и больницы, эффективные производства и в целом — жизненные перспективы. О том, что до этого еще очень далеко, легко убедиться, отъехав от крупных городов всего лишь на сто километров.
Кроме того, события в Афганистане показали большой запрос на социальную справедливость в нашем обществе. По данным американских СМИ, в Афганистан за двадцать лет иностранного присутствия были влиты десятки миллиардов долларов, при этом уровень жизни рядового афганца мало изменился в лучшую сторону. По данным Всемирного Банка, по ВВП на душу населения Афганистан относится к беднейшим государствам на планете — $509, что существенно ниже, чем даже в Судане, Руанде или Таджикистане. Финансовая помощь стране разворовывалась правящей верхушкой, а коррупция процветала на всех уровнях государственной машины, от продажных судов до армии. Афганцы потеряли веру в силу и справедливость политического режима, что дало возможность «Талибану» вести успешную пропаганду среди населения, обещая им пусть жесткую, но якобы справедливую власть, действующую по единым для всех законам.
Нашу страну также регулярно сотрясают коррупционные скандалы, подрывающие доверие граждан к государственным институтам, особенно в сферах правосудия и правоохранения. Реформа МВД, которую добивается гражданское общество, выхолащивается до уровня изменения формы полицейских, не затрагивая сути их работы. Ангажированность судейской системы также вызывает множество нареканий. Все это исподволь подтачивает основы нашего общества, заставляя рядовых граждан задумываться об альтернативах светскому государству.
Не секрет, что в социальных сетях, в день падения Кабула, распространялись приветственные ролики от некоторых казахстанцев, выражавших надежду, что теперь власть талибов сможет обеспечить справедливость и порядок в рамках ислама, явно намекая на наши реалии. Конечно, такие посты тонули в общей массе тревожной информации о событиях в Афганистане, но они были, и это нужно учитывать.
Необходимо также подумать о том, сформирован ли в нашей стране привлекательный образ будущего, понятный большинству граждан, который они поддерживают и ради которого они готовы действовать. Официальные Стратегии развития Казахстана, за годы от момента их принятия, несколько потускнели и не промоутируются должным образом, постепенно уходя за пределы общественного внимания. Замена творческого подхода в этом важном деле на выполнение формального медиа-плана в рамках госсоцзаказа не способствует пониманию и эмоциональному сопереживанию казахстанцев усилиям государства. Возникает вопрос, готова ли наша идеология конкурировать с деструктивными идеологиями современности?
В сочетании с низким уровнем образования определенных слоев населения, коррупцией и недоверием к властным институтам может возникнуть ситуация, когда альтернативные проекты будущего, пусть даже не такие экстремальные, как «исламский эмират», могут показаться кому-то из казахстанцев более привлекательными, чем нынешнее светское государство, «погрязшее», с точки зрения таких критиков, в миазмах грехов и несправедливости.
Еще раз остро проявился фактор необходимости обеспечения информационной независимости Казахстана, так как именно события в Афганистане отчетливо показали, как много наших граждан черпают информацию из СМИ других стран, легко становясь объектом манипуляций. Не секрет, что одной из линий, проводимых российскими масс-медиа, является раздувание угроз, исходящих от Афганистана, для того, чтобы обосновать более тесную привязку стран Центральной Азии к таким проектам, как ОДКБ и ЕАЭС, как не имеющих альтернативы. Также озвучиваются мессиджи о нежелательности размещения в Казахстане временного офиса ООН по делам Афганистана, хотя экспертному сообществу хорошо видны все плюсы такого решения для актуализации казахстанской тематики в международной политике, а также для улучшения восприятия нашей страны в мировом сообществе.
Так или иначе, мы должны глубоко осмыслить все уроки афганской трагедии, чтобы не допустить подобного в собственной стране, пусть даже это и кажется сейчас нам самым невероятным сценарием развития событий. Впрочем, не будем забывать потрясающие фотографии из Кабула 60-х годов прошлого века, с работающими университетами и девушками в мини, где, казалось бы, ничто не предвещало нынешней трагедии…
Фархад Касенов, Руководитель A+ Analytics
Комментариев пока нет