Наши предки вакцинировались еще в ХV веке
Поддержать

Наши предки вакцинировались еще в ХV веке

В Казахстане вышла уникальная серия книг «История цивилизаации непокорной степи». Ее составители – Гульнара Капекова, доктор исторических наук, профессор, и Мухамбедия Акишев, учёный секретарь «Союза учёных Казахстана» Алматинской области делятся многими открытиями. И одно из них – секреты врачевания казахов.

Материалы по теме

«У нас, у казахов, только две причины болезней: либо «Көз тиді» (сглазили), либо «Суық тиді» (простыл)», – шутят жители Казахстана. Лечиться зачастую пред­лагают дедовскими методами – адраспаном (многолетнее травянистое растение со специфическим резким запахом) или же куйрык маймен (курдючным жиром). Между тем, многие древние рецепты казахов переняли китайские лекари. Только по пульсу больного наши предки могли диагностировать 160 различных болезней. Они отличали 17 видов кашля и каждый лечили по-своему.

Питание

Традиционная казахская кухня жителям Европы покажется слишком тяжелой и жирной. Но для древних кочевников она была жизненно необходима. Мясо, жир­ные молочные продукты помогали долго сохранять энергию и тепло. В холодное время года казахи часто использовали баранину. В восточной меди­цине она считается едой огня, дающей человеку тепло. Для того, чтобы выгнать хо­лод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк. Кстати, ученые доказа­ли, что такая диета помогает успешно справляться даже с грозным коронавирусом.

Известно, что коронавирус сильнее всего атакует легкие, сжигает внутренний сурфактантный слой альвеол. Чтобы защитить его, необходим животный жир, это может быть бульон, курдючный жир, казы, сливочное масло.

Кстати, курдючный жир нашел свое применение и в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Даже сейчас многие могут вспомнить, как в детстве при кашле мамы или бабушки натирали их этим «пахучим лекарством», тепло уку­тывали и затем укладывали спать. И такая терапия давала свои результаты!

Травы

Казахи, кочуя круглый год, успешно ис­пользовали целебные свойства растений. 550 лет назад знаменитый казахский трав­ник лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах, который сегодня внимательно изучают в медицинских университетах Китая. Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака. Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, дели­лись на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диа­реи, можжевельника – для лечения системы мочеиспускания.

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах Кузьми­чевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на ос­нове солодкового корня («мия»), при обычном кашле – настой стручкового пер­ца («шар-дар»), В редких случаях использовались и белена, и чилибуха, и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладо­вой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дэрмене немесе ак жусан»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза. Сейчас полынь изучают в качестве средства для борьбы с онкологическими заболеваниями.

Адраспан, или гармала обыкновенная, применялся как антиспастическое, снот­ворное, противорвотное и глистогонное средство. Некоторые верят, что, окуривая им помещение, избавляются от порчи и зла, но на самом деле его дым убивает микробы и вирусы. По сведениям врача Г. А. Колосова, в конце XIX – начале XX вв. в Туркестанском крае широко применялись 227 лекарственных средств раститель­ного происхождения.

Костоправство

Искусство казахских костоправов (сыныкшы) общеизвестно. О них писали многие исследователи. Они могли легко и безошибочно вправить любые переломы конечностей, ключицы и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи, растяжения. Шину держали для фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека. Перед тем, как сопоставить кости, че­ловека обезболивали с помощью травяных отваров. В качестве шин использовали дерево, оно помогало сохранять тепло. Сверху травмированное место укутывали кошмой. Это помогало улучшить циркуляцию крови.

Массаж

В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них – массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушением циркуляции крови и восстанавливали кровоток, лимфоток, прохождение нервных импульсов, тем самым улучшая питание мышц. Массаж мог быть глубоким или поверхностным. Применялся при патологиях опорно-двигательного аппарата, позвоночной грыже, ишемии, простудных заболеваниях.

Другой вид массажа – «6с-6с» (в переводе «расти-расти») делали детям до одного года. Малышей разминали для правильного формирования костно-мышечной системы.

Кровопускание

Казахи нередко использовали пиявок, которые вы­сасывали «испорченную кровь» из организма. Для остановки кровотечения сыпали свежую золу на раны или же прикладывали обожженный кусок старой кошмы. Рана та­ким образом дезинфицировалась, а кровь спекалась и останавливалась.

В крови и в лимфе скапливаются токсические вещества, поэтому это своеобразная чистка организма запускает процессы кроветворения и по­вышает иммунитет. Сейчас эта техника становится все популярнее в Ка­захстане и называется «хиджама».

Лечение гипнозом и звуком

К этому виду лечения у многих скептическое отношение. Но практически в каждом ауле были свои шаманы – баксы. Конечно, среди них было немало самозванцев и шарлатанов, но были и те, кто действительно давал шанс на жизнь, казалось бы, безнадежным больным.

Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение. Лечение напоминало спиритический сеанс, когда с помо­щью музыки, пения, ритуалов с огнем вызывались духи предков. Якобы, они сле­тались именно на звуки кобыза. В трансе баксы отправлялся в другие миры на по­иски души больного. Кстати, по некоторым версиям, слово «баксы» произошло от общетюркского корня «бак», что значит «смотреть, видеть». То есть значение слова – «высматривающий душу больного». Такие методы помогали улучшить качество жизни при патологиях нервной системы, эпилепсии.

Профилактика генетических заболеваний

Каждый раз, выбирая своим детям спутника жизни, казахи справлялись, из како­го он рода. Кровосмешение сулило высокий риск генетических заболеваний, поэтому не допускались браки между близкими родственниками, которые считались ими до седьмого колена. Поэтому не зря каждый казах должен был знать наизусть свое шежире – родословную.

В Казахстане есть центры китайской, тибетской, индийской медицины, но нет центров казахской медицины. Но отечественные специалисты по крупицам восстанавливают древние зна­ния предков и не исключено, что в ближайшем будущем в стране появятся центры казахской медицины.

На казахскую медицину влияние оказывали методы других восточ­ных лекарей, к примеру, таких как Авиценна. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, на­пример, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» – воздух (араб.), «жан» – душа (перс.), «дар» – лекарство (перс.) и т.д. И, тем не менее, у народных лекарей имелись свои, оригинальные методы и средства профилактики и лечения, которые по крупицам собирались и передавались из поколения в поколение.

Преступивших это неукоснительное прави­ло ждало суровое наказание. Современные генетики в этом абсолютно солидарны с предками.

Особенности казахской медицины

Шаманство – одно из самых заметных явлений в религиозных традициях каза­хов, сохранившихся от доисламской эпохи. Оно обусловлено верой в особую связь отдельных людей с духами. По­мощью духов объяснялась способность шаманов лечить людей, гадать, отыскивать пропавшие вещи и скот. Шаманам приписывали также власть над явлениями при­роды, умение совершать чудеса. Они занимали важное общественное положе­ние, будучи по существу жрецами, сохранившими свое влияние даже после распространения ислама. Вера больных в действенность обрядов способ­ствовала борьбе организма с недугом. Кроме того, нельзя отрицать, что шаманы владели и врачебным опытом.

Народная медицина казахов испытала на себе влияние арабской, китайской, тибетской, индийской и других народов Востока, т.к. казахи ещё в глубокой древ­ности поддерживали постоянную торговую связь с Китаем, Египтом, Грецией и Римом, а позднее с Россией. Это общение в известной мере сказалось и на состо­янии народной медицины, которая, тем не менее, сохранила свою самобытность. Уровень культуры населения Древнего Казахстана был до­статочно высок. Саки строго соблюдали меры личной гигиены, крайне необходи­мые при кочевом и полукочевом образе жизни народа. О развитии коммунальной гигиены свидетельствуют археологические раскопки древних городов Отрара, Тараза, Актобе, Еки-Огуза, Баласагуна, в которых имелась водопроводная систе­ма из гончарных труб и городские бани. В ходе археологических раскопок вблизи Шымкента были найдены ступки для изготовления лекарств, относящиеся к V-VI вв. до н.э. Через территорию Казахстана в VI-VII вв. пролегал Великий Шелко­вый путь. В числе товаров, поставляемых по Великому Шелковому пути, были медицинские книги, лекарства-животного, минерального и растительного проис­хождения. Таким образом, распространялись не только медицинские знания, но и эффективные лечебные препараты.

Казахские целители – оташы, благодаря арабской, греческой медицине, знаниям анатомии и физиологии человека, хорошо проводили лапаротомию, грыжесечение, прокол живота при асците, удаление катаракты. Древние целители использовали в лечебной практике растения для лечения ран, язв, грудных заболеваний, приклады­вая их к воспаленным местам, а в виде различных отваров, настоек употребляли при внутренних заболеваниях. В эпоху камня, позже бронзы, практиковались на­сечки и кровопускание.

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Так, например, охота и животноводство давали знание строе­ния и функций внутренних органов животных, что способствовало знанию анато­мии человека. Казахи знали практически все органы человеческого организма и их функции, и для каждого из них в казахской лексике имелось свое обозначение. На­родные лекари применяли методы исследования, описанные в «Каноне» Ибн Сины и других источниках. Кроме этого, имели свои методы лечения различных заболе­ваний.

Так же лечили ожоги и обморожения. К месту ожога прикладывали свежую теплую брюшину, шкуру животных, смазывали конским или гусиным жиром, кислым молоком, присыпали мукой, белой глиной, прикладывали лист белого лопуха и т.д. Иногда собирали в озере зелень (водоросли), образующуюся летом на поверхности воды, кипятили ее в сале, а затем, остудив, прикладывали к месту ожога. Обморо­женные участки тела вначале обмывали холодной водой, затем эти места смазыва­ли гусиным жиром или густо разведенным в кипяченой воде куртом. Раны, язвы и другие воспаленные места смазывали плесенью, образовавшейся на стенках де­ревянной посуды, предназначенной для квашения кисломолочных продуктов. Эти факты свидетельствуют о том, что истоки антибиотикотерапии находятся в народ­ной медицине и корнями уходят в далекие прошлые народы Востока.

При переломах и вывихах лекари накладывали лечебно-иммобилизационные шины, сделанные из дерева, холста и кожаных ремней. К примеру, в 1845 году штаб-лекарь из Санкт-Петербурга А. Ямгин в книге «Киргиз-кайсацкие степи и их жители» приводит интересные описания лечения хирургических бо­лезней народными средствами. Больное место обкладывали верблюжьей шерстью и, намочив ее холодной водой, обвязывали бечевкой. Несколько дней спустя бечев­ка снималась. Шерсть становилась плотной, подобно гипсовой лангете. А. Ямгин делает вывод, что такой метод лечения сходен с клейстерными повязками Сенина.

Несомненное лечебное значение такой процедуры объясняется тем, что тепло способствует рассасыванию отека, а шерсть, сваливаясь под воздействием горячей воды, принимает форму травмированной конечности. Кости надлежащим образом фиксировались.

Об искусстве лечения древними лекарями открытых и закрытых переломов сви­детельствуют археологические находки. К примеру, в 1957 году при раскопках муж­ского погребения, относящегося к VIII веку до н.э., в урочище Карабие (Коунрадский район Карагандинской области), был обнаружен мужской скелет, у которого экспертами был зафиксирован нитеобразный перелом большеберцовой кости левой голени. Кость срослась с небольшим укорочением.

Мало кто знает народного целителя, а затем и выдающегося врача Великой степи Куртка Султанкожаулы, который был широко известен в Семиречьеи в Киргизии. Родился он в 1770 году, его отец слыл искусным костоправом-сыныкщы. Куртка окончил на «отлично» аульную школу-медресе, затем продолжил учебу в семи­летней школе-медресе в Бухаре. В 56 лет Куртка окончил Санкт-Петербургский медицинский университет. Он был одним из первых высококвалифицированных врачей-казахов. Куртка проводил сложные по тем временам операции, лечил тяже­лые болезни, проводил ампутации, извлекал пули. Куртка получал заказные книги: труды Гиппократа, Авиценны, индийских, китайских врачей через караванщиков, шедших по Великому шелковому пути. Использовал около 800 лекарственных пре­паратов индийских табибов, 2600 рецептов Ибн Сины. Куртка Султанкожаулы умер в 1906 году, прожив 136 лет.

Народные лекари умели проводить и такие сложнейшие хирургические опера­ции, как удаление катаракты, кесарево сечение, которые по сложности не уступали операциям, осуществляемых крупными хирургами Европы с применением новей­шего, по тем временам оборудования, инструментов и асептики.

Российские врачи XIX века приводили убедительные и достоверные примеры успешных хирургических операций, проводимых казахски­ми врачевателями. Например, доктор А.Г.Колосов (1901г.) в статье «О народном врачевании у сартов и киргизов Туркестана» писал, что некоторые опытные лекари с успехом проводят такие операции, как удаление катаракты, прокол живота при асците, вскрытие крупных суставов. А такие болезни, как туберкулез костей, опухо­ли и язвы народные целители лечили консервативным методом, широко применяя сильнодействующие антисептические средства (сулему, ртутные мази, азотнокислое серебро).

О существовании в глубокой древности хирургии свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Казахстана. Так, археологами в урочище Карабие (Коунрадский район Карагандинской области) найден череп со следами трепанации, датируемый V-IV вв. до н.э. Мастерство неведомого коллеги поразило современных нейрохирургов.

Череп древнетюркского воина VI века был найден при археологических раскоп­ках в Жамбылской области, на северных отрогах Киргизского Алатау. Антрополог Н.Шаяхметов, уче­ник М. Герасимова, разработавшего методику восстановления черт лица по костям черепа, воссоздал его облик, и все получили возможность взглянуть в глаза боль­ному, перенесшему нейрохирургическую операцию в начале нашей эры. Явственно видно, что вблизи левой лобной кости имелось небольшое отверстие диаметром около 3 сантиметров. По заключению экспертов, череп принадлежал мужчине 40- 50 лет, воину, который после проведенной трепанации прожил не менее года, а воз­можно и 3-5 лет. Это еще одно доказательство мастерства казахских древних вра­чевателей.

Интересно, что до появления в Казахстане научной медицины и вакцинации, казахи знали о принципах прививок. По обнародованным не так давно данным, еще в 1446 году великий казахский лекарь XV века Отебойдак Тлеукабылулы (1397-1492), автор гениального рукописного энциклопедического медицинского труда «Шипагерлик баян» («Исповедь целителя»), получил и впервые применил оспенную вакцину, опередив на 350 лет Эдуарда Женнера (1796 г.). Прививка оспы (вариоляция) непосредственно от больного получила значительное распространение только в XVIII веке. Высушенная масса корок и гноя из пустул оспенного больного втиралась в специально сделанные проколы кожи у основания большого и указательного пальцев.

Сенсационное открытие в мае 2013 года в Урджарском районе получило название «Уржарская принцесса». Специалисты воссоздали образ знатной женщины, которая, по их мнению, занимала не только высокое положение в древнем обществе, но и, возможно, являлась хранительницей древних знаний в области медицины и траволечения. На сегодняшний день установлено, что это останки женщины-жрицы. Ученые предполагают, что она жила в период IV-III веков до нашей эры. Примерный возраст – 40-45 лет. Найден и каменный жертвенник – непременный атрибут общения с богами в те времена.

Книгу можно приобрести, связавшись с авторами gul147@mail.ru




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *