Что общего у взрывов в Таразе и Кабуле
Поддержать

Что общего у взрывов в Таразе и Кабуле

Арысская трагедия два года назад научила чиновников максимально оперативно выдавать информацию о ЧП, а прессу точно так же транслировать ее. Тогда министр обороны Нурлан Ермекбаев назвал события в Арысе природным явлением, а инициированная «Нур Отаном» благотворительная акция «Біз біргеміз» обратилась в политическую пиаркомпанию, предшествующую парламентским выборам. Взрыв в Таразе, прогремевший 26 августа, маскировать под «природное явление», когда особо не ищут причины, будет сложно. Но информационный шум уже сводится к привычному сценарию.

В четверг, 26 августа, казахстанцы прочитали новости о взрывах в аэропорту Кабула и трагедии в Таразе. В разных частях света, в один и тот же день, семьи военных настигло горе.

«Мое сердце болит за семьи этих героев. Я знаю, что у нас есть теперь постоянный священный долг перед ними. Это обязательство не временное, оно длится вечно. Жизни, которые мы потеряли, были жизнями, отданными служению свободе, служению безопасности, служению другим. (…) Наши сердца обливаются слезами. Мы думаем о вас. Но мы должны продолжать выполнять обязательства, взятые на себя ради наших героев, ради их семей», – эти слова слышала американская нация 26 августа от своего президента Джо Байдена. Срочное заявление главы государства транслировали в прямом эфире. Сразу после него журналисты, находящиеся в зале Белого дома, задали Байдену вопросы и получили ответы.

На этом фоне таразская трагедия, случившаяся в мирном Казахстане и повлекшая смерть военных, служащих МЧС и военного прокурора, казалась особенно нелепой, абсурдной. От общества теперь вроде бы ничего не скрывают. Чиновники информировали о случившемся, выдавая все новые и новые сведения до поздней ночи. Президент Касым-Жомарт Токаев с помощью твиттер-аккаунта сам выступал ньюсмейкером. Все эти дни с гражданами говорили на скупом языке новостей.

Когда начались похороны погибших, власти отправилась выражать соболезнования, где от них ждали хоть какой-то искренности. Аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев, обращаясь к матери одного из военнослужащих, сделал акцент на материальной помощи и призвал смириться с потерей.

– Это военная служба. На военной службе так бывает, ничего не поделаешь. Нужно терпеть, выхода нет, – сказал он (источник  видео Baribar.media).

Эти слова звучали цинично еще и потому, что вместе с Сапарбаевым в дома погибших приходил и министр обороны Нурлан Ермекбаев, лично доложивший президенту в ноябре 2019 года, что после событий в Арысе все склады, где хранятся боеприпасы, проверены.

На этот раз казахстанские власти, как идеальные пиарщики, действовали на опережение. В первый же день после взрывов в Таразе министр обороны заявил, что готов уйти в отставку, но не ушел. Потом объявили день национального траура, погибших представили к госнаградам, пообещали выплатить денежные компенсации.

Президент Касым-Жомарт Токаев призвал подчиненных «сосредоточить все усилия на помощи людям в преодолении последствий ЧС и скорейшем восстановлении нормальной жизнедеятельности». Государственная пропаганда скоро выпустит душещипательные ролики и фильмы о том, как трагедия сплотила страну и как бедным пострадавшим помогают спонсоры. Такой информационный шум два года назад заглушил проблемы расследования причин арысской трагедии. С экранов телевизоров она действительно выглядела так, будто случилась природная катастрофа, когда никто не виноват. Судебный процесс проходил закрыто, поэтому общество так ничего и не узнало, что было в Арысе на самом деле и почему взрывы невозможно было предотвратить.

Два года назад министр обороны Нурлан Ермекбаев не собирался ни извиняться за случившееся, ни уходить в отставку. Зато в этом году сообщил, что готов покинуть министерство только если этого захочет высшее руководство. Президент отставку Ермекбаева пока не принял, но, вероятно, сделает это, хотя увольнение ничего не изменит. Общество ждет расследований и наказаний всех виновных без исключения

В этом году Токаев уже отправил в отставку главу Минсельхоза Сапархана Омарова за гибель скота в результате засухи. Все понимают, что отлучения высоких чиновников от мягких кресел обычно временны. В разные годы лишались должностей Ерболат Досаев, Тамара Дуйсенова, Габидулла Абдрахимов. Все они благополучно вернулись на ответственные посты. Совсем недавно, свесив головы, уходило в отставку правительство Бакытжана Сагинтаева. И он сам, и почти все его коллеги по кабмину сейчас снова у власти.

Умай Беймарал




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *