«Шаман» Асхат Ахмедьяров призвал спасти Талдыколь
Во вторник, 7 сентября, колонны большегрузных машин, груженных землей, направлялись к озерам Малого Талдыколя. Едва техника пересекала линию будущей застройки, как перед ней вырастала фигура шамана. Запрокинув голову, он молча поднимал руки вверх, показывая ладони. На другой стороне озер машинам преграждала путь хрупкая девушка в белоснежном платье. В ее руках плакал кобыз. Ничего не понимающие водители не знали, что делать дальше.
Перфоманс известного художника Асхата Ахмедьярова и его коллеги Айгерим Оспан застал власти врасплох. С утра кто-то от городского полицейского начальства вежливо попросил Ахмедьярова по телефону перенести акцию на какой-нибудь другой день.
– Что же они так? Не успевают бригаду отправить, чтобы свинтить всех? – шутили участники экологического движения SOS Taldykol.
Акцию не отменили. Собравшаяся толпа активистов и репортеров шла по ухающей желтой пыли, проваливаясь в нее по щиколотку. Еще месяц назад на этой территории было озеро. Теперь водоем заметно сократился – камазы засыпали бОльшую его часть.
– Посмотрите, какой грунт — это признак опустынивания, – объяснял по пути архитектор Темиртас Искаков. – Акимат не хочет, чтобы в Астане были водно-болотные угодья, но зато, видимо, чиновникам нравится пустыня, как в Арабских эмиратах.
Асхат Ахмедьяров не раз высказывался на социальные, политические темы. Его перфомансы запоминают, обсуждают, но плохо понимают те, о ком он говорит в своих работах.
– Мой перфоманс не для чиновников, они способны думать только о деньгах и власти, там уже все бесполезно. Я обращаюсь к людям, не утратившим связь со своими корнями, с родной землей, природой. В древности, когда народ настигали несчастья, они обращались к шаманам. Шаманы были проводниками между мирами, они помогали сохранять баланс природы и человеческих стремлений, помогали людям понять, что происходит и как они должны поступать. Я хочу затронуть струны души людей, чтобы они проснулись, увидели, как важно защищать свою землю, не бояться, не быть безразличными. Я хочу пробудить в них память предков о том, что на самом деле важно, – объясняет Ахмедьяров.
Художник в костюме шамана и играющая на кобызе Айгерим Оспан, символизирующая лебединую печаль по умирающему озеру, смогли заставить остановиться не всех. Некоторые камазисты специально давили на газ, не подозревая, что этим создают фантастический фон из клубов густой, непроглядной пыли, на котором фигуры художников казалась еще более фактурными, убедительными, а происходящие вокруг события абсурдными. Озера, полные жизни еще месяц назад, молчали. Куда-то делись стаи лебедей и уток, осторожно красовавшиеся с выводками, исчезли наглые чайки. Вода потемнела, местами сильно заилилось дно.
Асхат Ахмедьяров не успевал давать интервью, машины с землей подъезжали каждые пять минут.
– Эй, вы что!? – возмутился один из водителей. – Вы знаете, сколько земли мы сюда уже привезли? Бәленбай мың куб! Через два дня остатки засыпем, берега соединятся.
– Я понимаю, вы люди подневольные. Вам нужно семьи кормить, но я прошу вас, уезжайте. О будущем нужно думать, – объяснил ему по-казахски Ахмедьяров.
Водитель не стал спорить. Две колонны камазов стояли в ожидании вероятно инструкции начальства. Асхат Ахмедьяров взял в руки и спрятал за спиной комок земли.
– Что он собирается делать? – испугались сотрудники гостелевидения.
Художник постоял так еще немного, и камазы двинули в обратную сторону. Завтра машины приедут на Талдыколь снова.
Умай Беймарал
Комментариев пока нет