Епископ Пимен: по ком звонит главный колокол Вознесенского собора
16 сентября 1918 года в роще Баума красноармейцами карательного отряда был расстрелян человек, снискавший уважение и любовь верненцев – епископ Пимен Верненский (Белоликов). Его тело глубокой ночью тайно захоронили верующие в парке рядом с кафедральным собором.
Епископ Пимен прожил в Казахстане меньше года. Приехал сюда сразу после Октябрьской революции, когда в Верном и во всем Семиречье еще не установилась советская власть и сохранялась казачья диктатура. За короткое время Пимен сумел заработать авторитет среди местного населения, и не только среди верующих. Каждый год в день его гибели в роще Баума у обелиска собираются люди, чтобы почтить память этого легендарного человека.
Иеромонах Иаков (Воронцов), председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа Русской Православной Церкви и Республики Казахстан, преподаватель Алматинской семинарии, изучал жизнь и подвиг епископа Пимена:
– Епископ Пимен известен своей миротворческой деятельностью. Он прибыл в Верный как раз в момент, когда местное население раздирала междоусобица, полыхала гражданская война. В Семиречье советская власть устанавливалась с большими трудностями, казачество оказывало яростное сопротивление. И даже в городе Верном велись бои — в районе Верненской крепости, Татарки. С гор шла стрельба из пушек, было много разрушений и жертв среди мирных жителей. Даже мусульмане обращались к русским: «Что вы делаете? Вы же братья, зачем вы убиваете друг друга?» Именно в это непростое время епископ Пимен делал все, чтобы успокоить людей, примирить их. И во многом ему это удавалось сделать. В декабре 1917 года в окрестностях Верного казаки убили красных командиров Овчарова и Березовского. Когда ранней весной обнаружили их тела, епископ Пимен пришел отпевать погибших. Выглядела церемония необычно: рядом с Вознесенским собором (раньше там было кладбище – на месте Вечного огня) шла похоронная процессия с красными флагами. К собравшимся вышел епископ и провел отпевание. Надо отметить, что духовенство никогда не делило население на белых и красных: отпевали и тех, и других, обращаясь со словами утешения ко всем. Весной 1918-го года Пимен благословлял священников проводить крестные ходы с целью примирения враждующих, чтобы прекратились кровопролития. Но большевики расценивали его действия как провокацию, нападали на участников крестных ходов.
Наследие епископа Пимена Верненского – его проповеди, которые не теряют своей актуальности в наши дни. Публицистика епископа еще не получила должной оценки. Мы надеемся, что в скором времени будет издана книга о епископе Пимене, которую написала Ольга Ивановна Ходаковская, заведующая архивом СПб епархии. Она — первый исследователь жизни и творчества епископа Пимена. Книга готова. Она богато иллюстрирована, но из-за трудностей, вызванных пандемией, работа над изданием приостановлена.
Родом из России
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, в миру Пётр Белоликов, родился в 1879 году в Новгородской губернии. Закончил Киевскую Духовную Академию и еще студентом принял монашеский постриг. Пимен много трудился как миссионер в Персии – нынешнем Иране. Он быстро овладел местными языками и защищал интересы сирийского христианского меньшинства перед властями. Пимен также занимался научной работой и издавал миссионерский журнал. Накануне революции священник получил назначение на недавно созданную в Казахстане кафедру Семиреченскую и Верненскую.
Отец Пимен в Семиречье
В сане епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии Пимен прибыл в Верный 11 октября 1917 года. Здесь он возобновил проведение народных чтений и бесед. По воспоминаниям большевиков, народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что советская власть серьёзно опасалась «двоевластия» в Семиречье. Пимен осудил декрет о гражданском браке, добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия, организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.
На страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты «Свободное слово» поддерживал Белое движение и призывал к вступлению в его ряды. В своих проповедях призывал народ молиться «об избавлении от супостата». Осудил расстрел царской семьи. А на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.
Расстрел в роще Баума
Как человек умный, прозорливый, Пимен осознавал, какое трагическое будущее его ждёт, как и православие в целом в Казахстане. Он понимал, что мученичество, самопожертвование – это его путь. Так и случилось: 16 сентября 1918 года в дом владыки ворвались красноармейцы из карательного отряда Ивана Мамонтова, отозванного с Семиреченского фронта. Епископа посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума, где хладнокровно расстреляли. Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в романе «Мятеж» писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: «Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений». По другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками, по тайному распоряжению Верненского исполкома и оформлено решением «полевого суда».
Сейчас на месте гибели епископа Пимена стоит памятный обелиск, но природа отметила место убийства особенным знаком – там растет мох ярко-красного цвета. Все еще неизвестно, где именно похоронен священномученик Пимен.
16-го сентября, в 103-ю годовщину гибели епископа Пимена Верненского (Белоликова), его память почтили священнослужители и алматинцы на месте расстрела в роще Баума.
Епископ Семиреченский и Верненский Пимен – последний епископ досоветской эпохи. Память о нем была увековечена — главный колокол на звоннице Вознесенского собора назван Пимен. Торжественная церемония освящения и водружения 100-пудового колокола состоялась в день основания алматинской епархии 5 июля 2001 года в Алматы.
С установкой этого 1,5 тонного колокола звонница приобрела нужное гармоничное звучание. Колокол был отлит из бронзы на московском заводе “Литэкс” на пожертвования казахстанцев, которые собирались в течение 1,5 лет. Это 10-й колокол звонницы, 9 колоколов были установлены на колокольне Вознесенского кафедрального собора в 1995 году. Простоял собор без колоколов более 60 лет. Прежняя звонница была уничтожена в 1929 году.
Священномученик Пимен знал шесть языков, был педагогом, дипломатом, миссионером, написал большое количество трудов. И теперь голос Пимена, епископа Семиреченского и Верненского, символически звучит над городом Алматы во время служб, когда оживает на звоннице Вознесенского собора главный колокол – Пимен.
Галина Галкина. Фото из архива иеромонаха Иакова (Воронцова).
Комментариев пока нет