Орнамент в истории казахов
Поддержать

Орнамент в истории казахов

В уникальном четырехтомнике «История цивилизации непокорной степи» его составители – профессор Гульнара Капекова, доктор исторических наук, и Мухамбедия Акишев, ученый секретарь «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области, предупреждают: надо быть предельно осторожным, так как новое веяние, этнический дизайн, стирает древние знания и понятия, вследствие этого в национальных костюмах можно найти сакральные узоры, которые нельзя наносить на одежду. Например, для украшения головных уборов не применялись узоры «верблюжий след», «мышиный след» и другие. «Прочтение» орнаментов — это своеобразный универсальный ключ, открывающий богатства народной культуры.

Материалы по теме

История казахского орнамента берет начало с найденных на древних стоянках каменного века обломков глиняной посуды, служившей для приготовления пищи, хранения продуктов и проведения ритуальных обрядов.

Тысячелетия до нашей эры населением, проживавшим на территории Казахста­на, был достигнут высокий уровень развития производительных сил, позволявший заниматься гончарным, ювелирным делом, ткачеством и другими промыслами. Эпоха бронзы знаменита тем, что в то время освоили производство полиметаллов и золота, научились обжигать глиняную посуду. Из меди, серебра и золота делали украшения.

На формирование будущего казахского орнамента оказала большое влияние андроновская культура. Изделия из металлов, керамики были украшены геометри­ческим орнаментом: зигзаги, меандры, параллельные полосы, треугольники и ром­бы. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Этот магический символ, обладал свойством охранять семью, соглас­но народным поверьям, обладает магической силой защиты или разрушения. Такой элемент встречается в основании бордюра, окаймляющего края изделия. Ромб с крючками предлагается понимать, как символ плодоносящей матери-земли, крючки при этом изображают произрастающие растения, а композиция с ромбом в центре создает сложный космический узор – вселенную. Возникновение этого знака относится к эпохе становления производящего хозяйства. Традиционная цве­товая гамма: красный, коричневый, черный, синий.

Широко распространенная идея о четырех сторонах света в различных культурах воплощалась по-разному, но в основе ее лежали понятия, обусловленные единством анимационного мировоззрения человечества. Сакральность центра и четырех ее углов передавалось в виде символических изображений, знаков выражавших эту идею в различных аспектах.

Мифологическая картина мира донесена до наших дней памятью народа – байтерек – могучий тополь, растущий на вершине горы, четырехугольная земля, по углам которой стоят башни или растут деревья.

Керамическая посуда, кожаные и бронзовые изделия с изображением солнеч­ных лучей, созданные племенами андроповской культуры, были найдены при рас­копках на обширной территории центрального, северного и западного Казахстана. Интересная группа памятников эпохи поздней бронзы центрального Казахстана Сангру I была открыта в 1955 г. в верховьях реки Атасу, у подножия живописной горы Сангру. Там обнаружена крестообразная пластина с закругленными краями, по форме напоминающими розетку, встречающаяся в композициях казахских вой­лочных ковров. На других изделиях запечатлены мотивы астрального круга – сим­вола небесных светил, огня и неба – верховного божества Кок Тенгри, по народным поверьям создавшего и оберегающего человека.

В древности орнаменту придавалось ритуальное значение. Бронзовые и сере­бряные талисманы с солярными кругами были астральными символами солнца, луны, неба, наделялись магической силой, говорили о благополучии, счастье, а также отражали местные религиозные представления. С этим связано появление различных амулетов. Амулеты треугольной формы – предохраняющие, защища­ющие от сглаза, носили люди, их прикрепляли к юрте, надевали на шею живот­ных. Амулет в виде животного, как талисман, давали носить детям. К числу аму­лета-оберега можно отнести «бес таңба» (пять знаков). Это крестовина, условное изображение четырех сторон света, но в нем незримо присутствует пятый элемент – небо.

В орнаменте часто используется треугольник, один из которых в виде тре­угольника на квадрате, означает дом на земле. Надевая чапан и «бас киим», мы символически объявляем: «вы хозяин дома». Вершина треугольника может быть обращена вверх или вниз, в зависимости от направления меняется его смысловое значение. Треугольник, устремленный острием вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник острием вниз символизирует нисхож­дение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента, чаще всего используемый в скатертях, украшении посуды, убранстве дома. Мы – хозяева дома, и пусть у нас в доме будет благодать.

Всегда считалось, что «тумарша» (амулеты), надеваемые на шею, предохраня­ют, защищают от порчи, сглаза, беды. Впоследствии ювелиры изготавливали их из серебра в виде треугольника, который прикреплялся к цепочке. Оберег, известный как «тумарша», ши­роко используется в окаймлении текеметов, ковров, кошм. «Тумар» (талисман) – это один из способов за­щиты от злых духов. В качестве «тумар» использовались локтевые кости, которые оберегали от волков и воров. Волчья лапа предохраняла от сглаза и ревматизма, голова, перья и ноги филина от злых духов, а камни «ишек-тас» помогали от сплетен и злых духов.

Для украшения ковровых изделий «клем», «тускийз», верхней одежды и оружия ис­пользуется орнамент – «егіз жуп» – близнецы. В нем заложен философский смысл – узор указывает на то, что каждое явление и предмет имеет свою вторую половину – пару, двойни­ка, в окружающей природе и общественной среде. День – ночь, мужчина – женщи­на, добро – зло, и даже человек дает тень.

На рубеже II – начале I тысячелетия до нашей эры в наших степях расцвело ис­кусство древних саков, гуннов и уйсунь. Этот период ознаменовал возникнове­ние эпохи ранних кочевников, которые создали свой мир, непохожий на остальные миры – «культуру кочевой цивилизации».

Эпоха сакских племен явилась прорывом из века бронзы, из мира ариев в желез­ный век скифо-сакских племен. Сакскими племенами был создан звериный стиль, с которым связана история орнамента протоказахов. В зверином стиле декорированы многие художественные изделия, обнаруженные в курганах-погребениях саков. Поражают своей красотой орнаментированные бляшки древ­них изделий, оружия и бытовых предметов: панцири, обкладки колчанов, ножны, рукоятки мечей, детали уздечного набора, конская сбруя. Никого не могут оста­вить равнодушными женские украшения: браслеты, гривны, пряжки, ручки зеркал. Основным исходным материалом для скифо-сакских изделий служит золото, серебро, железо и бронза. Высокая техника их производства: ковка, чеканка, литье, тиснение и резьба – позволяла древним мастерам изображать на предметах и изде­лиях оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и другие фигуры. Это было не просто механическое отображение представителей животного мира, но, в первую очередь, это было связано с представлением в сознании древнего человека образов тотемных предков. В сакское время тотемы отождествляли различных духов. Они представлялись, как магические формулы. Тотемы животных, хищных птиц символизировали храбрость, ловкость, силу, возможно, поэтому звери изображались в динамике, с обращенной в сторону неприятеля головой.

Саки использовали части тел животных в орнаменте, при помощи завитков и «запятых»: клювы, когти, рога, глаза, уши. Образами животного мира, их доминирующей стойке присуща форма s-образных фигур. Эта форма стремилась передать дина­мику извивающейся, закручивающейся, изображающей движение части тела жи­вотного. Идея противоположных начал в сценах борьбы анимистических образов передается через абстрагированные, динамичные формы, символизирующие эту борьбу. Зооморфные орнаменты – высший уровень орнаменталистики сакских пле­мен. Мастера прикладного искусства, народных ремесел племен аланов, усунь, гуннов и древних тюрков обращались в своих композициях к фрагментам или от­дельным фигурам животных.

Посредством зооморфных узоров ассоциировалась связь древних скотоводов и земледельцев с искусством и мифологией. В одном из пазырыкских курганов были найдены войлочные полотнища с аппликациями, украшения конской сбруи в виде различных фигур – головы барса, волка, барана, орла, ястреба, лошади. Раз­ноцветным кусочкам материала мастера придавали формы и фигуры фантастических птиц, всадников на крылатых конях.

Сакский стиль изображения зверей встречается в орнаментации изделий и предметов «золотого воина», обнаруженных в Иссыкском кургане. В одежде воина присутствуют образы животных: барса, архара, тигра, лося, лошади. Высочайшим образцом сакского «звериного» стиля является кинжал, украшенный изогнутыми телами животных и их голов, которые так переплетаются, что образуют «вьющий­ся стебель». По обеим сторонам кинжала – акинак – на золотой пластине располо­жено изображение змеи, волка, антилопы, сайгака, лисы, горного барана, кролика и других. Всего насчитывается 21 изображение животного.

В сакских художественных изделиях существенное место занимают космого­нические и растительные мотивы. В искусстве саков сохранилась идея мирового дерева с использованием ленточного орнамента, розетки, означающие движение. Элемент из растительного мира – бутон или лепесток, спираль, отросток, завиток в последующие эпохи стал основным формообразующим в казахской орнаменти­ке. В различных комбинационных построениях этот узор появляется в «сукернеп» (бегущей волне), во вьющемся стебле… Данные наброски широко использовались в сюжетах сакского искусства: в аппликации по войлоку, коже, коврах, мелкой пла­стике, резьбе по дереву и ювелирном деле.

В основе цветового решения изделий заложен принцип тонального единства: красных цветовых тонов с родственными сочетаниями оранжевого, желтого и бе­ловато-кремового оттенков; голубого и синего цвета с многочисленными их от­тенками; зеленый тон. Красный цвет составлял почти 90% в ворсовом ковре саков. Расположение цветовых пятен в узорах сохраняется тонким равновесием всех от­тенков красного цвета. Сюжетные рисунки украшали ковры саков, гуннов и уйсунь. Следует отметить, что образцы современного казахского ковра сохранили принципы и мотивы того времени.

Космологический орнамент – это результат отражения окружающей природы во внутреннем мире человека и через собственное «я» – эго, трансформированное в социальный мир. Символы небесных светил, солярного круга были предметом по­клонения древних кочевников, и внутри этого круга располагалась свастика – мир в движении. Аналогию этого узора можно встретить в более поздних народно-при­кладных изделиях.

На петроглифах часто встречается волнообразная линия, возможно, изобра­жающая змею. Змея, как представительница «нижнего мира», имеющая связь с миром мертвых, на раннем этапе привела к сакрализации ее изображения. Зигзаг у ранних народов символизировал не только змею, но и воду, в связи с тем, что змея живет у воды или уползает под землю, где есть вода. Змея при этом имеет внешнее сходство с молнией, которые ассоциируются с дождем. Змея, подобно молнии, имеющей вид зигзага – это оли­цетворение небесных стихий.

Смысл сакского «звериного стиля» заключался в доминировании анимизма, что с латинского языка переводится «anima» – душа. И это не случайно. В жизни протоказахов анимистические верования были широко распространены, вся при­рода и даже вещи, созданные человеком, представлялись им одушевленными. Звериный стиль сакских племен подчеркивает их убеждение в существовании души у животных. Сцены терзаний хищниками копытных животных в орнаменталистике сако-массагетов считают актами жертвоприношения богам и выражения борьбы противоположных начал. Изображение движения вдохновляло древних художников и мастеров к созданию зооморфных узоров, пытавшихся «остановить мгновение». Один из древних зооморфных орнаментов символизирует «муийз» (рог). Для орнаментирования изделий из дерева, рога и кости применялись мелкие роговидные узоры, требовавшие тонкой обработки и ювелирной работы.

Орнамент «муийз» (рог) явился базой для создания ряда роговидных узоров: «кошкар мушз» (бараний рог), «кос муийз» (двойные рога), «сыңар мушз» (одино­кий рог), «кырык муийз» (сорок рогов), «сынық муийз» (сломанный рог) и другие.

Среди зооморфных орнаментов выделяется группа орнаментов, связанных с таким животным как верблюд. Это мощное животное вдохновляло ху­дожников запечатлеть его в узорах: «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (вер­блюжий след). Эти узоры использовались и поныне используются в ковровых ком­позициях в сочетании с волнистыми и пунктирными линиями. Пунктирную линию в орнаменталистике называют «тышкан iз» (мышиный след).

На элементы орнамента «кошкар муийз» очень похож узор «аркар муийз» (рога архара), но они более закрученные и разветвленные.

Зооморфные мотивы развивались и трансформировались в композициях и вари­ациях с растительными и геометрическими мотивами. Они присутствовали в сакской одежде: мягкие кожаные сапоги, длинные штаны, куртка-кафтан и войлочная островерхая шапка – все это обильно украшалось знаками и символами, дающими человеку силу, благополучие и оберег. На рельефах дворца в Персеполе и на гробни­це в пасаргадах саки изображены в длинных кафтанах и остроконечных шапках. Костюмы насельников раннего средневековья, описанные в китайских источниках, по своей форме сходны с сакскими, например, военный плащ. У казахов подобный плащ называется «кебенек». «тымак» – островерхая зимняя меховая шапка-треух казахов с налобником и тремя лопастями, из которых задняя самая широкая и длин­ная, закрывающая затылок, шею и верхнюю часть спины, похожа на островерхие шапки, найденные в пазарыкских курганах. Такой головной убор бытует у казахов Мангышлака и Актюбинской области.     

В женских украшениях часто встречается диадема. В Каргалинском кладе обнаружена диадема длиной 40 см, шириной 5 см, сложная в композиционном решении: драконы, птицы, животные, растительные мотивы. Электровая диадема (лат. Electrum – янтарь) в кургане близ поселка Чулак-тау имеет прямоугольную форму с сердцевидными гнездами, украшена самоцветами и зернью. Бортик диадемы орнаментиро­ван в виде «ёлочки», в кургане с «усами» у аула Канаттас найдена диадема из спла­ва серебра и золота (III-Y вв.). На диадеме ряд кастов (каст – это место крепления) со вставками самоцветов, окруженных треугольниками из зерни (зернь – мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики). Сходные диадемы найдены в погребении у села Чулак-тау Жамбулской области и у озера Боровое.

В документальных источниках сообщается, что помимо скотоводства и орошае­мого земледелия в эти века важную часть экономики составляла добыча и обра­ботка железа, золота и серебра. Первые сообщения о добыче железа относятся к 40-м годам V века. В китайских анналах говорится, что тюрки добывали железо для жужаней. Вместо подати они были обязаны добывать железо. Жужанский хан называл их «мой невольный плавильщик». По данным византийских источников в YI веке тюркский каганат, владевший железными рудниками, на основе союзного договора часть железа продавал византийской империи. Основные места добычи золота и железа находились в центральном, северо-восточном Казахстане и в Семи­речье. Эти места китайцы называли гинь-фан («золотая страна»). Многие рудники сохранились до наших дней. Занятие горным делом и металлургией содействовало выделению ремесленного труда, отделению его от сельского хозяйства и развитию торговли и ремесел. Обработка благородных металлов и драгоценных камней в пе­риод тюркского каганата достигла высокого уровня.

Орнамент «коза» (коробочка хлопка) был изобретен в южном регионе. В этом крае, благодаря жарким природным условиям, испокон веков культивируется хло­пок. Этот орнамент можно встретить в качестве узора на различных изделиях по­суды. Узором «коза» украшаются головные уборы «сaукеле» и ювелирные украше­ния для девичьих кос «шолпы», а также и другие изделия.

Среди растительных узоров следует выделить следующие: орнамент «шытырман» (переплетение), представляет собой сложное переплетение геометрических, роговидных и растительных элементов.

Узор «табак» (блюдо) имеет сложное композиционное решение из листьев, цве­тов, вьюнков. Все они расположены посередине изделий из войлока – «тускийз», «аяк кап», деревянных предметов, особенно круглых столов, окаймленных по кра­ям орнаментом «су».

На ювелирных изделиях применяется орнамент «самурык таңба» (мифическая двуглавая птица огромных размеров с раскрытыми крыльями – символ сакской ци­вилизации).

В узорах зергеров (ювелиров) из Отрара изображен орнамент «жылан», «жыланбас» (змея или змеиная голова), к которому обращались, чтобы избежать «сглаза».

На кольцах, браслетах, ожерельях разных времен часто встречается орнамент «ирек», «ирек су». Это узор олицетворяет движение в бесконечность посредством геометрических фигур, имеющих форму непрерывной цепочки и прямоугольни­ков. Этот узор имеет многовековую историю.

К старинным орнаментам относят узор «кавказ», который использовали ювелиры Cредней Aзии еще в VIII-XIV вв. Для этого орнамента использовался специальный сложный сплав из не­скольких металлов (серебра, меди, серы и иные соединения).

Браслеты по форме и размерам различаются в зависимости от места их произ­водства: на западе и юго-востоке Казахстана распространены объемные браслеты с позолотой и драгоценными камнями, в южных областях – цельные литые браслеты, в центральном Казахстане – тонкие браслеты, в восточных и юго-восточных ре­гионах – округлые или четырехгранные кованые браслеты. В украшении браслетов используют полудрагоценные камни: бирюза, агат и другие. При декорировании перстней, наряду с полудрагоценными камнями, применялись и драгоценные. В качестве орнаментов наносились узоры: «балдак», «отау», «кус тумсык». Одной из разновидностей перстней является «кудаги жузик» (кольцо для сватьи). Этот вид ювелирного изделия распространен на западе и юго-западе Казахстана. К перстню прикрепляется орнамент, который делается из чистого серебра или вырезается из посеребренного железа. Так достигается эффект черненого серебра. Это очень объ­емный по размерам перстень. Поверхность его покрывается позолотой, драгоцен­ными камнями и разноцветным стеклом.

Прекрасным образцом ювелирного украшения казахской женщины считается «алка» (ожерелье). Уникальные виды ожерелий типа «алка» встречаются в запад­ных и юго-западных регионах Казахстана, которые на местном диалекте звучит как «өңір жиек» (нагрудник). При помощи маленьких колечек эти ожерелья соединя­ются друг с другом. В качестве украшений используют четырехугольные узоры, а драгоценные камни вставляются в центре и по краям каждого украшения из тонко­го, внутри полого серебра.

Орнамент «кос алка» (двойное ожерелье) распространен особенно широко. По своему композиционному решению искусно созданные орнаменты составляют единую систему уникальных узоров. Ожерелья, серьги, кольца украшают этим видом орнамента.

«Кошкар муийз» (бараний рог) в казахском орнаменте можно назвать ведущим. Этот узор – олицетворение бегущей волны, ветра, бо­гатства и благополучия, почета и славы.

В настоящее время насчитывается около 230 видов орнамента. Цивилизации, государства приходили, существовали, сменялись, погибали, а орнамент существовал, эволюционировал, и всегда своей тайной привлекал внимание человека




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *