Родители просят Токаева разрешить носить кимешек в школах
Инициативная группа родителей, выступающих за ношение учениками платков в школах, не может дождаться ответа на свое обращение от президента Касым-Жомарта Токаева. В начале сентября родители школьников направили в администрацию президента письмо, под которым подписалось более 1600 человек. В нем говорится о просьбе родителей разрешить ношение «кимешека» (казахский женский головной убор) в школах, а также создать в школах молельные пространства для верующих учеников.
– На 11 октября просрочка уже 20 дней. Ответа нет. Есть отметка, что обращение на согласовании. Так и висит письмо, – сообщил корреспонденту Exclusive.kz один из участников инициативной группы Олжас Билялов.
Отдельно родители направили письмо министру образования и науки Асхату Аймагамбетову, в котором предлагают альтернативу традиционному школьному обучению. Активисты считают, что государству было бы целесообразно ввести дистанционное школьное обучение для желающих учиться в цифровом формате. Родители считают, что дистанционка исключит проблему запрета ношения платков и чтения намазов в школах, поможет решить проблему нехватки школьных мест, сократит отток учеников в российские онлайн-школы.
– Система госпланирования такова, что очень сложно повысить качество обучения в государственных школах. Это все понимают. Частные школы очень дорогие, потому что для открытия школы нужен очень большой капитал. Если разрешат открытие онлайн-школ, это могут быть по формату мини-центры, обучающие небольшие группы детей по всем предметам. Дистанционка во время пандемии ведь показала, что качественное обучение возможно и онлайн, десятки детей из Казахстана переходят в российские онлайн-школы. Почему бы в Казахстане не создать онлайн-обучение как альтернативу? – говорит Олжас Билялов.
Что говорят исследователи
В минувшем году исследовательская группа PaperLab опубликовала результаты нескольких исследований в области школьного дистанционного обучения. По оценкам экспертов, система образования в Казахстане очень консервативна и слабо восприимчива к нововведениям, особенно учитывая неоднозначные результаты предыдущих реформ. Поэтому в качестве возможных мер они предлагают расширять практику дистанционного обучения, насколько это возможно.
«Например, рекомендуется один раз в неделю уходить на «дистанционку» независимо от ситуации с карантином. При этом нужно поощрять школы и давать им автономность в реализации таких практик с учетом всех технических возможностей. Практически все эксперты поддержали внедрение моделей смешанного обучения (blended learning) в рамках адаптации системы среднего образования к новым реалиям. В идеальном своем воплощении сочетание различных элементов традиционного и цифрового обучения будет способствовать повышению интереса к процессу образования, разностороннему развитию детей, а для учеников из дальних районов или находящихся на вынужденном домашнем обучении — увеличивать доступ к лучшим учителям в своих дисциплинах» – говорится в выводах исследования PaperLab.
По мнению специалистов, в целом смешанное обучение — в определенной мере – требование времени, более того, частично казахстанские школы к нему готовы, однако необходимо провести серьезную подготовительную работу.
Цифровая грамотность хромает
«Для снижения нагрузки на учителей и здания в переполненных школах можно использовать смешанное обучение: часть занятий преподавать традиционно, а часть — в цифровом формате», – отмечают исследователи.
По их мнению, нужно стимулировать разработку собственных образовательных платформ или обеспечить бесплатную подписку на зарубежные платформы. В отдельном исследовании проблем дистанционного образования PaperLab специалисты рекомендуют правительству учитывать потребности современного общества и повышать цифровые компетенции детей.
«В 2020 году количество часов информатики в обычной общеобразовательной школе составляет 1 час в неделю, что абсолютно недостаточно даже для получения базовых компьютерных навыков. При этом содержание предмета и способы его обучения требуют значительного усовершенствования. Для каждой дисциплины необходимо разработать методики обучения с элементами традиционного и цифрового обучения (смешанного обучения), включая учебные материалы, а также методы взаимодействия с учениками, контроля знаний и навыков», – пишут исследователи.
По их оценкам, полезным было бы рассмотрение возможности обучения дистанционно для более широкого круга учеников, чем сейчас.
«К примеру, это дало бы возможность не терять время ученикам северных областей во время ежегодных карантинов; детям, временно отсутствующим в школе по причине болезни; детям, уезжающим вместе с родителями в командировки; детям, которые не могут посещать школу по религиозным причинам (девочки, не желающие снимать платки)», – отмечают исследователи.
Возможность открытия онланй-школ в Казахстане активно обсуждали несколько лет назад. Рассматривались даже конкретные законодательные механизмы. Но инициатива так и не получил поддержку со стороны чиновников.
Комментариев пока нет