Художник Теляковский: как алматинская ссылка стала продолжением Серебрянного века
Поддержать

Художник Теляковский: как алматинская ссылка стала продолжением Серебрянного века

Всеволод Теляковский оказался в Казахстане не по собственной воле, как и сотни тысяч людей, которых власть назвала врагами. Но полюбил нашу страну настолько, что, покидая Алма-Ату 1960-х, подарил городу самые дорогие вещи – семейную икону и портреты родителей кисти своего знаменитого учителя.

Всеволод Теляковский. Алма-Ата, 1950-е годы.

Художника Теляковского в нашей стране не преследовали как врага народа. Напротив, казахстанцы высоко оценили мастера, присвоив ему звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

Всеволод рос в атмосфере творчества. В доме его отца, Владимира Аркадьевича, директора императорских театров, собирались ярчайшие личности творческой интеллигенции. Теляковский писал в 1958 году об этом периоде: «Коровин и Головин для меня были неразрывно связаны, так как они были в области искусства как бы моими крестными, и до момента революции постоянно просматривали мои работы и руководили моими первыми шагами». Таким образом, юный Всеволод впитал традиции искусства рубежа веков – Серебряного века. Русский музыкальный и драматический театры были его естественной средой обитания.

1 декабря 1934 года стал роковым днем для семьи Теляковских, как и для многих тысяч петербуржцев. Был убит Киров. Незамедлительно последовала реакция на это событие – массовые репрессии по отношению к «бывшим» – дворянам, творческой интеллигенции, военным, служителям культа. С января 1935 года начинается действие так называемого «Кировского потока», в результате которого только за первую половину 1935 года из Ленинграда было выслано более 35 тысяч человек. Попал в эти жернова и Всеволод Теляковский. Он был осужден 7 марта и уже через несколько дней выслан в Казахстан вместе с сестрой Ириной Красовской и ее мужем. Первоначальное место жительства ссыльному определили Атбасар. Так в возрасте 41 года началась другая жизнь Теляковского и новый этап его творчества, связанный с Казахстаном. Продлился он более 25 лет.

Вс. Теляковский. Отец Ер-Саина. Из серии панно по мотивам казахского эпоса. 1957 год. Холст, масло.

Вс. Теляковский. Ханский дворец. Эскиз декорации к пьесе-сказке Сатыбалдина Агоз-Ару, 1958. Холст, масло

Вс. Теляковский. Ночь. 1959. Холст, масло.

Путешественник поневоле

Всеволод Владимирович отправлялся в Казахстан, в ссылку, – как «в никуда», в неизвестность. Ехал без предчувствия дальнейшей судьбы, допуская любой исход, возможно, и самый драматичный. И все же он взял с собой небольшую коллекцию произведений искусства – то немногое, что осталось у него от родителей, как воспоминание о прошлой, иной, жизни. Это была ниточка, соединявшая его с миром, безвозвратно канувшим в небытие.

Исследователем творчества и жизненного пути Всеволода Теляковского в Казахстане стала искусствовед Галина Сырлыбаева, руководитель отдела зарубежного искусства ГМИ РК им. А. Кастеева. Именно она открыла его для зрителей, собрала сведения о художнике, по крохам воссоздала не только казахстанский период, но и факты его биографии до приезда в республику. Она же стала хранителем наследия и своеобразным душеприказчиком Всеволода Владимировича. В марте 2014 Галина Сырлыбаева организовала в Государственном музее искусств имени А. Кастеева первую персональную выставку к 120-летию со дня рождения театрального художника, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Всеволода Теляковского.


Константин Коровин. Портрет В.А. Теляковского. 1901. ГМИ РК им. А. Кастеева.

Наследие

С 1946 года Всеволод Владимирович стал передавать отдельные экспонаты в Казахскую Государственную художественную галерею имени Т.Г. Шевченко (в наши дни – Государственный музей искусств им. А. Кастеева). В разные годы от него в фонды Госмузея поступили живописные и графические произведения Александра Головина. Среди них – уникальный «Портрет С.К. Фелейзена» (1904). На портрете изображен сводный брат Теляковского в форме царского офицера, поручика лейб-гвардии конного полка. Картина Михаила Врубеля «Морская царевна» (1904), выполненная в смешанной технике, с надписью Всеволода Теляковского «Подарено мне собственноручно Врубелем в 1904 году», была передана в галерею в 1952 году.

Он же передал в дар музею произведения Константина Коровина. Это великолепные портреты его родителей Владимира и Гурли Теляковских, а также семь эскизов театральных декораций и пейзажей русского импрессиониста. Кроме этого, Теляковский передал музею 45 акварельных эскизов, выполненных его матерью – Гурли Логиновной Теляковской. Она не имела художественного образования, но помогала Александру Головину и Константину Коровину в оформлении музыкальных спектаклей.

Икона, принадлежащая семье Теляковских, «Богоматерь Казанская» (тип «Одигитрия» – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом – иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой) была оформлена в документах Государственного музея искусств им. А. Кастеева в 1979 году. Всеволод Владимирович передал ее, как и портреты своих родителей, перед отъездом из Алма-Аты. Можно предположить, что икона служила для него неким оберегом, была больше, чем произведение искусства. А как живописная работа русского иконописца дала ему основу для собственного художнического почерка. Стоит только взглянуть на полотна Теляковского – та же цветовая палитра – светлая, яркая, насыщенная.

Богоматерь Казанская. Конец 18-начало19 вв.

Всего Всеволод Владимирович передал в музей 94 арт-объекта. Так в Государственном музее искусств имени А. Кастеева сложилась своеобразная «Теляковская галерея».

Это название впервые использовал Юрий Домбровский, который в книге «Гонцы» главу «Театральный художник» посвятил встречам с Всеволодом Владимировичем. И поскольку художник подарил писателю ряд своих произведений, Домбровский назвал их «Теляковской галереей».


Константин Коровин. Портрет Г.Л. Теляковской. 1950. ГМИ РК им.А.Кастеева

В эту именную галерею вошли собственные произведения театрального художника: 137 акварельных и 5 живописных эскизов декораций и костюмов; серия из десяти живописных панно, созданных по мотивам казахского эпоса; натюрморты, которые он начал писать в 1959-1960 годах, выйдя на пенсию. В российском Государственном центральном Театральном музее им. А. Бахрушина находится 16 эскизов декораций и костюмов художника к различным постановкам. Ряд арт-объектов художника на темы казахского эпоса находятся в частных коллекциях.

Собирая информацию о деятельности Теляковского в Казахстане, искусствовед Сырлыбаева обнаружила в Центральном Госархиве РК рукопись с воспоминаниями Всеволода Владимировича о своих учителях – Головине и Коровине. По её мнению, рукопись ценна не только тем, что раскрывает некоторые ранее неизвестные факты из жизни знаменитых художников, но и передает представления самого художника о чести и достоинстве человека, о честном отношении к труду. Освободившись от большой загруженности в театре, Теляковский, не привыкший к бездействию, вероятно, с большой увлеченностью начал писать мемуары, завершив их в 1958 году. В 1961 году они поступили в Госархив.

ВДНХ

Галина Сырлыбаева открыла еще одну неизвестную страницу в творчестве Теляковского. Принято было считать, что художник с 1946 по 1956 годы, до выхода на пенсию, без перерыва работал в ТЮЗе. Но в автобиографии, с которой Галина Николаевна ознакомилась совсем недавно, упоминается, что с 1950 по 1952 годы художник работал в Художественном фонде Казахской ССР. Он оформлял павильон Казахстана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1946 году Теляковского как члена Союза художников Казахстана избирают председателем секции театрально-декорационной живописи.

В зрелости, в 1950-е годы Теляковский стал одним из первых профессиональных художников, кто обратился к культурному наследию казахского народа – национальному эпосу.

В 1958 году состоялось событие всесоюзного значения – Декада казахского искусства и литературы в Москве. Она продемонстрировала достижения молодой национальной школы изобразительного искусства. В рамках декады была организована выставка по всем разделам изобразительного искусства, в том числе и по театрально-декорационному. Всеволод Теляковский не только участвовал в ней с тринадцатью работами, но и входил в состав выставочного комитета вместе с известными художниками и искусствоведами. Среди них – Абрам Черкасский, Абылхан Кастеев, Сабур Мамбеев, Евгений Сидоркин, Канафия Тельжанов, Любовь Плахотная, Гуль-Чара Сарыкулова и другие.

Постскриптум

Жена художника Наталья Николаевна, разделившая с мужем ссылку, скончалась в марте 1961 года и была похоронена на городском кладбище. В апреле того же года Всеволод Теляковский вернулся в Ленинград. О Казахстане у него сохранились самые теплые воспоминания. Судя по всему, он оставил здесь частичку своего сердца. В письмах к другу и коллеге художнику-графику Регине Васильевне Великановой, оставшейся после эвакуации в Алма-Ате, он неоднократно писал: «Меня очень ко всему удручает холод и солнце, которое, когда оно бывает, совсем не греет. Я спешил уехать из Алма-Ата, теперь меня как-то тянет назад». А в мае, через месяц после возвращения в Ленинград, Теляковский пишет: «…А все-таки мне как-то не сидится на месте, и я уже подумываю о том, как бы заехать летом в Алма-Ата». Но, к сожалению, этим мечтам так и не удалось сбыться.

Подготовила Галина Галкина в сотрудничестве с Галиной Сырлыбаевой,
Фотографии предоставлены Фондом ГМИ РК им. А. Кастеева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *