Куриный переполох: сколько будет стоить белое мясо?
Будет ли куриное мясо стоит столько же, сколько и красное и почему куриные предприятия Казахстана могут остаться без государственных субсидий? На эти и другие вопросы ответила председатель правления АО «Алель Агро» Разия Жатакпаева.
– Цены на продукты питания в Казахстане неуклонно растут. Многие в целях экономии отказываются от красного мяса и покупают куриное. Что нас ждет дальше и как мы будем питаться в ближайшие десятилетия?
– К 2030 году население Земли увеличится на 1 миллиард человек и достигнет 8,6 миллиарда. К 2050 году до 9,8 миллиарда. Такие оценки прироста населения дала ООН. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), более 1,5 миллиарда человек не могут позволить себе здоровое питание, отвечающее требованиям по содержанию основных питательных веществ, а 3 миллиардам жителей планеты не по карману даже наиболее дешевый здоровый рацион.
Поэтому сегодня требуется переориентация сельскохозяйственной политики на устойчивое производство более полезных для здоровья пищевых продуктов, в том числе фруктов, овощей и рыбы, а также аква культурной продукции, вместо массового производства таких базовых продовольственных культур, как рис, пшеница и кукуруза.
Мы нуждаемся во внедрении инноваций и цифровых технологий в агропродовольственных системах в целях устойчивого повышения продуктивности сельского хозяйства и интеграции мелких хозяйств в рынок.
Сегодня мировые лидеры призвали приступить к незамедлительным действиям по преобразованию агропродовольственных систем с тем, чтобы повысить их устойчивость и невосприимчивость к внешним воздействиям в условиях пандемии COVID-19 и других кризисов и обеспечить всех экономически доступными для здоровья и питательными пищевыми продуктами. Эти вопросы обсуждались на специальном семинаре ФАО по вопросам продовольствия и питания «Призыв к срочному преобразованию агропродовольственных систем в интересах всеобщего обеспечения здоровым питанием».
То есть, необходимость субсидирования сельского хозяйства признается на уровне ООН как инструмент преодоления глобального голода. Без субсидий конкурентоспособность малых фермеров под большим вопросом.
Согласно прогнозам, к 2030 году питание среднестатистического жителя Земли станет существенно калорийнее. Если в 2015 году на одного жителя Земли в среднем приходилось по 2950 ккал в день, то к 2030 году эта цифра вырастет до 3040 ккал, а к 2050 году – до 3130 ккал. Соответственно, к 2050 на 73% возрастет и потребность в мясе, что приведет к колоссальным нагрузкам на природные ресурсы планеты.
До 2050 года прогнозируется рост производства мяса птицы. При этом потребление мяса курицы в ближайшие 10 лет вырастет до 30 кг на человека в год.
– Мясом птицы Казахстан обеспечивает себя только на 51%, В то же время в страну ввозится 172 тысячи тонн этой продукции…
– Да, статистика не радует. Мы импортируем до 180 тысяч тонн куриного мяса. И логично, что наше государство стимулирует рост собственного куриного производства. Госсубсидии составляют 80 тенге на 1 кг мяса. Этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Кроме того, имеются инвестиционные субсидии. Те инвесторы, которые построили новые производства от 20 тысяч тонн – крупные производители – имеют право получить 25 процентов от вложенных инвестиций. Нужно сказать, что мы каждый год увеличиваем производство куриного мяса.
– Но сейчас есть риск лишиться этих субсидий… В чем причина?
– Когда ты строишь птицефабрику, то должен подготовить документы для строительства. Они сдаются в ГАСК в письменном виде. Для получения инвестиционных субсидий вся эта информация передается в управление сельского хозяйства, которое является органом, проверяющим все документы, и выдающим субсидии. 23 июля 2018 года было внесено очередное изменение в Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных объектом АПК при инвестиционных вложениях. В них сделана ссылка на Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК, согласно которой предприятия при строительстве объектов сами должны поместить полученные экспертные заключения на Единый портал для проведения комплексной вневедомственной экспертизы по проектам. И этот чисто технический момент ряд наших компаний по производству птицы упустили.
А когда прокуратура в 2019 году осуществила проверки, вся эта история всплыла. Под раздачу попали порядка 44 компаний (около 16 из них только в Алматинской области).
– Да, в таких сложно составленных документах, действительно, запутаться не мудрено… То есть теперь перед предприятиями стоит вопрос о возвращении госсубсидий?
– Думаю, что до этого дело не дойдет. Сейчас создана комиссия, в которую вошли Палата предпринимателей «Атамекен», предприниматели, прокуратура, управление сельского хозяйства. Они объехали все предприятия по производству птицы, посмотрели действительно ли они построены, функционируют и выпускают продукцию. Все эти данные попадут на согласительную комиссию в правительство и там примут решение по каждому проекту в отдельности. Думаю, что никто не заинтересован забирать дотации и уничтожать действующие предприятия.
– В связи с этой ситуацией какие-то предприятия закрылись?
– Нет. Еще никто и субсидии государству не вернул. Все находится в процессе, и мы надеемся, что здравый смысл возобладает и ситуация вскоре исправится.
– Говорят, что куры будут стоить столько же, сколько и мясо животных. Это реально?
– Этого не может произойти априори. Дело в том, что себестоимость производства птицы и себестоимость производства мяса отличается друг от друга. Есть такие понятия как конверсия корма, скорость роста, инвестиции. Мировые оптовые цены таковы: два доллара за один килограмм курицы и четыре доллара – за килограмм красного мяса. То, что курица будет стоить 4 доллара, практически невозможно представить, так как существует сложившаяся ее себестоимость. В Казахстане мы работает по тем же трендам, что и на мировых рынках. Стоимость мяса птицы растет в Америке, Европе, России, и соответственно, у нас. Мы же не развиваем наше производство в замкнутом пространстве, а участвуем в глобальном рынке.
Сейчас идет всеобщее подорожание энергоносителей. Ключевым фактором является рост цен на корма. Они, в среднем, подорожали на 30 процентов. Это произошло во всем мире. Например, масло подорожало в два раза, пшеница – на 30 процентов. Но наша компания приняла решение не поднимать цены вслед за кормами и сегодня работаем в нулевой рентабельности.
– Так все же подорожают ли у нас куры в ближайшее время?
– Я считаю, что за последние полгода основной рост цен на них (на 22-25 процентов) уже произошел. Наши куры могут подорожать только незначительно – максимум на 5-10 процентов.
– Насколько выгодно сегодня открывать в Казахстане птицефабрики. И как вам удается удерживать позицию лидера отрасли?
– Птицеводство – достаточно сложный вид бизнеса. Птица быстро растет, но в связи с тем, что у нее высокая плотность нахождения в птичниках, нужно строго соблюдать вопросы биобезопасности, поскольку в противном случае птица погибнет и предприниматель несет убытки. Это ярко проиллюстрировала ситуация с птичьим гриппом, которая произошла в прошлом году на нескольких птицефабриках, в том числе и на одной в Алматы. У нас этого не произошло. Чтобы не было вспышек заболеваний, надо правильно обрабатывать и мыть птичники, делать санитарные разрывы, обрабатывать территорию.
Сегодня наша компания выпускает 21% мяса птицы в стране и входит в число 32 национальных чемпионов-лидеров конкурентоспособности.
Последние четыре года наша компания является почетным членом Клуба «Arbor Acres 400» производителей мяса птицы бройлер, достигших высоких показателей – EPEF свыше 400. При этом «Алель Агро» был присвоен наивысший платиновый уровень за Европейский индекс продуктивности бройлерного производства EPEF c показателем 437,7.
У нас есть комбикормовый завод, две родительские птицефабрики, инкубатор, восемь птицефабрик по выращиванию бройлеров, два мясоперерабатывающих завода.
Вся продукция «Алель Агро» соответствует требованиям отечественных стандартов и нормам СанПина. На предприятиях «Алель Агро» используется экологически чистые корма, производим их постоянный физико-химический и микробиологический контроль. На всех этапах производства в «Алель Агро» выстроена система строгого контроля над соблюдением необходимых требований, которые предъявляются ДУМК к компаниям, претендующим на производство халяльной продукции.
Собственные корма с комбикормового завода, который также принадлежит «Алель Агро», гарантируют отсутствие в продукте мясокостной муки. Это – запрещенные мусульманам отходы убоя (кровь, перо, кишечник) и другие ингредиенты «харам». Дело в том, что при добавлении мясокостной муки в корм развивается каннибализм, что недопустимо.
У «Алель Агро» – собственный племенной репродуктор второго порядка по производству инкубационного яйца. Это позволяет компании уже с этапа закладки яйца в инкубатор контролировать весь процесс здоровья и благополучия будущих цыплят. Процедура убоя птицы также соответствует каноническим нормам Ислама.
Во всех птичниках установлено итальянское оборудование FACCO. Инкубаторы оснащены голландским оборудованием PASREFORM.
Мы, конечно, могли бы покупать российское оборудование. Оно дешевле, однако, не отвечает полностью всем нашим требованиям. Поэтому приобретаем его в Европе, так как стараемся придерживаться европейских стандартов на своем производстве. Это позволяет быть лидером по качеству продукции на местном рынке и впоследствии начать работать на экспорт.
Сейчас начали строительство мясоперерабатывающего завода на 70 тысяч тонн. Мы вполне могли бы половину этого объема – 35 тыс. тонн в год, отдать на контрактное фермерство. Если это разделить на 2 тысячи тонн (мощность одной фермы), то получится 17-20 производителей, с которыми наладили сотрудничество.
В рамках программы «Экономика простых вещей» «Алель агро» получило кредит для расширения производства. В этом году наша компания планирует развивать производство в Жамбылской области. Всего будет выпущено 3,5 тыс. тонн мяса птицы, а к 2024 году годовая мощность предприятия вырастет до 44 тысяч тонн. В новых современных птичниках уже стартовала посадка цыплят первой очереди.
Чтобы быть успешными надо, прежде всего, не стремиться за прибылью любой ценой, а работать на перспективу, соблюдая все стандарты качества. Мы не стоим на месте, изучаем и применяем самые передовые в мире технологии кормления, выращивания и переработки мяса птицы. Много ездим по миру, изучаем, как работают лидеры отрасли в Бразилии, в США, в Таиланде. И видим, что там основа птицеводства — контрактное фермерство. То есть крупный интегратор строит мясоперерабатывающий завод, обеспечивает фермеров комбикормами. Как результат, фермеры занимаются только процессом выращивания. Цикл выращивания курицы в интенсивном птицеводстве 42 дня. Нам нужно развивать именно промышленное птицеводство, поскольку оно и обеспечивает низкую себестоимость. В том числе за счет интеграции. Нужно использовать все современные технологии, когда на птицефабрике четко контролируются все процессы — от воздуха и температуры до подачи кормов. Эта модель более конкурентна в сравнении с тем, как выращивают птицу в личных подсобных хозяйствах.
Очень важно понимать, какими объемами производства оптимально заниматься с точки зрения рисков. Зарубежный опыт говорит о том, что на одной ферме оптимально иметь четыре здания, давая порядка двух тысяч тонн продукции в год.
Но дело в том, что пользоваться господдержкой у нас могут только производители, обеспечивающие не менее 20 тысяч тонн в год. Думаем, что было бы логичнее, чтобы государство поддерживало фермеров, производящих от 2 тысяч тонн мяса птицы в год. Именно такие небольшие производители и должны объединяться вокруг интегратора.
Комментариев пока нет