Димаш Кунаев – проверено временем
Exclusive.kz продолжает публикацию интервью с племянником Динмухамеда Кунаева – Диаром Кунаевым, в котором он дает отповедь тем, кто пытается очернить имя человека, с которым связаны огромные преобразования.
– Говоря о Димаше Ахмедовиче, надо всегда помнить о его бесспорных заслугах в принятии важных решений, которые пошли во благо нашей республики. За время работы председателем Совмина Казахской ССР (с апреля 1955 года) он определил задачи по созданию мощной индустриальной базы и энергетики, крупного сельхозпроизводства, повышения уровня науки, образования и культуры, строительства новых городов, их благоустройства.
Во всем, что имеет по-крупному республика, есть частица его труда. Одним предложением можно перечеркнуть всю клевету, все обвинения в адрес Димаша Ахмедовича. Именно при нем вводились новые мощности в производстве цветных, редких, благородных металлов, машиностроении и металлообработке. На территории республики было открыто свыше сотни месторождений угля и нефти. В год своего 60-летия Казахстан выпустил промышленной продукции в 875 раз больше, чем в 1920 году, а к 1986-м полностью обеспечивал себя хлебом, мясом, рисом, молоком, яйцами, маслом, сахаром и другими продуктами.
Д.Кунаев строго соблюдал партийную дисциплину, хотя, как руководитель республики, был не согласен с принимаемыми решениями. Всем, включая и кадрами, командовала Москва, и надо было быть гибким, осторожным, чтобы не только сохранить, но и вырастить своих способных, талантливых руководителей. Для него не характерны были непоследовательность, поспешность и суетливость, он глубоко вникал в проблемы и ничего не делал с «кавалерийского наскока». Никогда Димаш Ахмедович не путал требовательность с грубостью, оперативное решение вопросов с торопливостью. Он был принципиальным, но не моралистом, верил, что словом можно многое исправить.
Человек ушел с должности, из жизни и как бы канул в небытие. Но поступки наши, память наша о людях, сделавших нашу страну Республикой с большой буквы, забывать нельзя. Димаш Ахмедович отмечал: на Востоке говорят, что живые закрывают глаза умершим, а умершие открывают глаза живым. Его жизненный путь должен многим «открыть» глаза, на его примере необходимо воспитывать молодежь».
Хочу добавить: когда на карту ставилась судьба Казахстана, Д.Кунаев боролся в открытую, не признавая авторитетов. По-моему, в этом заключалась его миссия как крупного государственника и патриота Казахстана.
В своих воспоминаниях «Наш Димеке» государственный деятель, бывший министр иностранных дел Казахской ССР Михаил Иванович Исиналиев писал: «Под непосредственным руководством Димаша Ахмедовича, при его самом активном и инициативном участии Казахстан к моменту провозглашения своей независимости пришел с большим экономическим, научно-техническим и духовным потенциалом. Это трудно будет отрицать даже недругам. Новые города и промышленные центры, крупные сельскохозяйственные предприятия, новостройки не только в столице, но и в областях, новые очаги культуры и художественные коллективы, научные центры – говорят сами за себя…
Одной из несомненных заслуг Димаша Ахмедовича, как большого политика, является то, что в условиях смены московских правителей, волюнтаризме и неоимперской политике отдельных кремлевских вождей он сумел сохранить территориальную целостность республики. В начале освоения целины, когда на севере Казахстана по решению Центра создали новое административное деление – Целинный край, к руководству которым были привлечены посланцы Москвы, проницательный политик Д.А. Кунаев в этом узрел не только желание конкретного руководства из Москвы процессом освоения целины, но и далеко идущие цели Никиты Хрущева через некоторое время распорядиться как своей вотчиной и одним росчерком пера отсечь лакомую хлебную и промышленную часть Казахстана…
И коль Москва, скрывая свои истинные намерения, выдавала создание краевого правления, как организационно-административную форму управления, то Д.А. Кунаев добился, чтобы краевые управления были созданы на юге и западе Казахстана, хотя он прекрасно понимал, что это надуманные, ненужные и излишне затратные чиновничьи аппараты. Но зато сбалансировал положение, чтобы все административные центры работали через Алма-Ату и на целине не было особого статуса правления с возможным последующим выделением этой территории из Казахстана. Также его заслугой является и возвращение обратно в Казахстан трех южных районов, в свое время по настоянию Хрущева переданных соседнему Узбекистану…
В силу большого опыта хозяйственной и государственной работы, фундаментальной образованности, интеллекта ученого и присущей от природы интеллигентности он умел находить общий язык и взаимопонимание среди различных слоев населения – будь то чабан, механизатор, директор совхоза или крупного предприятия, ученый или известная творческая личность…
Он был противником массовой кампанейщины, не устраивал разгоны, умел слушать иную точку зрения. За время руководства Д. Кунаева экономический потенциал республики возрос в 7 раз. Свое высокое положение Д.Кунаев по максимуму использовал для поступательного развития экономики, науки и культуры Казахстана. В течение четверти века успешного руководства республикой Динмухамед Ахмедович Кунаев проявил себя человеком высочайшей культуры, гуманным, интеллигентным, мудрым, знающим народные традиции, незаурядным человеком с глубокими знаниями и духовно-нравственным мышлением».
– Диар Аскарович, какие человеческие качества Динмухамеда Ахмедовича Вам особенно запомнились?
– Едва ли не каждый, кто лично знал Димаша ага, отмечал его невероятную скромность, интеллигентность, высокие нравственные принципы, открытость и светлую ауру. Он любил свой народ, постоянно трудился для процветания Казахстана, народ видел и чувствовал это и отвечал ему взаимностью.
Народная любовь – главный показатель оценки руководителя страны, в особенности после его ухода из власти. И отношение простых людей, уважительно называвших Кунаева «Димеке», до сих пор проявляется повсеместно. Показательно, что в период травли семьи Кунаева даже под нажимом аппаратной машины лишь единицы согласились оклеветать его доброе имя, и ни одно из дутых обвинений при всем усердии следственных органов не оправдались. Даже спустя годы после своего ухода с рукодящих постов Димаш Ахмедович, как и раньше, очень часто выезжал в регионы по приглашению трудящихся, встречался с ними, был рядом со своим народом.
Посты, награды, степени не вскружили ему голову и не могли изменить нравственных качеств, которые он ставил выше других в своей жизни и работе – простоту, честность, принципиальность.
У Димаша ага, как известно, своих детей не было. После смерти его супруги Зухры Шариповны в 1990 году я переселился по его просьбе к нему в квартиру. Мы с моим старшим братом Эльдаром постоянно были рядом с ним и выполняли все его просьбы и поручения. В постоянных поездках Димаша ага мы с Эльдаром и личным врачом Ахатом Аминовичем Мулюковым попеременно его сопровождали. Например, Эльдар ездил с ним в Жамбылскую, Южно-Казахстанскую области и Узбекистан, а я – в Турцию. Я даже в какой-то степени выполнял у Димаша Ахмедовича роль секретаря. Это было приятно, но и нелегко. Он заставлял давать ответ на каждое письмо, а они постоянно приходили большими пачками. Некоторые писали, что мечтают иметь книгу его воспоминаний с автографом. Приходилось отправлять им бандероли. А среди посетителей, к сожалению, попадались и неприятные люди, которых я бы вообще не пускал в квартиру. Но я всегда помнил строгое внушение дяди – проявлять внимание ко всем пришедшим к нему людям.
Но все эти тяготы искупались радостью общения с Димашем ага. С ним было удивительно легко. Сейчас, спустя много лет, я делаю вывод: он был совершенно необычным человеком. От него исходила во время общения какая-то необъяснимая положительная энергия, которая заряжала человека и вдохновляла.
После того, как Димаш ага вышел на пенсию, он напоминал мне огромного льва в клетке. Он абсолютно не мог просто сидеть и отдыхать. Ему просто было необходимо выезжать за город, чтобы встречаться с людьми.
Авторы негативных домыслов, обвиняя Димаша ага в том, чего не было в действительности, близки к сплетникам, которые публично распространяют сведения, которые носят заведомо ложный характер. Такой убогий критицизм ничего не имеет общего с правдой жизни, основанной на исторических фактах.
Время все расставит по своим местам, вынесет справедливую оценку каждому лидеру. Вряд ли непредсказуемость нашего прошлого, порой столь зависимого от сиюминутных политических событий, может бросить тень на светлое имя Динмухамеда Кунаева. Он был великим государственником, а плоды его деятельности будут очевидны и для грядущих поколений казахстанцев.
Как справедливо сказал поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, вспоминая Динмухамеда Ахмедовича, «человек, который всю жизнь старался честно служить народу, не должен быть оболган и унижен на исходе лет и после. Совсем немногим личностям, таким, как Кунаев, удалось сохраниться в опустошенной истории ХХ века. Надо беречь каждого. Только тогда у нас появится настоящая национальная история».
Беседу вел Арман ЖАНОВ, Алматы
Комментариев пока нет