Адвокаты просят защиты и требуют независимости
Адвокаты требуют реальной независимости и вынуждены просить защиты – это стало рефреном шестого Форума адвокатов Казахстана.
– Для любого правового демократического государства, ценности которого разделяет и Казахстан, важно, чтобы адвокатура и адвокаты были независимыми, – уверены защитники униженных и оскорбленных. – Это осознанная необходимость для любого разумного общества.
– Адвокаты выступают против отдельных действий тех или иных госорганов, являются некими возмутителями спокойствия, – отметил адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Данияр Канафин. – Профессия адвоката в том, чтобы призывать милость к падшим или защищать гонимых. Это необходимо для уважения прав преследуемых, соблюдения стандартов справедливого правосудия и следования моральным юридическим нормам, принятым в правовом демократическом государстве. Адвокаты часто выступают в роли раздражителей общественного спокойствия, их высказывания порой не нравятся органам исполнительной власти, что становится причиной для конфликтов. Адвокат постоянно вынужден работать со своими процессуальными оппонентами в условиях производственного конфликта и, в хорошем смысле слова, превращаться в солдата сопротивления, действующего в рамках закона.
По мнению Канафина, с точки зрения эффективности защиты прав граждан, все страны мира можно разделить на три категории. Первая, где адвокатура функционирует нормально, вторая – страны, где ее практически нет или она влачит жалкое существование. В третьей группе государств, к которой относится и Казахстан, адвокатура борется за свое существование. Основной фронт борьбы – независимость.
В числе основных проблем адвокатуры страны Данияр Канафин видит в возможности создания «государственной» адвокатуры, а также то, что приостановление и лишение лицензии на право осуществления адвокатской деятельности относятся к компетенции органов исполнительной власти.
– Адвокатура по своей природе является институтом гражданского общества и априори не может подчиняться государству, – говорит Канафин. – В развитых странах адвокатура сама решает, кто вправе вступать в адвокатское сословие и приобрести соответствующий статус. У нас же, к сожалению, до сих пор аттестационные комиссии, принимающие в адвокатское сообщество, подчиняются органам юстиции. Дисциплинарные процедуры в отношении адвокатов не гарантируют их использование и против адвокатов, принципиально исполняющих профессиональный долг. Система оказания правовой помощи за счет государственного бюджета нуждается в усовершенствовании, а правовой статус адвоката – в возможности собирания доказательств.
По мнению адвоката, необходимо исключить неуместное вмешательство в вопросы самоуправления адвокатского сообщества, а также усилить гарантии неприкосновенности адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности. Это касается прослушивания и записи телефонных переговоров адвоката, любого вторжения в его служебное и жилое помещение, гласных и негласных осмотров, обысков, выемок, перлюстрации адвокатской переписки.
Сегодня не существуют гарантии защиты адвоката, в том числе и его частной жизни от необоснованного вторжения со стороны органов уголовного преследования. Он легко может стать жертвой и незаконного преследования, и запугивания.
Следует запретить привлечение адвоката к негласному сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В уголовно-процессуальном кодексе необходимо регламентировать допуск адвокатов к участию по делам, связанным с государственными секретами, без истребования «специального допуска» от органов национальной безопасности.
Участников форума возмущает практика немотивированных и полноценных ответов на доводы адвокатов по уголовным делам. Ходатайства адвокатов не получают адекватной реакции не только со стороны органов уголовного преследования, но и нередко на судебных заседаниях.
Адвокат превращается в глас вопиющего в пустыне, когда он не может зайти в здание правоохранительного органа, достоверно зная, что там находится его подзащитный. Он нередко подвергается унизительным процедурам досмотра, ему не дают занести в здание телефон или компьютер.
Жить в обществе и быть свободным
Президент Европейской Ассоциации Адвокатов Мария Слазак сообщила, что европейские адвокаты также сталкиваются с угрозами подрыва их профессиональной деятельности.
– Независимость адвокатов – это свобода от любых вмешательств в выполнение их функций, – отметила Мария. – Но это еще и свобода и от личной заинтересованности и адвоката, и юриста, хотя это не всегда и всем понятно. Адвокат не может быть независимым, если таковой не является Ассоциация, в которую он входит. Перед европейскими адвокатами сейчас стоят угрозы, вязанные с подрывом профессиональной тайны и очень широким применением термина «национальная безопасность». Мы страдаем от популизма и неправильного использования чрезвычайного положения для ограничения прав адвокатов.
По словам Слазак, во время эпидемии европейским адвокатам было не просто работать. Это касается и их доступа в места лишения свободы, когда они не могли предоставить юридическую помощь лицам, которые там находились.
– Нередки случаи преследования, притеснения и угроз в отношении определенных адвокатов со стороны политиков, госорганов, – подчеркнула Слазак. – И тогда мы не молчим и активно привлекаем национальные и международные правозащитные организации. Существуют примеры отдельных стран, к которым следует прислушаться. Так, в Германии создали правила использования адвокатами современных технологий, например, запрет на использование бесплатных почтовых ящиков. И это логично, ведь известно, что они имеют слабую защиту. Также запрещено использование адвокатами Facebook, поскольку это незащищенный инструмент, который не стоит использовать в профессиональной работе.
«Списочные адвокаты» и юридические клиники
Во время шестого форума адвокатов Казахстана прозвучало немало дельных советов, как улучшить правозащитную систему в Казахстане. Так, председатель НКС РКА Сапар Амиртаев рекомендовал Министерству юстиции разработать новый Закон «О бесплатной гарантированной государством юридической помощи в Республике Казахстан», в котором подробнее регламентировать это направление деятельности адвокатов и юридических консультантов.
– С учетом цифровизации и продолжающейся пандемии необходимо ввести бесплатное внесудебное онлайн-консультирование адвокатами граждан, – говорит С. Амиртаев. – Для этого нужна открытая база их данных, в том числе в СМИ и социальных сетях.
Можно использовать такую форму как «списочные адвокаты», в число которых можно внести тех, кто, помимо своей основной адвокатской практики, готовы оказывать юридическую помощь малоимущим. Формы юридической помощи, в том числе с участием адвокатов, следует пересмотреть и модернизировать с учетом опыта зарубежных стран.
Так, в Израиле предусмотрены юридические клиники, Бюро общественного защитника, которые являются структурным подразделением министерства юстиции. Там действует смешанная модель предоставления бесплатной правовой помощи с участием госзащитников, которые являются штатными госслужащими, и частнопрактикующими адвокатами, работающих по контракту с Бюро государственного защитника и обеспечивающих защиту неимущих обвиняемых.
В Нидерландах создана так называемая «социальная адвокатура», в которой насчитывается 90 центров юридической помощи, свыше 50 добровольных «юридических магазинов» и 20 бюро юрпомощи.
По мнению Амиртаева, наша адвокатура нуждается в кадрах по призванию. Тревогу профессионала вызывает тенденция вступления в сообщество отставных работников правоохранительных органов, судов и юристов без стажа. Он считает, что пришло время ввести адвокатуру как отдельную дисциплину в юридических вузах страны.
Комментариев пока нет