О проблемах формирования «нового поколения оптимистов»
Президент Токаев поручил сформировать «новое поколения оптимистов, обладающих твердой волей и умением преодолевать жизненные неурядицы». Однако, вопрос в том, что десятки тысяч молодых казахстанцев предпочитают любить родину, находясь за ее пределами.
Суицид подростка в Назарбаев Интеллектуальной Школе стал одним из наиболее обсуждаемых тем в интернет пространстве, в СМИ Казахстана. Несложно было заметить, что задолго до итогов и результатов официального расследования, многочисленные комментарии связывали причину с проблемами школы и кризисом всей системы образования страны. Такое мнение становится устоявшимся отражением и стереотипом о низком качестве работы школы, учителей, повышенной нагрузке на школьников.
Казахстан остается одним из мировых лидеров по количеству суицидов среди взрослых и молодежи, хотя ситуация улучшилась в сравнении с предыдущим десятилетием. По официальной информации Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, в прошлом году было зарегистрировано 143 случая суицида среди подростков и еще больше попыток суицида. К счастью, статистика улучшилась по сравнению с предыдущим 2019 годом, когда было зарегистрировано около 180 случаев суицида среди подростков. Очевидно, что причинами могут быть проблемы в семье, социально-экономическая неустроенность, личные мотивы и другие конфликты. Школа, колледж, университет могли бы стать недостающим инструментом изменения ситуации, но система образования сама испытывает многочисленные проблемы недостаточного финансирования, низкого качества обучения, равного доступа к качественному образованию между регионами и многое другое.
Образование в Казахстане является постоянным объектом внимания СМИ, гражданских активистов, ученых и НПО, которое показывает не только примеры успеха некоторых школьников, отдельных студентов на мировых первенствах, но и негативные примеры серьезных проблем низкого качества образования, коррупции, суицидов, домогательств, буллинга.
Сложно найти более серьезную тему для внимания журналистов, чиновников, ученых, гражданских активистов, международных исследователей, чем качество, перспективы и проблемы образования, поскольку эта сфера затрагивает интересы каждого гражданина и родителя в стране. Есть много разных фактов и примеров, которые показывают любому обывателю, что сфера образования требует внимания и серьезного критического изучения.
Извечной проблемой Казахстана остается низкое, ограниченное финансирование образования, которое не соответствует рекомендациям ЮНЕСКО – 5%–7% от ВВП. Традиционно, в предковидные годы расходы госбюджета РК на образование варьировались в пределах 2,5-3,5% от ВВП страны.
Согласно рейтингу Всемирного банка, Казахстан был на 157-м месте из 217 по уровню расходов на образование в 2019 году, хотя при этом опережает Кыргызстан, Украина, Узбекистан и другие страны региона СНГ. Нарастающей проблемой является качественный разрыв доступа к современному среднему образованию между селами и городами.
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова подтверждает огромную существующую социальную и образовательную дистанцию между сельскими и городскими детьми. «Да, я не против того, чтобы все школы были как НИШ. Но это невозможно сегодня.… В то же время поедешь в село и видишь, как ребёнок не имеет доступа вообще ни к чему. Чем он провинился? Тем, что он родился в селе…».
Одним из примеров «голосования ногами» в сфере образования является высшее образование. Несмотря на большое количество университетов, госгранты, постоянную борьбу за качество образования ежегодно растет количество молодежи, выезжающей из Казахстана для обучения в иностранных университетах. По данным Института статистики ЮНЕСКО, их число уже достигло почти 90 000 студентов в 2019 году. За этими сухими цифрами – непредсказуемые последствия для качества интеллектуального капитала нации.
Можно ли ожидать адекватных, своевременных действий со стороны учителя, чтобы он заметил суицидальные наклонности, психологические проблемы школьника или студента при переполненных классах двухсменных или даже трехсменных школ, в здании, требующем капремонта и туалетом, расположенным на улице?
Текущий бюджет Казахстана 2021 года, который составлял первоначально 13,7 трлн тенге, значительно сокращен в финансировании многих традиционных сфер. Снизились бюджетные расходы на многие сферы, включая программы субсидирования строительства, выплаты для «Отбасы Банк», финансирование министерства обороны, внутренних дел и даже КНБ.
Однако больше всего пандемия и экономический кризис в 2021 году отразились на сфере образования, финансирование которого упала почти вдвое – до 1,3 трлн тенге. Например, в 2019 году расходы государственного бюджета на образование составляли 2,33 трлн тенге с долей от ВВП 3,62%, а 2020 год был рекордным и составил более 3,1 трл тенге при 4,5% от ВВП страны.
Сокращение расходов на образование коснулось даже «святая-святых», на «надежде» интеллектуального потенциала – Назарбаев Университета и Назарбаев Интеллектуальных школ. Один только Назарбаев Университет потерял более трети финансирования по итогам бюджета 2021 года. Но расходы на поддержку высшего образования и развития науки сохранились и увеличились.
Будем надеяться, что все это позволит все же достигнуть тех амбициозных целей, которые обозначены в национальном проекте «Образованная нация», где обещают до 2025 года сократить разрыв уровня знаний между городскими и сельскими школами по итогам PISA, построить 1000 новых школ и провести ремонт в 5000 школах. Также обещано закрепить в Уголовном Кодексе ответственности за «буллинг», «кибербуллинг».
Президент Токаев говорил о формировании «нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей и умением преодолевать жизненные неурядицы». Однако, дело в том, что пока это не совсем получается.
Шарип Ишмухамедов, А+Analytics.
Комментариев пока нет