Российская колонизация: как уничтожались суфийские ордена кочевников
Идеологическая экспансия на территории Великой Степи началась еще три столетия назад. Россия и европейские страны, поддерживаемые арабскими ваххабитами, начали планомерное уничтожение суфийского Османского халифата.
Испытания духовности казахов продолжились и после двух военных периодов: монгольского и джунгарского нашествий. В XV веке, после распада «Золотой Орды», возникли новые тюркские государства: Ногайская Орда – в 1426 г., ханства: Абулхаирское (бывшая Белая Орда) – в 1428 г., Казанское – в 1438 г., Крымское – в 1449 г., Астраханское – в 1465 г., Сибирское – в 1468г., Казахское – в 1468г. Однако, междоусобные войны делали их слабыми.
В 1480 году возникло государство, изменившее дальнейших ход – Московская Русь. Считается, что в основном московиты являлись потомками угрских и славянских племен. Примерно с Х в. среди московитов стали появлятся и тюрки, осевшие в русской среде, их называли «татарами».
Со второй половины XVI в. Россия начинает колонизацию Евразии, в том числе территорий, которые принадлежали казахам, ослабевшим после многолетней войны с джунгарами.
Любая экспансия начинается с идеологической войны – испокон веков правители понимали, как важно сломить дух захватываемой страны. Поэтому в 40-е г XVIII в. в Российской империи ужесточились гонения на ислам. Именным указом предписывалось распространять среди мусульман христианство. Мечети уничтожались. Для предотвращения беспорядков и увеличения интереса населения к реформам, новокрещеных освобождали от податей и рекрутской повинности, при этом возлагая и то, и другое на некрещеных. Поскольку религиозные гонения вызывали восстания «восточных инородцев», а насаждение среди них христианства давало ничтожные результаты, во второй половине XVIII столетия российское правительство изменило свою политику в отношении ислама.
Российские власти тревожила духовная и идеологическая сила мусульман, которую они связывали с тасауфом – хазреты, ишаны и хальпе были духовной стержнью мусульман того времени. Именно суфийские шейхи возглавляли все восстания, которые мусульмане вели против колонизаторов, начиная от времен «крестовых походов» и до середины 20-го века.
В этом смысле интересы России совпадали с интересами Европы, которая также в то время вела захватническую войну против мусульман, но, к сожалению, мало известно о деталях секретных договоренностей России с европейскими странами на тот период. Но, так или иначе, европейским странам, поддерживаемым арабскими ваххабитами, удалось уничтожить суфийский Османский халифат.
Россия, в свою очередь, тоже принимает необходимые меры. 22 сентября 1788 года был подписан Указ «Об определении мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Чтобы лишить духовной основы колонизированные народы, «указным муллам» было вменено в обязанность разъяснять только положения шариата, в то же время настраивая верующих против тариката суфиев. В то время на Кавказе против российского вторжения воевали суфийские муриды шейха Мансура (а потом и Шамиля). А в Казахстане татарские и башкирские «указные муллы», подчиняясь МВД России, проводили их политику.
Русско-турецкая война 1787-1792 гг. усилила сопротивление казахов против российской экспансии. Но Россия вела планомерную борьбу по уничтожению суфиев среди покоренных иноверцев, исповедующих ислам. «Указные муллы» отправляли на учебу казахскую молодежь в Уфу, Троицк, Казань, которые впоследствии становились имамами в своих аульных мечетях. То, что внушали «указные муллы» двести лет назад, многие продолжают это делать и сейчас: «Да, тасауф (Ихсан) – это третья основа ислама, но сейчас нет истинных суфиев, аулия (святых) и т.п.».
Мы знаем, что Казахстан вошел в состав Российской империи в 1731 г. После изнурительной войны с джунгарами Абулхаир хан вынужден был принять подданство России. Но подчинялись казахи России только номинально. Поэтому особое внимание новых властей было обращено на ликвидацию остатков политической независимости местного населения. С этой целью был предпринят ряд мероприятий:
1) В ускоренном темпе строились укрепления военных линий, куда были передислоцированы гарнизоны, вблизи которых обустраивались казачьи поселения.
2) Проведены реформы административного управления. Организовывались округа и окружные приказы, резко ограничивающие политические права казахов.
3) Массово захватывались земли казахов, вводились новые налоги, образовывались монополии (на рыболовство, порубку леса и т.д.)
Активное сопротивление казахов против захвата земель и появления казачьих хуторов жестоко подавлялось, а их предводители – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, – были убиты.
Упразднив ханство, царизм создал новую систему управления, опираясь на «Устав о сибирских киргизах». Вместо ханов назначались Ага-султаны по округам. С уничтожением ханства уничтожались и институт ишанизма, институты хазретства и хальпе.
Против российской экспансии под зеленым флагом выступил казахский хан Кенесары. Он хотел остановить её продвижение в глубь степи, разрушить построенные на казахской земле русские крепости и прекратить возведение новых. Сохранилось несколько писем Кенесары российским властям — императору Николаю I, Оренбургским генерал-губернаторам В. А. Перовскому и В. А. Обручеву, Сибирскому генерал-губернатору П. Д. Горчакову.
Оренбургский генерал-губернатор Перовский склонялся к ведению переговоров и организации полуавтономного образования по примеру Букеевской Орды.
– Двум монархам в одном царстве не бывать, – пресек подобные предложения Николай, I в 1843 году. И вооружённые столкновения продолжились. Кроме казаков и регулярных войск, в походе против Кенесары приняли участие верные правительству султаны. В 1847 году в местечке Майтобе – Кеклик-Сенгир состоялось сражение остатков войска Кенесары с киргизскими манапами. Кенесары был пойман и пробыл в плену около трёх месяцев, после чего его казнили. Перед казнью он попросил разрешения прочесть намаз. К месту казни привели казахских пленных, чтобы они смотрели на казнь последнего казахского хана. Ему отрубили голову. Гибель Кенесары и поражение восстания позволило России полностью подчинить казахские территории.
Тем временем, продолжалась и «христианизация инородцев». Для этих целей повсюду открывались Миссионерские отделы РПЦ. Предполагалось, что, усвоив православную веру через родной язык, местное население станет «русскими по духу», а потом, перейдя на русский язык «сольется» с русскими.
Чокан Валиханов писал: «…В учреждениях об управлении сибирскими киргизами было узаконено, чтобы крещеных киргиз записывать в мещанское и казачье сословие, если они того пожелают, или не оставлять их в Степи на прежних инородческих правах… В 1861 году или в 62 году, хорошо не помним, областное начальство в первый раз дозволило некоторым крещеным киргизам оставаться в Степи на прежних инородческих правах… Киргизы до сих пор думали, что сделаться христианином — значит сделаться казаком или мещанином. Теперь же вследствие совместного житья и смешанных браков религиозная вражда будет смягчаться и крещение не будет, как прежде, разрывать родственных связей. Приняв такую важную меру в интересах христианства, областное правление должно было принять вместе с тем и репрессивные меры в отношении ислама, ибо без этого невозможен успех христианства». (Ч. Ч. Валиханов. О мусульманстве в Степи // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. — Алма-Ата, 1985.)
Но были и те, кто противостоял христианизации казахов. Одним из них стал казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Он написал в 1884 году учебное пособие для русско-киргизских школ «Шариати Ислам». На казахском языке была написана хрестоматия «Мұсылман тұтқасы».
Против христианизации открыто выступил Науан-хазрет (1843-1916гг.) в Кокшетау, снискавший в народе славу защитника веры и национальных традиций казахского народа.
Степной генерал-губернатор послал в МВД России «ходатайство о выдворении из пределов Степного края Таласова и Кощегулова (помощник Науан-хазрета)». Помимо этого, он писал «об отпуске 1500 руб. на организацию наблюдения за агитационной деятельностью среди киргизов неблагонадежных личностей». Казахи тоже не сидели сложа руки, направляя петиции властям. Деятельное участие в движении сопротивления принял Мамбет-Али Сердалин и Алихан Букейханов, добившиеся досрочного освобождения Науана Хазрета и Ш.Кощегулова.
Сначала на завоеванных территориях Казахстана создавались только казачьи поселения, целью которых был контроль над местным населением. Вслед за военными пришли и мирные жители.
«…Теперь настало время, когда народ призывается к самостоятельности, к самоуправлению – рассуждал корреспондент «Оренбургской газеты» – Нужно верить в народ и не бояться его… Они окажутся отличными колонизаторами!»
Переселенцам давали 30 десятин земли, беспроцентную ссуду и освобождали от налогов на 15 лет. Переселялись в основном в Тургайскую, Уральскую, Акмолинскую, Семейскую, Сырдарьинскую, Жетысуйскую области. В 1917 году гражданских переселенцев, помимо военных и казаков, было уже более 1,5 миллиона человек. У казахов было изъято 45 миллионов десятин земли.
Переселенцы заселялись в основном в стратегически важных пунктах, плодородных местах, с реками и озерами, мешая таким образом скотоводам. Кочевники никогда не селились непосредственно у берегов рек и озер, сохраняя их чистоту. Вода нужна была для скота.
Переселенцы же засеивали эти земли пшеницей. Для охраны захваченных земель, прибывших вооружали огнестрельным оружием. Новые собственники строили для себя церкви, земские и министерские школы, училища, фельдшерские пункты. Зачастую наиболее зажиточная переселенческая среда, жадная до земли, относилась к казахам по-хамски. «Мне не раз приходилось слышать от богачей, – писал один из деятелей переселения в Тургайской области А. А. Чермак, – облюбовавших себе хороший «кусочек землицы», принадлежащий киргизам, что давно бы следовало эту орду вовсе прогнать, что она «только землю портит и крещеных стесняет».
Так продолжалось до прихода Советской власти….
Комментариев пока нет