Почему в Казахстане растет число детей с лишним весом и ожирением?
Каждый пятый ребенок в нашей стране страдает от ожирения. Представитель детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане, Артур ван Дизен поделился своими рекомендациями, как изменить ситуацию.
– Наши исследовании показали, что лишний вес имеет один из пяти детей в Казахстане, а в скором времени в вашей стране ожирением будет страдать 6 процентов детей. Это – большая проблема, ведь ожирение в будущем могут привести к различным трудно и неизлечимым заболеваниям. Избыточный вес и связанные с ним нарушения в метаболизме провоцируют развитие 3,9 процента онкологических заболеваний в мире. В бедных странах этот показатель может находиться на уровне одного процента. В ряде западных стран с высоким уровнем доходов населения, а также нескольких государствах Ближнего Востока и Северной Африки он может достигать 7-8 процентов. Все это не может не тревожить государства и общество, потому что им потребуется вложить значительное количество ресурсов для того, чтобы в дальнейшем бороться с последствиями ожирения.
– В чем, на ваш взгляд, причина такого стремительного роста людей с лишним весом?
– Это тенденция наблюдается не только в Казахстане. С ней сталкиваются все страны, где уровень жизни достигает определенного комфорта, когда у детей есть доступ к быстрому и, вместе с тем, вредному питанию с одной стороны, и снижение физической активности с другой. Увы, наши дети все больше времени теперь проводят в своих гаджетах. Поэтому нужно облегчить детям и их родителям задачу по правильному выбору здоровых продуктов. В Казахстане должна быть разработана и применена масштабная и продуманная стратегия правильного питания, нацеленная на информирование как самих детей, так и родителей.
Одним из путей решения может стать Кодекс поведения в супермаркетах. Как известно, сегодня на полках казахстанских магазинов, а также возле касс, на уровне глаз детей представлены максимально нездоровые продукты. Поэтому было бы правильно поднять их туда, куда дети не смогут дотянуться, а здоровую пищу, наоборот опустить в зону досягаемости.
В некоторых странах практикуется маркировка продукции по цветам, которые обозначают уровень полезности. Так, в Великобритании ритейлеры используют «гибридную систему», когда содержание жиров, насыщенных жиров, соли, сахара и калорий в продуктах питания показано в цветах светофора. Красный цвет используется при слишком высоком уровне этих элементов, желтый при среднем, а зеленый — при низком. Это позволяет детям делать осознанный и правильный выбор.
Привычки правильного питания у детей, как известно, складываются не только в семье, но и в школе. Поэтому ЮНИСЕФ планирует сотрудничать в этом направлении с Министерством образования и науки РК. Наша задача проверить те продукты, которые дети употребляют в казахстанских школах и, вместе с тем, сделать так, чтобы школьное питание было наиболее максимально обогащено витаминами и минералами. Вместе с Национальным центром общественного здоровья РК ЮНИСЕФ разработал стратегию здорового питания, которая сейчас находится РК на согласовании в Министерстве здравоохранении. После ее утверждения мы продолжим работу в этом направлении с министерством образования. Рацион питания школьника ни в коем случае не должен заполняться пустыми калориями и вредными химическими добавками, а состоять из качественных, здоровых продуктов, богатых полезными веществами. Это обязательные условия обеспечения высокой устойчивости организма ребенка к заболеваниям.
Это действия в рамках организации школьного питания во многих странах. Так, Великобритания еще в 1906 году одной из первых ввела государственную систему обеспечения учащихся здоровой едой. Сегодня там стали традиционными недели здорового питания, во время которых, в том числе, и сами школьники готовят полезные легкие закуски и напитки на продажу. В государственных школах Бразилии уже более 60 лет действует национальная программа школьного питания, гарантирующая поступление бюджетных средств во все государственные детские образовательные учреждения. В последние годы ей на подмогу приходят современные технологии в рамках «Цифровой школьной кухни». Такой подход позволяет экономить средства и усиливать контроль как за качеством продуктов, так и за правильностью расходования бюджетных денег.
– Наш минздрав не раз поднимал тему полезности школьного питания. В частности, предлагалось обложить акцизами сахаросодержащие напитки, приравняв их к алкоголю и табаку. Однако, бизнес воспринял эту новость как угрозу в свой адрес…
– Увеличение налогообложения не сократит употребления этих продуктов. Это должно быть только частью подхода к решению проблемы здорового питания. Но эта мера дает свои положительные результаты. Буквально недавно Всемирный банк опубликовал статью о том, что увеличение налога на сахаросодержащие напитки не повредило развитию бизнеса, а напротив, дало мотивацию для его развития. Когда в Великобритании был введен повышенный налог на сахаросодержащие продукты, их потребление действительно снизилось. Это подтолкнула производителей поменять их состав, делая его более полезным для здоровья людей.
Тревогу вызывает рост использования энергетических напитков в Казахстане, ведь они содержат не только большое количество сахара, но и кофеина, что удваивает их негативные последствия для организма. И безусловно, вашему министерству здравоохранения нужно с этим что-то делать.
– Бытует мнение, что здоровое питание в Казахстане – это дорого и доступно далеко не всем…
– На самом деле понять, является ли здоровая пища менее доступной, поможет соответствующее исследование, которое следовало бы провести в Казахстане. Трудно понять, почему в вашей стране местные сезонные овощи и фрукты, рыба и мясо не всегда доступны по ценам для местных жителей. Возможно, причина в нерациональном развитии сельского хозяйства. Чтобы школьное питание стало более полезным, нужно поработать с частным сектором. Почему бы чиновникам не предложить предпринимателям составить альтернативное здоровое меню для школ? Такое сотрудничество успешно практикуется во многих странах. Существует и другая хорошая практика, когда при школах организуются парники для выращивания овощей и фруктов. Там дети не только видят, но и сами принимают участие в выращивании овощей и фруктов и, соответственно, обеспечены ими в своем школьном рационе. Насколько мне известно, сейчас в Алматы этим при поддержке общественных организаций занимается уже несколько школ.
Комментариев пока нет