Страна мошенников: почему казахстанские силовики бессильны против финансовых пирамид?
В Казахстане львиная доля преступников, отбывающих наказание в колониях, осуждены за мошенничество. Причем, бывшие жертвы, чтобы вернуть свои деньги, часто осознанно переходят в разряд хищников – потенциальных преступников.
Миллионные кредиты безработным студентам
Сетевая компания Qnet, чья деятельность во многих странах запрещена, в Казахстане специализируется на студентах. Под видом дисконтной карты на проживание в семизвездочных отелях она продает за две тысячи долларов 18-19 юнцам кусок картона, гордо именуемый «Картой путешествий». Ради этого клочка бумаги искусно заболтанные молодые люди берут миллионные кредиты, которые потом вынуждены отдавать их родители, чтобы спасти своих чад от преследований судоисполнителей.
Википедия о деятельности Qnet сообщает: «…Компания обвинялась в построении финансовых пирамид. В Иране эти обвинения привели к закрытию филиалов компании и аресту её членов. Деятельность компании также была пресечена правительственными агентствами в Канаде и Азербайджане». В Турции несколько лет назад около 150 организаторов и активных участников финансовой пирамиды отправились за решетку. Заведено немало уголовных дел в России – в таких городах как Сургут, Москва, Нижний Новгород.
Казахстанский сегмент Интернета также пестрит негативными материалами о деятельности Qnet. Агентство финансовой полиции еще в 2013 году заявило следующее: «…При этом продвижение на рынок товара, поставляемого данной компанией, не является целью деятельности, а служит вспомогательным механизмом для привлечения денежных средств. Так, для вхождения в дистрибьюторскую сеть необходимо приобрести никому не нужный товар, как правило, не дорогой, но по завышенной рыночной стоимости, и в дальнейшем привлечь еще 2 покупателей. Это является завуалированной формой финансовой пирамиды, так как доход получается не за счет вложения в товар, а за счет привлечения новых вкладчиков».
18-летняя студентка одного из алматинских колледжей (назовем ее условно Женей), не имея собственных доходов, вложила в эту компанию 1,3 млн тенге.
– Роза, девочка, с которой я жила в одной комнате в общежитии, когда училась на первом курсе, попросила встретиться, – рассказывает девушка. – Мол, давно не виделись. При встрече сразу сообщила, что она работает в одной компании, где ей хорошо платят, график там скользящий, работу можно совмещать с учебой, и что она может меня тоже устроить туда. Когда я ее спросила, что это за работа, Роза сказала, что мне вместе с ней надо проехаться в офис – там все объяснят. Мы встретились 8 декабря в пять вечера и поехали на Сейфулина 467Б. Офис компании, куда она и меня собиралась устроить на работу, был таким обычным, не шикарным, там даже не было никакой вывески. Когда мы зашли туда, какая-то девушка начала что-то объяснять, рисовать какие-то графики. Сказала, что компании 23 года, 10 из них она работает в Казахстане, ее представительства есть почти в каждом городе. Потом сообщила, что я должна привести еще два человека. Они, по ее словам, будут моей командой, с которой я буду работать. Велела прийти на следующий день, чтобы пройти второй этап собеседования. Я приехала с Айшой, сестрой той самой Розы. В этот раз в кабинете без вывески нас встретила другая девушка, ее имя я запомнила – Назым. Она сказала, что компания Qnet откроет интернет-магазин, где я буду продавать кофе и зубные пасты. Потом долго объясняла, как я это буду делать, и вдруг резко перешли к деньгам – сказала, что я должна вложить миллион тенге. Я растерялась, я ведь все еще студентка, да еще и платного отделения. Оглянулась на Айшу, она сказала, что тоже взяла кредит, а теперь потихоньку закрывает. Я обещала подумать и ушла. От этих двух собеседований у меня сохранился блокнот, где расписана подробная инструкция вовлечения людей в эту компанию.
Вскоре Роза снова предложила встретиться. В офисе меня вновь встретила Назым, проводившая собеседование накануне. А дальше на меня было оформлено через мобильное приложение Каспибанка …два мебельных гарнитура. Один за 930 тысяч тенге, другой – за 400. Как мой телефон оказался у них в руках – не помню. Я видела только, как на экране моего телефона высветился СМС с кодом, и мужчина по имени Данияр отправил его кому-то через свой вотцап. Потом они с Назым тут же обменяли эту мебель на деньги, а мне сказали, что завтра я должна подойти для открытия интернет-магазина.
В тот момент я ничего не осознавала, все было как в тумане, и только на следующее утро я поняла, что «влипла»: на мне висит огромный кредит – почти полтора миллиона тенге! Первый взнос – 110 тысяч – я должна сделать уже 10 января следующего года.
Понимая, что теперь уже мне деваться некуда, я поехала в этот офис. Они мне оформили интернет-магазин и карту путешествий стоимостью 960 тысяч тенге, а на оставшиеся деньги заказали две упаковки кофе и три тюбика зубной пасты.
После этого каждый раз, когда ходила в офис на Сейфуллина 467Б, я видела там множество людей примерно моего возврата, и женщин за 40, по которым было видно, что в жизни у них все плохо, и они готовы ухватиться за любой шанс зажить нормально. А еще там немало девушек в хиджабах.
– Вот, видишь, здесь даже есть верующие, значит, мы работаем халал, – сказал, помнится, Данияр в тот день, когда я пришла оформлять онлайн-магазин.
После этого я всю неделю жила в страхе, не могла ни спать, ни есть, про кредит никому не говорила, а потом мне стало так плохо (в иные моменты мен хотелось выкинуться в окно или наглотаться таблеток), что я позвонила маме. Когда рассказала ей, в какую историю попала, она была в таком шоке, что ничего не могла сказать – просто молчала. Это было 18 декабря, а в понедельник, а 20-го мама пошла к адвокату. Через него мы вышли на его алматинского коллегу, который настоял, чтобы я написала заявление в полицию.
О своей беде я рассказала еще своей близкой подруге. Она была так возмущена, что пригрозила Розе заявлением в полицию. Роза нагло и грубо ответила, что им все равно ничего не будет, и что это они привлекут нас за клевету. Но потом мне стали поступать звонки с незнакомых номеров с угрозами. Но еще раньше Роза пыталась меня успокоить: «Не бойся, – говорила она мне. – В этом (в сетевом бизнесе, который работает как пирамида) ничего страшного нет, мы будем тебе помогать». Сказала еще, чтобы я не слушала подругу, которая уговаривает меня написать заявление в полицию: «Приходите завтра вместе, мы все ей объясним. Может, ей тоже понравится, и она будет работать с нами».
Когда мы с адвокатом Жаном Кунсеркиным пришли в офис Qnet, Данияр, оформлявший мой кредит, заявил, что сейчас нам объяснит суть работы компании. Но адвокат (он представился моим родственником), не слушая его, потребовал немедленно оформить возврат денег. Поднялся скандал, прибежавший на шум представитель компании по имени Жарас сказал, что пока не прошли 14 дней со дня оформления заказа на товар, мы можем вернуть деньги в бизнес-центре Нурлы-Тау, где располагается их головной офис, а Данияр Мукашев вызвался отвезти нас. Пока мы ехали туда, он включил голосовое сообщение от девушки Назым, оформлявшей вместе с ним кредит на мое имя. Она сказала, что я сама пришла в их офис и сама изъявила желание с ними работать.
В бизнес-центре Нурлы-Тау, в офисе 401 нас встретила девушка, которая показала, как нужно переоформить возврат. По ее словам, деньги в течение 3-4 недель должны поступить на карту.
Наглые, напористые, циничные
– В моей практике было много дел, связанных с деятельностью пирамид (https://prodengi.kz/post/v-kazaxstane-opublikovan-spisok-kompanii-s-priznakami-finpiramidy). Но другие хоть как-то стараются соблюдать видимость приличий, а эти действуют внаглую, – говорит представитель попавшей в беду девушки адвокат Жан Кунсеркин. – Когда начали разбираться, то выяснилось, что заведено уже несколько уголовных дел в отношении этой компании. Выяснилось также, что финрегулятор в лице Нацбанка еще в прошлом году предупредил, что ряд компании, в том числе и Qnet, работая по принципу финансовой пирамиды, совершают мошеннические действия.
Судя по всему, полиция знает основных игроков Qnet. Когда мы с клиенткой пришли туда подавать заявление, там уже были очень хорошо осведомлены о деятельности этой компании. А вот почему дело двигается так медленно – непонятно. Вполне допускаю, что оперативная разработка этой структуры еще не окончена. На днях, в частности, Департамент полиции Алматы сообщил, что на этой неделе (с 20-го по 24 декабря) были проведены аресты представителей ряда компании, работающих по принципу финансовых пирамид.
Что касается моей клиентки, то ее в полиции допросили, признали потерпевшей и приняли ее заявление в уголовное производство. Когда на следующий день после его подачи мы с ней пришли в безымянный офис компании Qnet на Сейфуллина, то там заявили, что деньги ушли в Малайзию. Компания, мол, зарегистрирована там. Потом все-таки предложил поехать в головной офис – в бизнес-центр Нурлы-Тау – к исполняющему обязанности директора компании. Встретившая нас там некая девушка сказала, что у них все «разрулено» на уровне президента.
– «На уровне» президента» – имеется в виду глава государства?
– Я так понял, что именно это они и имели в виду. Что интересно, из одного окна головного офиса прямо в упор смотрит Алматинская городская прокуратура, с другого – видна алматинская резиденция Президента Казахстана. Однако, судя по обстановке в компании, которая дает «скидки» на проживание в семизвездочном отеле, она больше напоминает «шарашкину контору». Опытный человек сразу понял бы, что здесь происходят сомнительные вещи. В поисковиках головной офис Qunet всплывает под туманным названием «Международная консалтинговая группа». Но мне лично очень хотелось бы узнать, под каким юридическим наименованием и адресом зарегистрирован Qnet в Казахстане и кто учредитель этой компании. Я пытался найти эти данные через еGov, но не нашел, поэтому создается ощущение, что какое-либо юридическое лицо в сделках по перечислению денег напрямую не участвует, поэтому за счет чего живет эта компания, чей головной офис в Алматы находится по юридическому адресу Нурлы-Тау, – непонятно.
Но самое интересное я увидел в коридоре офиса на Сейфуллина 467Б, расположенного на первом этаже непрезентабельной хрущевки возле Алматинсокго СИЗО. Он был так плотно забит студентами, что через них тяжело было продраться в сам безымянный офис. Из разговора с ними выяснилось, что они, завязнув по уши в долгах из-за кредитов, группами снимают квартиры, прячутся от судоисполнителей, меняют телефоны…
Эти молодые люди, не имея жизненного опыта и не понимая, что значит повесить на себя 1-2 млн тенге кредита, велись на обещания о быстрых доходах и шикарной жизни в семизвездочных отелях. Причем, если одни из них искренне, как произошло в случае с моей клиенткой, заблуждаются, то другие, что называется, живут по принципу: раз меня кинули, то и я кину других.
– Почему именно студентов, приехавших из провинции, подсаживают на эти кредиты?
– Потому что это фактически беспроигрышный вариант. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, то родители сразу пытаются закрыть основную сумму долга, чтобы не набежали проценты.
Сейчас в казахстанских колониях, насколько мен известно, не менее 80% из отбывающих наказание, осуждены за мошенничество. И если раньше клиенты финансовых пирамид казались мне сплошь недалекими, малограмотными людьми, но сейчас среди жертв, как выяснилось, есть те, кто шел на это осознанно. Несколько лет назад было нашумевшее дело с участием одних только женщин, причем, среди пострадавших была даже сотрудница полиции. Основными игроками там были некие Белоусова и Кузембаева. Первая была организатором, а Кузембаева, сама, будучи бывшей пострадавшей, втягивала туда других, чтобы вернуть свои деньги. В результате она была осуждена на пять лет лишения свободы.
– Но почему так часто уголовные дела по статье «Мошенничество» «ломаются» до суда?
– Когда я привел свою клиентку в полицию, то первое, что ее спросили: «А ты точно напишешь заявление?» Скорее всего, та подруга, которая ее «развела», вернет ей все деньги, будет плакаться, давить на жалость и т.д. Но я согласился вести это дело только с условием, что «заднюю» включать не будем.
Ко мне уже обращаются родственники участников этих пирамид, которых привлекают к уголовной ответственности. После анализа тех фактов, которыми я располагаю, и тех сведений, что слышу от сотрудников полиции, появилась даже не надежда, а ощущение, что идет глубокая разработка в отношении основных игроков этих пирамид. Я надеюсь, что деятельность подобных компании в Казахстане, также, как и в других странах, будет наконец запрещена.
… Представитель Qnet по имени Жарас на просьбу прокомментировать ситуацию, в которую попала 18-летняя студентка, повел себя агрессивно и напористо:
– Идите и разбирайтесь с тем, кто ее привел к нам, – на повышенных тонах заявил он.
А вы мне вообще никто. Хотите поговорить, езжайте в бизнес-центр Нурлы-Тау… Завтра вас будет ждать наш адвокат. Qnet 13 лет работает в Казахстане. Президент не видит, прокуратура не видит, комитет (видимо, КНБ – Ред.) не видит, МВД, не видит, ГУВД не видит… Компания развивается в 152 странах, а что, президенты 152 стран тоже не видят?..
1 Комментарий
Попала в аналогичную ситуацию, втянул муж, а его друг, а друга брат, и как теперь написать заявление если их тоже всех привлекут, а они такие же пострадавшие.