CFO Summit: Что скрывает от нас правительство?
Участники ежегодного саммита CFO обратились к главе государства с предложением создать в стране Национальный антикризисный штаб. Практически в то же время правительство заявило о его формировании. В него вошли члены правительство, топ-менеджеры и эксперты. Но его полномочия и намерения пока не ясны.
Правительство и Национальный банк реализуют Комплекс антикризисных мер по стабилизации экономики страны, часть которого, по словам чиновников, носит «закрытый характер». Представители частного сектора считают, что усилия, предпринимаемые кабинетом министров недостаточны, поэтому необходимо создать штаб, который будет вырабатывать эффективные предложения и реализовать антикризисные меры в экономике страны.
«Уважаемый господин президент, от имени предпринимателей, экспертов, экономистов обращаемся к вам с предложением организовать Национальный антикризисный штаб под вашим руководством с включением ведущих экспертов бизнеса, экономики и финансов для управления складывающимся кризисом. (…) Если мы соберём лучшие умы страны и объединимся, то сможем подготовиться к кардинальному изменению внешней среды с меньшими потерями для экономики. Важно предотвратить массовое распространение бедности казахстанцев, которая неизбежно приведёт к полной потере управляемости», – заявил основатель и председатель совета директоров KUSTO GROUP Еркин Татишев.
Геополитические риски
В настоящее время страна столкнулась рядом проблем, которые необходимо решать в срочном порядке. Так, более 90% казахстанской нефти экспортируется через КТК. Один из миноритариев нефтепровода – Российская Федерация, которая столкнулась с беспроцентными санкциями. «Нефть также перегружается в танкеры в Новороссийске, а они выходят из российского порта. Я думаю, можно будет разобраться, найти страховщиков и покупателей. Тем более, пятью покупателями, которые отказались от поставок КТК, рынок не ограничивается. Однако при негативном сценарии, если страны и крупные поставщики перестанут сотрудничать с КТК, Казахстан может остаться без экспорта нефти. Это, конечно, большая проблема», – пояснил экономист Алмас Чукин.
Годовая инфляция и рост курса доллара в Казахстане – еще один вызов, требующий незамедлительного решения. В рамках антикризисных мер Нацбанк повысил базовую ставку с 10,25% до 13,5%. Высокая стоимость денег приведет к удорожанию кредитов, снижению спроса и замедлению инфляционных процессов.
«Аналитики считают, что для поддержки экономики долго держать такую дорогую ставку не получится. Кроме того, при таком высоком уровне активизируется денежный рынок, и банки вместо того, чтобы заниматься кредитованием, уйдут в этот рынок. Если говорить об отечественных производителях, то для них, скорее всего, будут снижать ставку кредитования. (…) Таргет Нацбанка на этот год по инфляции составляет 4-6%. Но мы думаем, что реально он достигнет 14-16%. Девальвация нацвалюты с начала года составила уже 13%. Поэтому она добавит значительный уровень в инфляцию», – высказал точку зрения председатель правления Centras Securities Мурат Акинов.
Эксперт заявил, что, по мнению аналитиков компании, курс национальной валюты к доллару будет находиться на уровне 480 тенге за доллар плюс-минус 10%. «Есть факторы как для укрепления, так и для ослабления нацвалюты. По отношению к рублю где-то нам уже нужно переходить к гибкому паритету к российской валюте и не придерживаться 5-6 тенге и только за ним бегать. Мы видим гибкий паритет на уровне 4-5 тенге за рубль, однако можем уйти и за его рамки для стабилизации экономики. Давление геополитики может увести курс выше», – полагает глава Centras Securities.
Социальные риски
Политические риски Казахстана перечислил директор «Группы оценки рисков», кандидат политических наук Досым Сатпаев: «Один из существенных рисков для Казахстана сейчас – репутационный. Из пяти членов Евразийского союза уже три заняли антиукраинскую позицию – это Россия, Беларусь, Кыргызстан. Для Казахстана это плохо, так как мы члены ЕврАзЭс. Подключение ОДКБ к внутренним «разборкам» в Казахстане в январе текущего года также многими стало восприниматься как определенное расширение военно-политического влияния России в Казахстане».
Политолог считает, что со временем в стране станет вопрос: что делать, если две эти организации по мере усиления конфронтации России с Западом будут негативно восприниматься в мировом сообществе. У Казахстана есть два выбора: первый мягкий – выйти из ЕврАзЭс и стать наблюдателем; второй жесткий – полностью выйти из ЕврАзЭс и ОДКБ, что повлечет существенные риски для страны. «Должна быть долгосрочная политическая стабильность, реальное социально-экономическое развитие страны, в том числе повышение уровня жизни населения и наращивание человеческого капитала. Такая стабильность возможна, если в стране будет меньше аутсайдеров. (…) Январские события показали пороки системы, где появились свои социальные аутсайдеры и потерянные поколения из этих же хижин. Необходимы серьезные политические и правовые реформы в Казахстане», – уверен Досым Сатпаев.
Он считает, что правовые реформы в Казахстане должны начаться с изменения Конституции, создания властной системы издержек и противовесов, формирования эффективной некоррумпированной судебной системы, прозрачного избирательного процесса. «Необходим новый закон о местном самоуправлении, который реформирует отношения между центрами и регионами, новый авторитетный парламент и новые партийные игроки. Уже в этом году нужно вносить изменения в закон о политических партиях, чтобы он был более либеральным», – заключил он.
Еще одна проблема Казахстана – это отсутствие среднего класса. «За 30 лет, если говорить об экономике Казахстана, среди стран СССР мы достигли многого – если не брать в счет страны Прибалтики. То есть, если рассматривать бывшие советские республики, наша страна по большинству экономических показателей лучшая. Мы действительно добились многого, ВВП Казахстана едва не достиг отметки в 200 млрд долларов. Но при этом давайте сравним развитие нашей экономики с Кыргызстаном. ВВП Кыргызстана составляет 7 млрд долларов, при этом население страны в три раза меньше, чем в Казахстане. То есть, если сравнить ВВП Кыргазстана и ВВП нашей страны, мы должны жить в несколько раз лучше. Наш уровень жизни, средняя зарплата лишь в 2,5 раза выше, чем в Кыргызстане, а де-факто этот показатель должен быть еще выше», – заявил Алмас Чукин.
Во время экономического кризиса в 30-х годах прошлого века в США для создания рабочих мест правительство создало программу строительства дорог и недвижимости. «Казахстану нужна вторая целина. Пока еще наше население не забыло, как работать в поле, как пасти скот. Государство должно провести к сельхозземлям воду, дороги, электричество. Также необходимо выделить бесплатные наделы для освоения новых территорий», – заявил экономист.
Он также считает, что для снижения роста цен на недвижимость в стране необходимо организовать массовое жилищное строительство. «Рост стоимости аренды бьет по самым незащищенным слоям населения. Эта категория казахстанцев не может не только взять ипотеку – они и так живут на последние деньги. Учитывая, что в 2021 году стоимость аренды выросла, по некоторым оценкам, на 14-15%, зарплата населения никак не растет», – подчеркнул спикер.
В заключении эксперт напомнил, что в Казахстане наблюдается огромный прирост молодежи. Через несколько лет этот показатель ежегодно будет составлять 400 тыс. человек, поэтому уже сегодня необходимо задумываться о создании новых рабочих мест для молодых специалистов.
Ирина Ледовских
Комментариев пока нет