Елена Бахмутова: «Держать голову в холоде. Особенно в кризис»
Только 0,2% из 3,4 трлн. пенсионных накоплений казахстанцы оставили на старость в ЕНПФ. В структуре использования пенсионных накоплений 91 процент был изъят на улучшение жилищных условий, 9 процентов – на лечение, и 0,2 процента передана частным управляющим компаниям. Чем оправдан такой выбор и каковы будут последствия рассказала председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
– С 1 апреля ЕНПФ повысил пороги достаточности для снятия пенсионных накоплений на 60-80 процентов. Как это скажется на пенсионном обеспечении наших граждан?
– Средства, которые лежат на вашем накопительном счете ЕНПФ, в конечном итоге предназначены для обеспечения старости. И то, что порог изъятия средств из ЕНПФ повысился – свидетельство приближения к текущим реалиям, а также к тем реалиям, которые нас еще ждут. Сейчас достаточно высокая инфляция и, соответственно, это нужно учитывать при прогнозировании будущих выплат и требуемых для них накоплений. Нашим гражданам дали определенное время для того, чтобы к этому привыкнуть. В дальнейшем мы придем к каким-то более сбалансированным показателям, которые бы формировали пенсионные накопления в размере, достаточном для жизнеобеспечения.
– Многие граждане все же успели до повышения пороговой достаточности изъять свои пенсионные накопления и отдать страховым компаниям для приобретения пенсионного аннуитета. Как вы считаете, правильный ли это был шаг?
– Альтернативное изъятие означает, что эти деньги уходят из системы пенсионного обеспечения. В то же время доходность ЕНПФ, которую показал по доверительному управлению Национальный банк, составила с марта 2021 по март 2022 года 13,6 процентов. Это точно выше инфляции, которая произошла у нас за этот же период. И поэтому те, кто оставил свои средства в ЕНПФ, не проиграл. Если говорить о пенсионном аннуитете, то в Казахстане работает 9 страховых компаний по страхованию жизни, которые достаточно активно продвигают продукт пенсионного аннуитета. Плюсы в том, что пенсионный аннуитет приобретается пожизненно при условиях достаточных накоплений. Воспользоваться им или нет – дело каждого.
Те, кто приобрел на них аннуитет, получил деньги сегодня и сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Для кого-то это, возможно, важно. У страховых компаний сейчас есть различные программы, которые предоставляют различные возможности для наших граждан, в частности, участие в прибыли компаний. Пока у нас действует достаточно простой пенсионный аннуитет, который предусматривает пожизненные выплаты и их ежегодную пятипроцентную индексацию. Нужно и дальше развивать пенсионные аннуитеты, делать их более универсальными, выгодными для людей. Это направление сейчас активно развивается. Так, предоставляются семейные, отложенные аннуитеты. Важно, чтобы страховые компании больше заинтересовывали этим продуктом наших граждан.
– В связи с этим возможно ли обязать страховые компании увеличить индексацию выплат с 5 на 10 процентов в год?
– Здесь не все так просто. Данный финансовый инструмент должен рассчитываться по моделям устойчивости, которые не подорвут работу страхового рынка и отдельно взятых страховых компаний. Обязать-то пересмотреть размер индексационных выплат можно, но вопрос в том, насколько будет устойчива деятельность страховых компаний в этих условиях. Если сумма выкупа пенсионного аннуитета не будет позволять им это делать, то это приведет к дестабилизации работы страховых компаний. Прежде чем обязать страховые компании повысить индексацию выплат, нужно понимать, что стоимость пенсионного аннуитета рассчитана адекватно, резервы у них достаточны, чтобы производить повышенную индексацию выплат.
– Насколько у казахстанцев сегодня есть желание передачи части пенсионных накоплений частным управляющим компаниям?
– Такая опция появилась 15 апреля прошлого года и по ней у нас работает четыре компании, которые предоставляют частное управление пенсионными активами. Появились соответствующие инвестиционные декларации, и у вкладчиков есть возможность непосредственно через сайт ЕНПФ выбрать себе одну или несколько управляющих компаний и передать им часть своих пенсионных накоплений сверх порога достаточности.
Так что система эта действует неплохо. И доходность, показанная ими не хуже, чем у Национального банка, а в некоторых случаях лучше, учитывая то небольшое время, которое действуют компании, управляющие инвестиционным портфелем (УИП). Номинальная доходность активов под управлением УИП за год составила 12,2%, реальная (за вычетом инфляции) – 3,8%. Это достаточно хороший показатель. Тем не менее, люди пока не очень доверяют свои пенсионные накопления управлению частным компаниям. Чтобы как-то стимулировать вкладчиков пользоваться этим продуктом, регулятору было бы хорошо разрешить гражданам изъятие хотя бы части инвестиционного дохода. Поскольку при передаче в управление деньги не выпадают из пенсионной системы, возможно направлять в частные управляющие компании не только часть средств сверх достаточности, а всю сумму пенсионных накоплений.
– Куда все же лучше отдать свои накопления: частным инвестиционным компаниям или страховым, покупая у них аннуитет? Кому можно больше доверять?
– Думаю, что можно доверять и тем, и другим. Регулятор, как и у страховых компаний, так и у пенсионного фонда – один. Если вы не переводите деньги в страховую компанию и не забираете деньги из ЕНПФ, то у вас остается государственная гарантия. Говоря о пенсионном аннуитете, нужно отметить, что там прямой гарантии государства нет. Но если со страховой компанией что-нибудь случится, действует Фонд гарантирования страховых выплат, который берет на себя выплаты, а потом обязательства по аннуитету передаются в другую страховую компанию. Пока в прямом смысле этот механизм не был апробирован на практике, но де юре он существует. Поэтому человек, который выбрал пенсионный аннуитет, не остается один на один при возникновении проблем у страховой компании, создана система, которая его защищает.
– Есть ли риски передачи части пенсионных накоплений управляющим компаниям?
– Надо быть честными: риски на финансовом рынке есть всегда. Но также рискам подвержена и деятельность Национального банка по доверительному управлению. Если происходит то, что происходит сейчас и могут быть заблокированы какие-то финансовые инструменты, то точно также с этим может столкнуться и наш Национальный банк или Нацфонд, которым он управляет. Есть риски, от которых невозможно уйти. Если мы говорим о нормальной финансовой среде, то, чтобы минимизировать риски управляющих компаний, они жестко отбираются. И далеко не все допущены к рынку пенсионных накоплений. Помимо того, что они должны иметь лицензию по управлению инвестиционным портфелем, регулятор установил еще ряд критериев, которые касаются УИП, их репутации, опыта, отсутствия нарушения нормативов. В результате было отобрано только четыре частные компании, которые имеют право управлять пенсионными активами. Регулятор установил перечень финансовых инструментов, куда можно инвестировать частным управляющим компаниям. Он практически идентичен тому перечню инструментов, который установлен в инвестиционной декларации для Национального банка. Как правило, это инструменты с умеренным, или даже с низким риском. Именно поэтому получить там очень высокую доходность затруднительно. Стандартный надзор, который осуществляется за профучастниками рынка ценных бумаг, в частности, организациями, которые имеют лицензию на управление инвестиционным портфелем – тоже часть контроля. Кроме того, существует такой участник как банк –кастодиан, который контролирует деятельность частной управляющей компании, чтобы она соблюдала все установленные для вложений лимиты и набор разрешенных для использования финансовых инструментов. Через такую систему разделения ответственности общего надзора регулирующего органа и действует система гарантий, которая обеспечивает сохранность этих денег и защиту их от потерь. Кроме того, есть норма, при которой если частная управляющая компания покажет доходности ниже той, которая была установлена регулятором, то она обязана компенсировать условный выпадающий доход за счет собственного капитала. Таким образом, частные управляющие компании действуют в достаточно жесткой регуляторной среде.
– В связи с непонятным курсом доллара целесообразно ли вкладывать свои средства в ПИФы (паевые фонды)?
– Пенсионные средства можно изъять из системы на покупку жилья или лечение, либо приобрести на них пенсионный аннуитет, либо держать их до достижения пенсионного возраста, частично передав управляющим компаниям. Управляющие компании не дают вам возможности для какого-то индивидуального управления, они предлагают готовые инвестиционные декларации. Что касается ПИФов– это хорошее предложение и в будущем можно было бы переходить на такое индивидуальное управление. Но этот инструмент предназначен для тех, кто имеет представление о работе фондового рынка, определенный уровень финансовой грамотности и свободные средства. Если вы решили воспользоваться таким инвестированием своих средств, лучше советоваться с профессиональными управляющими, брокерскими компаниями. Сейчас мы живем в непростое время, когда сложно прогнозировать. Но это не первый кризис. Уважаемые инвесторы на рынке, в том числе и международные, говорят о том, что в кризисные времена можно вкладываться в акции, но на длительное время. Вы не сможете их вернуть в горизонте менее пяти лет. Риск есть везде и всегда, но за счет диверсификации, разумного инвестиционного горизонта, риски можно нивелировать. Самое главное, ни при каких обстоятельствах не вкладывать заемные деньги, то есть деньги, взятые в кредит в попытках заработать на рынке ценных бумаг. Вот здесь можно проиграть и проиграть однозначно серьезно.
– А как вы относитесь к страхованию жизни?
– Это достаточно хороший вариант вложения средств. Продукты по страхованию становятся все более комплексными, и у человека появляется возможность не просто накопления денег. Одновременно он приобретает страховку и инвестиционный доход – юнит линк, то есть участие в прибыли страховой компании. Чем больше будет предлагаться таких инструментов на рынке на конкурентной основе, тем больше люди будут в них разбираться, и тем больше появится возможностей диверсификации. Во всяком случае, на западе это очень распространено. У нас пока, к сожалению, граждане думают, что можно инвестировать только в недвижимость, что характерно для развивающейся страны. В развитых странах граждане больше инвестируют на рынке ценных бумаг. Поэтому, если мы хотим двигаться в эту сторону, то не должны полностью отказываться от инвестирования в финансовые инструменты, принимая во внимание сложности, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Но кризисы были и будут, они разные по глубине и масштабам. Сегодня мы думаем, что нынешний кризис самый страшный, но со временем окажется, что это не так. Поэтому в любом случае надо быть осмотрительными и не рисковать сверх меры.
Когда вы деньги оставляете на депозите в банке второго уровня, есть гарантии системы страхования по каждому виду вкладов физических лиц. Если речь идет о страховой компании, то там действует фонд гарантирования страховых выплат. Но вам будет обеспечена только страховая выплата по договору, а все остальное будет таким, как написано в договоре. Поэтому, если вы ориентируетесь на какие-то иные преференции, которые обещает страховая организация, этот момент нужно учитывать и внимательно читать договор. Потому что в случае форс-мажора отвечать перед вами будут только в его рамках.
Сейчас финансовая ситуация для Казахстана в целом благоприятна. Цены на наши основные экспортные товары только растут, у нас нет санкций, мы – самостоятельное независимое государство. Состояние бюджета и платежного баланса у Казахстана вполне удовлетворительны. Главное, чтобы мы нашли возможности для сбалансированного роста экономики, занятости и доходов населения, роста инвестиций и контроля за инфляцией. От этого будет зависеть и стабильность нашей национальной валюты.
– И в этом случае, наверное, не нужно предпринимать какие-то резкие движение, как например, бежать покупать, либо напротив, продавать доллары.
– В любом случае нужно понимать, сколько у человека свободных средств. Если их хватает на жизнь в течение трех-четырех месяцев, то понятно, что никаких движений предпринимать не надо. Если у него есть лишние сбережения, то нужно понять, для чего они предназначены. Пытаться где-то занять деньги и потом их обездвижить – точно не стоит. В такие сложные как сейчас времена нужно держать голову в холоде и прежде, чем предпринять какие-то рискованные действия, понимать, что наступит завтра и рассчитывать можно только на себя.
Комментариев пока нет