Отечественные импресарио хотят представить классическое искусство Казахстана в ведущих театрах мира. По их мнению, это принесет стране больше имиджевых дивидендов, нежели торговля нефтью и газом.
– Если у нашего искусства появятся верные поклонники и влиятельные друзья за пределами РК, то это сыграет на поднятие странового имиджа, – считает начинающий импресарио Эльбрус Имамбаев.
– Но сейчас мы больше занимаемся импортом российского искусства. А за чей счет это делается?
– Предполагаю, что это чисто коммерческие проекты. У нас на российских артистов выстраивается очередь из казахстанских спонсоров, желающих привезти их сюда. Перед 9 мая в Алматы приехал Театр балета Бориса Эйфмана со спектаклями «Роден» и «Анна Каренина». Это большая команда с очень высокими требованиями. Билеты стоят соответственно – от 30 до 150 тысяч тенге. Но насколько мне известно, проблем с их реализацией не было. Одна моя знакомая звонила мне и просила помочь «достать билетик» за 80 тысяч тенге. Словом, спонсоры в убытке не останутся.
Правда, такая щедрость с их стороны не распространяется на украинских артистов оперы и балета, чьи гастроли хочет организовать наша международная команда импресарио. Если все-таки удастся привезти их, то, боюсь, с продажей билетов возникнут проблемы. Одно кассовое агентство нам так и заявило, что они не будут заниматься этим. Их головной офис, мол, находится в Москве, а он, с высокой долей вероятности, не разрешит продавать билеты на украинцев.
У нас нет цели устраивать политическую акцию. Хотя спектакли украинского балета должны были пройти в Алматы в марте этого года, но планировали мы их задолго до этого. Но начались известные события – и спектакль мы перенесли на лето, но спонсоры, увы, без объяснения причин уже отказались. Сейчас мы активно заняты поисками новых.
Мне вообще кажется, что на слово «Украина» в Казахстане наложено негласное табу. Не знаю, кто стоит за этим конкретно. Могу делать только какие-то сугубо личные выводы по продаже билетов на российских артистов. Кто в Казахстане может позволить себе приобрести их за 80, 120 и даже 250 тысяч тенге? Понятное дело – далеко небедные люди. Предполагаю, что среди них немало тех, кто вырос на песнях, с которыми выходят на 9 Мая. Да, искусство Франции или Италии им тоже нравится, но это для них нечто далекое. А вот басковы, эйфманы и гергиевы, даже если с ними разорвали контракты все театры мира, им близки.
Отечественные артисты им тоже чужды и непонятны. Когда в конце прошлого года в Алматы состоялся концерт скрипача-виртуоза Марата Бисенгалиева, выступающего на лучших площадках мира, олигархов я там не заметил. Поклонники его таланта – это в основном небогатая интеллигенция. Отрадно, что билеты (от 2 тыс. тенге) разошлись быстро, многие не попали на концерт. И вот такой штрих, о котором я не могу молчать: мне звонили влиятельные и далеко небедные алматинцы с просьбой «сделать пригласительный». То есть, бесплатно они бы еще соизволили прийти на свою звезду, раз такой ажиотаж.
Когда в Алматы казахстанские спонсоры привезли балет «Лебединое озеро» с участием Светланы Захаровой, то с продажей билетов (от 50 тысяч тенге) проблем не было. Наши шли на нее, мне кажется, только ради того, чтобы потом похвастаться – сходили на именитую российскую балерину.
– В чем, на ваш взгляд, причина такого парадокса – не поддерживать своих, но поддерживать страну, от которой отвернулся мир?
– Я не знаю ответа на этот вопрос. Возможно, не понимаю психологии алматинцев. Кстати, невозможность найти спонсоров в родных палестинах, одна из причин – почему наше искусство плохо представлено за границей, хотя зарубежный зритель любит национальный колорит казахских опер и балетов. Наше уникальное искусство сегодня интересно миру, остается его только продвигать, монетизировать и увеличивать армию поклонников. А самое главное, именно через это можно пробудить интерес инвесторов, а не через номенклатурные встречи. Я в этом уверен, несмотря на то, что люди при чинах не раз пытались разубедить меня. Они говорят, что все, мол, решается в чиновничьих кабинетах. Называть имена этих деятелей не буду, они же все очень обидчивые. У нас как обычно? Если кого-то покритикуешь, они потом начинают с наслаждением лелеять свою обиду, ставить подножки и перекрывать кислород.
Ведь почему сейчас Украину поддерживает весь мир? Думаю, что в том числе и из-за их искусства. Когда, например, мы (я имею в виду международную группу импресарио, в состав которой мне посчастливилось попасть) попросили один очень влиятельный австрийский благотворительный фонд спонсировать гастроли украинских артистов в Вене, там без лишних слов спросили, сколько для этого требуется средств?
Наше искусство, я убедился лично, тоже очень высоко ценят. Например, на проходивший в Дубае ЭКСПО мы хотели повезти оперу «Абай» и балет «Лебединое озеро», на те же даты претендовал один из известных американских театров. И когда в Центре исполнительских искусств (Дубай-Опера) сказали, что казахи забронировали запрашиваемое время, то американцы почтительно отступили. Они сказали, что знают нашу оперу. Увы, мы не смогли выступить. До этого вели переговоры с одним известным банком – они были заинтересованы помочь нашему проекту. Однако после январских событий поменялась стратегия. После этого написали около 80 заказных писем другим потенциальным спонсорам. Никто не сказал «нет», нам просто не ответили. Вот это и есть отношение к собственному искусству. А ведь мы могли бы эти деньги отработать 10 раз – там билеты очень дороги. Во время ЭКСПО иностранцы обычно ходят не по ресторанам, а в театры.
А вот узбеки и киргизы, которые куда беднее нас, нашли спонсоров и привезли своих артистов. У киргизов постарались блогеры. Казалось бы, что стоит нашим блогерам-«миллионщикам» поддержать своих артистов? Но к ним лучше и не подходи. Они тут же называют свои тарифы – от миллиона тенге. Узбеки приехали на ЭКСПО с национальным танцем лязги и тоже имели успех: валютная выручка от продажи билетов у них получилась очень солидная.
Что касается сегодняшнего дня, что хочу всем напомнить: сейчас спрос на классическое искусство огромный. Дело в том. что из-за антироссийских санкций высвободилась огромная ниша в Европе и США, которую наши опера и балет могли бы занятьэ
– Возвращаясь к гастролям украинских артистов в Казахстане: если не удастся найти спонсоров, тогда – все труды насмарку?
– Украина в принципе ничего от этого не теряет, их артистов с удовольствием принимают в Европе, США, Японии…
Информация к размышлению
Из афиши Театра балета Бориса Эйфмана:
Большие гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Алматы (труппа из 60 человек, с декорациями С-Петербурга) с постановкой «Роден – ее вечный идол» пройдут 8–9 мая в новом Almaty Theater:
*Цены – от 35000 до 95000 тг. *
*VIP – 250,000 тенге. Изысканное продолжение вечера после концерта и закрытое After Party.
Комментариев пока нет