- Exclusive
Поддержать

Полицейские не только не любимы, но и несчастны – таковы итоги исследований, проведенных Общественным фондом «Центр исследования правовой политики».

Материалы по теме

Национальный эксперт общественной организации Назгуль Ергалиевой рассказала о результате полутора годового исследования, которое завершилось в апреле этого года.

– Мы хотели понять, что такое сервисная полиция и как она может работать в Казахстане. Общественно и клиентоориентированная полиция – это модель, когда государство оказывает услуги своим клиентам – гражданам. То есть такая полиция работает по принципу бизнес-структуры. Проект нашего общественного фонда был направлен на то, чтобы способствовать изменению работы нашей полиции, помочь создать организационно – практическую модель, которую в дальнейшем можно распространять по всему Казахстану. Для этого мы изучили, как сегодня руководят казахстанской полицией, как работают ее рядовые сотрудники и как организован их рабочий процесс. Три месяца наши сотрудники наблюдали за работой полиции в обычном режиме. Это позволило выявить основные проблемы, провести тестирование и соцопросы, которые продлились полгода.

Каков портрет среднего рядового полицейского? Это казах в возрасте 22-30 лет, который женат и имеет двух детей. Он не имеет собственного жилья, машины, арендует квартиру и платит потребительский кредит. Как правило, наш охранник правопорядка очно закончил ВУЗ, в основном обучался в сельской школе на казахском языке, где был хорошистом, но в общественной жизни школы активно не участвовал. В основном полицейский – офицер со стажем 6-10 лет не проходил курсы повышения квалификации, но имеет высокий уровень боевой и физической подготовки. В то же время, он не овладел какими-то специальными навыками и иностранными языками. В числе наиболее частых взысканий у полицейских – нарушение правил учетно-регистрационной деятельности.

По результатам тестирования, в основном полицейские не удовлетворены своей работой. Они оценили ее в 2,9 баллов из пяти. 29 процентов сотрудников не испытывали грубости со стороны руководства, а 42 процента полицейских (как правило, начинающие), идут на работу с удовольствием. 67 процентов из них работают в часто ничем не оправданном авральном режиме, 54 процента полицейских не удовлетворены своей работой.

Также был проведен опрос казахстанцев, проживающих в столице страны. Выяснилось, что за последние три года 58 процентов из них становились жертвами преступлений. В основном это кражи телефонов или портмоне. Только 59 процентов наших граждан чувствует себя безопасными в темное время суток. 72 процента имели контакт с полицией и лишь 23 процента остались довольны качеством сервиса охранников правопорядка. Примечательно, что граждане оценили работу участковых выше, чем деятельность всей полиции в целом.

На что уходит время

– Мы также решили измерить работу участковых, выяснить, на что, собственно, у них уходит время, – продолжает Ергалиева . – Выяснилось, что 25 процентов участковый тратит на обход населения. В основном, чтобы установить факт регистрации жителей. То есть это отнюдь не профилактические, предупреждающие преступность, мероприятия. 25 процент времени идет на номенклатурную, обычную бумажную работу, которая заключается в том, чтобы выяснить, является ли поступившее к нему сообщение от граждан, является преступлением. 14 процентов времени идет на подготовку справок – информацию о том, что он сделал. Еще 10 процентов времени участковый тратит на сбор – когда он приезжает на работу и получает задание от руководства. То есть работа участкового строится на «ручном управлении», что делает ее крайне не эффективной.

Участковые действуют по советской модели, когда шло его прикрепление к конкретной территории. Это привело к тому, что закрепился подход «не мой участок – не моя проблема», даже если речь шла об одном участковом пункте. Обратившийся туда гражданин частенько получал отказ помочь решить его проблему только потому, что в данное время свободный участковый не обслуживал территорию, где он проживал. А тот который это делал, был занят другими вопросам.

По словам Ергалиевой, самая главная проблема в том, что в Казахстане нет коллективного сервиса, и, соответственно, отсутствует эффективное распределение ресурсов, когда один участковый перегружен, а другой бездействует. В результате, требуется все больше бюджетных средств для выделения еще большего количества участковых.

– Безопасность – большая проблема, в которой должны быть задействованы все полицейские, – продолжает национальный эксперт. – А ныне действующая система не позволяет ее выполнять. Почему бы всем вместе не сесть и не проанализировать ситуацию во всем участковом пункте и решить, где находятся ключевые проблемы, чтобы направить туда все силы? Мы предлагаем подход, когда участковый пункт становится главным поставщиком сервиса. То есть участковые инспектора должны быть откреплены от индивидуальных участков и отвечать за общую территорию, работая как единая команда. Должен быть единый контакт участкового пункта для местных жителей. Кроме того, участковый пункт должен работать в едином режиме, чего нет сейчас.

Изменить мышление человека, как показала практика, не возможно. Но если мы изменим условия, в которых он работает, это может привести к изменению его поведения. Если повысить удовлетворение полицейских своей работой, то повысится и качество сервис населению. Также их работа должна происходить на плановой основе. Этот подход способствует и экономии финансов, и отчетности перед гражданами.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *