Что такое салафия и с чем ее едят?
Поддержать

Что такое салафия и с чем ее едят?

Салафиты – модное словечко, запущенное в медиа-пространство Казахстана высшими должностными чинами. Заштатные идеологи долго искали крайних в наших бедах, и вот, кажется, они их нашли. Хотя это происходит не в первый раз, когда салафиты оказываются под огнем критики, но как только пыль осядет, пугало уберут в чулан пропаганды до следующего ЧП. Так кто ж они такие эти салафиты?

После теракта в Актобе председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Серик Акылбай предложил отменить мораторий на смертную казнь. «Что касается терроризма, видимо, надо ужесточить наказания в Уголовном Кодексе. Вплоть до высшей меры наказания. Сейчас у нас введен мораторий на смертную казнь. Я лично инициировать не могу данные изменения, должна работать группа депутатов. Но, я думаю, в недрах правительства уже, наверное, готовится такое предложение», — высказал свое мнение сенатор.

Президент Казахстана так же озвучил свою точку зрения по поводу подозреваемых в совершении теракта. «Мы уже знаем, что это была террористическая вылазка группы последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм», — сказал елбасы.

Далее последовали заявления о запрете собраний в частных жилищах для проведения религиозных обрядов, звучат робкие пока предложения ограничить оборот охотничьего оружия. Скорее всего, это не последнее новшество в попытке зарегулировать ислам в Казахстане. Теракты в Актобе, произошедшие вслед за арестами гражданских активистов, как-то очень незаметно полностью сняли с повестки дня пресловутый «земельный вопрос». По сравнению с Бокаевым, Аяновым и даже Тулешовым салафиты выглядят гораздо более устрашающе, и вот нация снова готова сплотиться вокруг своего лидера.

Так, кто же такие пресловутые салафиты и чем они занимаются в свободное от заговоров время?

Считается, что проповедников салафии ввезли в страну в середине 2000-х сотрудники спецслужб, отчаявшиеся бороться в ортодоксальной мусульманской среде с влиянием идеи партии «Хизб-ут-Тахрир». Было выбрано меньшее из зол, так как салафия более примитивна и проста для манипулирования. Салафия пропагандирует табуированное отношение к пониманию религии и возврат в «праведное прошлое», как говорится, со всеми вытекающими. Главным же отличием салафитов является разрешение на вооруженный захват власти, тогда как, например, последователи Джамаат Таблиги не приемлют насилия в построении халифата, то есть их не получиться спровоцировать.

Создателем салафии является арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, приблизительный год рождения – 1703 г. Это течение также называется ваххабизмом. Абд аль-Ваххаб участвовал вместе с Мухаммадом ибн Саудом в создании Саудовской Аравии и в закреплении салафии в качестве идеологии нового государства. Он написал «Китаб-ут-Таухид» – «Книгу единобожия», послужившую знаменем в национальном восстании арабов за выход из состава Османской империи. Причиной восстания было объявлено отхождение турок от таухида – единобожия, и введение в религию различных новшеств. Сразу же стоить отметить, что салафия в своем источнике – Саудовской Аравии после признания Великобританией в 1927 году власти дома Саудов превратилась в мадхализм, призывающий к беспрекословному подчинению правительству, даже если оно подвергает своих подданных неоправданному насилию. И его идеологи стали обслуживать интересы западных покровителей королевской семьи, при этом, если внутри страны верующим предписывалось смирение по отношению к правителям, по сути, являющимися ставленниками запада, то в Афганистане и в Чечне главные идеологи салафии – шейхи ибн Баз и ибн Усаймин призывали мусульман со всего мира помочь Усаме бен Ладену и Хаттабу освободить эти страны от «неверных захватчиков».

Салафия распространилась в нашей стране через студентов Мединского исламского университета и университета аль-Азхар в Каире, которые выезжали на обучение из всех городов Казахстана. Находясь на первых курсах учебы, они записывали аудиолекции в основном на русском языке, а также часто приезжали на родину лично, чтобы наставлять «заблудших» соотечественников. Сведения даже о наиболее известных проповедниках мадхализма в Казахстане крайне скудны. Ринат Абу Мухаммад аль-Казахстани (он же Ринат Зайнуллин) (на фото справа) в «девяностые» и в начале «двухтысячных» Ринат Зайнуллин обучался в Саудовской Аравии и в Кувейте, затем в Египте, где его лекции посещали русскоязычные студенты университета аль-Азхар. Осенью 2007 года Ринат Абу Мухаммад был депортирован из Египта и вернулся в Казахстан. Есть еще один наиболее известный казахскоязычный проповедник мурджиизма (подвид лояльной салафии) Дарын Мубаров (на фото слева), в ряды последователей которого записывают депутата Бекболата Тлеухана.

Проповедники конформистского мадхализма ссылаются на слова тех же саудовских ученных, что и салафиты-джихадисты. При различиях в отношении к политике, мирные мадхалиты и джихадисты имеют общую идейную основу и легко трансформируются из одного состояния в другое.

Википедия в качестве места зарождения такфиризма (обвинение в неверии) называет Египет 1960-х годов, когда он возник на основе интерпретации сочинений идеолога партии «Братья мусульмане» Саида Кутба.

Главным проповедником джихада в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, являлся уроженец Улан-Удэ Александр Тихомиров более известный как Саид Бурятский. Он обучался в Мединском университете и в аль-Азхаре вместе со студентами из Казахстана, на которых имел влияние, а также приезжал с лекциями в Алматы, Актобе, Атырау и Шымкент. Впоследствии появились переводы его проповедей на казахский язык.

В последние годы на территории Казахстана нет проповедников не входящих в ДУМК, но исламские ученные из стран Персидского залива по-прежнему продолжают слать послания мусульманам из Казахстана. Местные студенты проводят онлайн-уроки по вероучению.

При этом даже самые ярые джихадисты среди салафитов запрещают ведение вооруженной борьбы против намного превосходящего силами противника, в виду бесполезности жертв и гонений на остальных мусульман. Поэтому вопрос о «заказчиках актюбинского теракта из-за рубежа» остается открытым, если только короткая память казахстанского обывателя снова не переключится на очередной скандал.

По роду занятий приверженцы салафии – самозанятые; занимаются торговлей мусульманскими товарами, продуктами питания халяль, содержат точки питания, занимаются строительством и ремонтом в бригадах, куда входят их единомышленники, а также занимаются ремонтом и перепродажей сотовых телефонов. Их не берут на работу в государственные и частные предприятия из-за внешнего вида: мужчины носят бороды и укороченные штаны, женщины хиджаб, реже паранджу черного цвета. Сами салафиты тяжело социализируются в секулярное общество по причине соблюдения религиозных запретов на смешение полов в одном помещении, на работу в финансовых организациях связанных с процентами, продажей алкоголя и табачных изделий и так далее. Основная масса приверженцев салафии-мадхализма – русскоязычные казахи, проживающие в северных, восточных и в центральных регионах страны. На западе проживают адепты классической салафии-ваххабизма, враждебно настроенного к «традиционному исламу», как они считают, порожденному в недрах Комитета по делам религии и институтов востоковедения.

Количество салафитов, как и число практикующих мусульман, неизвестно, но среди самих ортодоксов есть градация, согласно которой они характеризуют степень религиозности. Это «джахиль» – невежда, человек, называющий себя мусульманином, но не исполняющий обрядов и абсолютно не знакомый с религиозными знаниями, «намазхан» – совершающий пятикратную молитву и основные обряды: пост, подает милостыню и совершает хадж, «талиб», или «талиб уль-ильм» – студент, требующий знаний, изучающий арабский язык и мусульманскую доктрину – фикх самостоятельно, в учебном заведении, дома, или за рубежом и «алим» – обладающий знаниями мусульманин с ученой степенью.

Основная масса салафитов Казахстана имеет мадхалитские убеждения. Мадхалиты верят, что всякий человек во власти, именующий себя мусульманином, является мусульманским правителем, выступление против которого приравнивается к вероотступничеству. Но рассказать мадхалитам о том, как они почитают своего правителя, не кому, так как отдельные СМИ, не отличающиеся религиозной грамотностью, уже настроены на охоту на салафитов. Так что… Будем бить своих?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *