Что S&P спрогнозировала экономике РК
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings проанализировало положение дел в казахстанской экономике и пришло к неутешительному выводу – резервов для восстановления экономического роста у правительства Казахстана не много: в этом году рост, вероятно, будет нулевым, с 2017 года начнется небольшое восстановление. Но в ближайшие 3-4 года экономика будет пребывать в депрессивном состоянии, именно такой вывод можно сделать, изучив обзор S&P.
По оценкам экспертов в рамках пересмотренного подхода дефицит бюджета увеличился до высокого значения — 8,6% ВВП в 2015 году от профицита, в среднем составляющего 3,5% ВВП в последние пять лет. Базовый сценарий предполагает постепенную консолидацию бюджета с дефицитом, равномерно снижающимся в ближайшие три года, и небольшим профицитом в 2019 году.
Высокий уровень долларизации депозитов резидентов в экономике Казахстана ограничивает гибкость монетарной политики. Хотя доля депозитов в иностранной валюте в совокупном объеме депозитов недавно сократилась до менее чем 60% с пикового значения в 70% в конце прошлого года, ее уровень остается высоким.
Депозиты коммерческих банков в Национальном банке РК, номинированные в иностранной валюте, составляли примерно половину международных резервов Национального банка РК в конце 2015 года. Кроме того, Нацбанк республики проводит операции «валютный своп» с казахстанскими банками в объеме около $4 млрд, что равно почти 15% международных резервов, по сути, перемещая эти внешние активы из банков в Национальный банк РК.
Внешнеэкономические показатели Казахстана остаются под давлением, хотя они все еще относительно сильны и являются фактором, поддерживающим рейтинги. В частности, в 2015 году счет текущих операций был исполнен с дефицитом, который составил 3,2% ВВП. Это произошло после пятилетнего периода профицитов, в среднем составлявших 2% ВВП.
Правительству Казахстана может быть сложно контролировать расходы, в то время как дальнейшие непредвиденные задержки с запуском Кашаганского проекта могут привести к снижению доходов ниже запланированного уровня.
Также эксперты отмечают ряд рисков, связанных с условными обязательствами правительства. В частности, некоторые из них могут реализоваться, если правительство будет вынуждено оказать поддержку одной из многочисленных государственных организаций или какому-нибудь системообразующему банку. Например, Казкоммерцбанку (рейтинг ССС+, прогноз «негативный»).
Так как банковская система Казахстана остается слабой. Возможен рост проблемных активов в этом году, так как девальвация в прошлом году повлияла на способность некоторых заемщиков обслуживать кредиты в иностранной валюте.
Официальная статистика проблемных кредитов недооценивает кредитный риск в секторе. Это связано с тем, что некоторые банки создали специальные юридические лица (SPVs), в которые перевели проблемную задолженность, отразив ее по номинальным значениям. Если произвести корректировки, реальный уровень проблемных кредитов, скорее всего, окажется существенно более высоким.
Хотя доля депозитов в иностранной валюте в совокупном объеме депозитов недавно сократилась до менее чем 60% с пикового значения в 70% в конце прошлого года, ее уровень остается высоким. Депозиты коммерческих банков в Национальном банке РК, номинированные в иностранной валюте, составляли примерно половину международных резервов Национального банка РК в конце 2015 года. Кроме того, Нацбанк республики проводит операции «валютный своп» с казахстанскими банками в объеме около $4 млрд, что равно почти 15% международных резервов, по сути, перемещая эти внешние активы из банков в Национальный банк РК.
Внешнеэкономические показатели Казахстана остаются под давлением, хотя они все еще относительно сильны и являются фактором, поддерживающим рейтинги. В частности, в 2015 году счет текущих операций был исполнен с дефицитом, который составил 3,2% ВВП. Это произошло после пятилетнего периода профицитов, в среднем составлявших 2% ВВП.
Дефицит достигнет пикового значения в 4% ВВП в 2016 году, вслед за чем постепенно будет сокращаться, поскольку цены на нефть будут восстанавливаться и Кашаганское месторождение вступит в строй. В краткосрочной перспективе счет текущих операций (СТО) будет поддерживаться сокращением импорта, так как уровень потребления снижается в результате значительного ослабления тенге в прошлом году. Существуют риски в отношении платежного баланса Казахстана, связанные со значительным притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) долгового типа. Их объем составлял около $80 млрд в 2015 году, что близко к 45% ВВП, или более 140% поступлений по СТО.
В настоящий момент бюджетные показатели правительства значительно ухудшились на фоне падения цен на нефть. По оценкам экспертов, в рамках пересмотренного подхода дефицит бюджета увеличился до высокого значения — 8,6% ВВП в 2015 году от профицита, в среднем составляющего 3,5% ВВП в последние пять лет. Базовый сценарий предполагает постепенную консолидацию бюджета с дефицитом, равномерно снижающимся в ближайшие три года, и небольшим профицитом в 2019 году.
Стоит отметить, что президент Нурсултан Назарбаев также заявил, что восстановление казахстанской экономики начнется ближе к 2020 году. Таким образом, казахстанцам в ближайшие три года придется затянуть пояса и всецело переориентироваться на антикризисный формат.
Комментариев пока нет