Налоговая сага
Поддержать

Налоговая сага

Дискуссии об изменениях в Налоговый кодекс не теряют своей остроты. Что же на самом деле предлагает правительство? Судя по докладу Министра национальной экономики Куандыка Бишимбаев, есть много деталей, которые остались за сферой интересов экспертов.

Налоговая политика всегда являлась важным инструментом экономической политики государства. И сегодня, в условиях необходимости развития массового предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности, перед нами стоит задача построения стабильной, предсказуемой и справедливой налоговой системы.

Для создания благоприятной предпринимательской среды, Министерством совместно с Министерством финансов разработан Законопроект по совершенствованию налогообложения и таможенного администрирования.

Первое на чем хотелось бы остановиться — это НДС.

Как вы помните, в прошлом году был снижен порог постановки на учет с 30 000 МРП до 2 324 МРП (с 63,3 млн. тенге до 6,8 млн. тенге). В целом, мы считаем, что это правильная норма и мы должны идти к снижению данного порога.

Учитывая, что у нас одна из самых низких ставок НДС – 12% и один из самых высоких в мире регистрационных порогов, снижение минимального порогового значения для постановки на регистрационный учет по НДС соответствует вызовам современных налоговых тенденций.

По данным отчета экспертов Всемирного Банка в таких странах как Швеция, Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Люксембург регистрационный порог для постановки на учет по НДС не существует.
В России 26 600 евро, Беларуси 40 000 евро (для ИП), Кыргызстане 56 000 евро, Армении 107 500 евро, в Казахстане 167 717 евро.

В тоже время, НДС по своей природе является сложным налогом, который требует вести, как налоговый, так и бухгалтерский учет, что дополнительно повлечет увеличение административной нагрузки на МСБ (составление и сдача налоговой отчетности по НДС), в том числе на лиц, торгующих на рынках.

В связи с этим, предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС (30 000 МРП) по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением в:

— 2018 г. – до 25 000 МРП (53,0 млн. тенге);

— 2019г. – до 20 000 МРП (42,4 млн. тенге);

— 2020г. – до 15 000 МРП (31,8 млн. тенге).

Вместе с этим, предлагается восстановить норму в Налоговом кодексе по добровольной постановке на регистрационный учет по НДС.

Второе. Ежегодно, в рамках законотворческой деятельности, мы не обходим стороной и вопросы сельского хозяйства.

Для поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей для увеличения базы племенного скота предлагается распространение льготы по НДС при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах нормативов естественной убыли.

В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса племенные животные включены в перечень товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета.

Согласно законодательству, в случае реализации в течение пяти лет с даты ввоза товаров на территорию РК, НДС на импортируемые товары подлежит уплате в бюджет.

Сельскохозяйственные предприятия производят вынужденный забой скота в связи с болезнью, травмами и/или падежи ввиду неприспособленности животных к климатическим условиям, что влечет невозможность сохранения КРС в течение 5 лет и вынужденной уплате НДС.

Кроме того, для развития сельскохозяйственных кооперативов предлагается исключение условия по наличию на праве собственности земельного участка в целях применения СНР сельскохозяйственными кооперативами, а так же сохранение права применения ЕЗН крестьянскими хозяйствами, которые осуществляют реализацию ранее использованных активов.

Третье – это установление размеров ставок акцизов на алкогольную продукцию, пиво, табачные изделия на
2017 – 2019 года.

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590 в части усиления фискальной функции акцизов на алкогольную продукцию, табачные изделия и нефтепродукты предлагается поэтапное повышение акцизов.

Так, предлагается установить акциз на алкогольную продукцию: в 2017 г. – 2 000 тенге за литр, прирост по сравнению к предыдущему году – 45 %. В 2018 г. – 2 275 тенге (прирост 14 %), в 2019 г. – 2 550 тенге (прирост 4 %).

В текущем году в России ставка акциза за 1 литр безводного спирта в составе алкогольной продукции составляет 500 российских рублей или 2625 тенге, при курсе 5,25 тенге за рубль на 07.09. 2016 г.

В Казахстане ставка акциза на алкогольную продукцию составляет 1380 тенге, т.е. ниже на 1170 тенге или на 54 %.

Разница акциза на алкогольную продукцию между Республикой Казахстан и Российской Федерации стимулирует российских производителей легально импортировать алкогольную продукцию в Казахстан. По сведениям Ассоциации «КазАлко» доля российской водки на рынке Республики Казахстан составляет свыше 90%.

В то же время, в целях избежания двойного налогообложения и усиления конкурентоспособности отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции, предлагается установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции. (действующая ставка — 60 тенге/литр),. Аналогичное освобождение действует в Российской Федерации и Республики Беларусь.

Четвертое. В целях оказания помощи заемщикам, имеющим просроченную задолженность перед банками по ипотечным жилищным займам в рамках «Программы рефинансирования», а так же в целях стабилизации финансового сектора и снижения уровня безнадежной задолженности в ссудном портфеле банков, предлагаются поправки по освобождению от уплаты ИПН и КПН и государственной пошлины банков и организаций при прощении задолженности проблемных займов.

Кроме того, в целях единого и справедливого подхода ко всем пострадавшим работникам, предлагается исключить из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, страховые выплаты по договорам аннуитетного страхования, заключенным работодателем по исполнению требований Трудового кодекса.

Пятое. В целях стимулирования инвестиций в недропользовании, предусмотрено освобождение от КПН дохода при списании задолженности в случае отсутствия коммерческого обнаружения по инвестиционному финансированию (kerri финансирование).

Еще одна поправка, — эторешение проблемы налогообложения недропользователей, реализующих газ национальному оператору, предусматривающее определение дохода по фактической цене реализации, без привязки к себестоимости добычи газа.

Согласно Закону РК «О недрах и недропользовании», национальный оператор в сфере газа и газоснабжения покупает товарный газ от недропользователей по цене, установленной государством, т.е. по цене ниже фактической себестоимости.

При фактически полученных убытках от производственной деятельности согласно Налоговому кодексу начисляется КПН на разницу между ценой реализации и себестоимостью, так как доход для целей КПН определяется не ниже себестоимости.

Шестое. В целях поддержки экспорта и усиления конкурентоспособности отечественных производителей, предусматриваются поправки поотнесению услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом до морского порта Актау к международной перевозке при перегрузке товара на морской транспорт пересекающий границу.

Справочно:

В международной практике международные перевозки облагаются НДС по нулевой ставке.

Транспортировка товаров экспортируемых с терр. РК и импортируемых на терр. РК признаются международной перевозкой, если оформление перевозки оформляется едиными международными перевозочными документами.

При этом при перевозке экспортируемых товаров по терр. РК несколькими транспортными организациями местом начала международной перевозки признается место начала транспортировки товаров транспортной организацией, осуществляющей перевозку до границы.

В данном случае началом международной перевозки признается место начала транспортировки товара транспортной организацией, осуществляющей перевозку до внешнего передела территориального моря РК, то есть посредством парома из морского порта Актау.

Таким образом, услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом до морского порта Актау (т.е. внутри границ Казахстана), не признаются услугами, связанными с международной перевозкой, и подлежат обложению по ставке НДС 12%.

Седьмое. Как вы знаете, в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 28.11.2014г. № 257-V проведена налоговая амнистия по списанию сумм пени и штрафов, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков.

Списание данных сумм у налогоплательщиков-должников по сути является доходом данных налогоплательщиков. В целях исключения коллизий при правоприменительной практике и судебных разбирательств, предлагается ретроспективное освобождение от налогообложения доходов при списании таких сумм пени и штрафов по налогам.

В целом, в результате предусмотренных изменений, дополнительные поступления доходов бюджета за 2015 – 2019 года составят более 237 млрд. тенге. В тоже время, сумма потерь бюджета и Национального фонда от предоставленных льгот за этот же период составит 176,7 млрд. тенге.

Таковы основные текущие изменения по налоговой политике, которые мы будем выносить на обсуждение в Парламент в этом году.

В части налогового и таможенного администрирования Законопроектом предусмотрены поправки по:

— досудебному урегулированию налоговых и таможенных споров;

— поэтапному переходу на обязательную выписку электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС;

— перенос срока внедрения е-аудита (электронного аудита) при проведении налоговых или таможенных проверок;

-оптимизации форм налоговой отчетности.

Более подробно на них остановятся коллеги с Комитета государственных доходов.

О разработке объединенного

налогово-таможенного кодекса.

В соответствии с поручением Главы Государства, в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» Министерством проводится работа по разработке объединенного Налогово-таможенного кодекса.

Сегодня, налоговая политика приобретает все большее значение в стабилизации и росте экономики государства. Повышение собираемости налогов, сокращение теневой экономики, улучшение инвестиционного климата становятся основными ее задачами.

Основными направлениями реформирования налогового законодательства являются:

  1. Совершенствование механизма взимания косвенных налогов.
  2. Оптимизация действующих налоговых режимов с обязательным ведением учета доходов и расходов;
  3. Совершенствование системы налогообложения недропользователей;
  4. Отмена неэффективных налоговых льгот и норм противоречащих правилам ВТО;
  5. Объединение налогового и таможенного администрирования.
  1. 1. Совершенствование взимания косвенных налогов.

Как вы знаете, в Казахстане действует НДС классической модели, с единой ставкой 12 процентов. В экономике преобладают крупные и средние предприятия, поэтому почти 90 процентов поступлений НДС приходится на долю около 10 процентов всех действующих зарегистрированных плательщиков НДС.

Доходная производительность НДС, т.е. фактический сбор, выраженный в процентной доле ВВП, разделенный на стандартную ставку, в среднем составляет 0,33. Это низкий показатель по сравнению с европейскими странами (0,51). Кроме того, возврат НДС, выраженный в проценте от общего сбора, в среднем составил в прошлом году почти 43 процента.

На сегодня при взимании НДС имеются следующие проблемные факторы:

— значительные потери бюджета по НДС, в связи с применением мошеннических схем, создаваемых с целью незаконного возврата НДС (150-200 млрд. тенге ежегодно);

— наличие большого количества льгот создает «перекосы» в цепочке и в отдельных случаях превращает НДС в «налог с оборота»;

— высокие затраты на налоговое администрирование;

— наличие коррупционных проявлений при возврате НДС и его администрировании.

Хочу, отметить, что по НДС сумма предоставленных льгот составила на 2014 год более 1,4 трлн. тенге. И количество предложений по освобождению от НДС каждый год увеличивается.

Учитывая вышеизложенное, политика в вопросе НДС будет нацелена на увеличение налоговой базы путем:

— поэтапного снижение порога по НДС;

— введения обязательности применения электронных счетов-фактур всеми налогоплательщиками;

— стимулирование безналичного оборота;

— сокращение существующих льгот, при необходимости их замена субсидиями из бюджета;

— обеспечение нейтральности НДС для отечественных и иностранных товаров.

Кроме того, изучается вопрос введения Налога с продаж (НсП). В течение прошлого года мы рассматривали его вариант – каскадный метод. Учитывая негативное влияние в целом на экономику, принято решение отойти от этого подхода.

Так же, изучается вопрос его взимания на стадии реализации товаров, работ и услуг конечному потребителю. При этом, поступать он будет в местные бюджеты, для того, чтобы местные исполнительные органы были заинтересованы в сборе этого налога.

Но, в данном случае имеются риски, которые могут повлечь недопоступления в бюджет.

Таким образом, вопрос введения НСП на сегодня остается открытым.

  1. 2. Совершенствование налогообложения доходов.

Следует отметить, что, налоговая нагрузка в Казахстане по сравнению с соседними странами является одной из самой низкой и благоприятной для развития бизнеса.

Так, в соответствии с рейтингом Всемирного банка «Doing Business» по показателю «Налогообложение», Казахстан находится на 18 месте среди 189 стран (Россия 47 место, Беларусь 63 место).

Ставка КПН в Казахстане составляет 20%, что является конкурентоспособной по сравнению с другими странами и изменение ставки не предполагается.

В то же время необходима оптимизация действующих специальных налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.

Как вы знаете, специальные налоговые режимы действуют более 15-ти лет. Они разрабатывались для поддержки бизнеса на этапе становления и были направлены на поэтапный их выход на новый уровень развития.

Общий подход будет основываться на привязке режимов налогообложения для МСБ к поэтапному снижению порога для регистрации по НДС и переходу к ведению учета доходов и расходов к 2020 году. Данная работа будет связана с переходом к всеобщему декларированию доходов после 2020 года.

  1. 3. В части политики налогообложения недропользователей основной задачей является стимулирование разведки и увеличение добычи ТПИ и нефти.

По данным МЭ прогноз объемов добычи нефти в РК до 2025 года будет увеличиваться до 87 млн. тонн в год. Но будет это происходить за счет ТШО, КПО и Кашагана.

По остальным месторождениям к 2025 году объем добычи будет падать. Учитывая текущий уровень цен и действующий налоговый режим, вероятность инвестиций очень низкая и можно предположить, что дополнительные налоговые поступления в будущем маловероятны.

На сегодня, по предоставленным участкам на разведку на нефтедобычу шельфа Каспия, так же не принимаются инвестиционные решения.

Согласно исследованиям, рост мирового спроса на нефть будет замедляться. К 2030 году дополнительное предложение нефти составит порядка 34 млн. баррелей в день. Казахстану, как участнику рынка нефтепродуктов необходимо принять меры по получению доли этого объема. Для этого нам надо конкурировать в глобальном масштабе за инвестиции.

Таким образом, целью налоговой политики в нефтегазовой отрасли будет привлечение инвестиций.

В целях сохранения стабильности доходов бюджета, по действующим контрактам предлагается сохранить текущий режим налогообложения, с предоставлением возможности снижения ставок НДПИ. Для сведения, сумма льгот по НДПИ предоставленных за прошлый год составила 26,2 млрд. тенге, в текущем году 34,7 млрд. тенге.

С целью упрощения процедур по применению льготных ставок НДПИ предполагается введение прямой нормы в Налоговом кодексе.

Для новых контрактов в нефтегазовом секторе прорабатывается преференциальный режим налогообложения с целью расширения ресурсной базы, в том числе в целях привлечения инвестиций в разработку шельфа Каспия.

Для нефтегазового сектора рассматривается вопрос введения роялти с реализации вместо действующих налогов на недропользование.

Аналогичные подходы будут применены для привлекательности инвестиций в недропользовании твердых полезных ископаемых.

  1. 4. Налоговые льготы.

Действующая система налоговых льгот и преференций охватывают все сектора экономики, направленные на развитие бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране. Сумма льгот только по КПН и НДС в 2014 году составила более 2 трлн. тенге.

Среди льгот есть стандартные, которые соответствуют международной практике. Это, например, льготы по НДС на образовательные, медицинские, финансовые услуги, инвестиционные льготы и преференции и другие.

В 2013 году проводилась ревизия льгот. Из 281 налоговой льготы было выявлено 163 нестандартные льготы, часть льгот на сумму более 200 млрд. тенге исключена.

Вместе с тем, сохраняется большое количество льгот и преференций, над анализом эффективности которых работает наше Министерство.

В частности, мы анализируем льготы по НДС, с целью обеспечения нейтральности НДС для отечественных и иностранных товаров.

По итогам этой работы будут предложены к отмене неэффективные и «не работающие» льготы.

Кроме того, с 2018 года будут отменены отдельные льготы по НДС согласно обязательствам в рамках вступления Казахстана в ВТО.

  1. 5. По имущественным налогам. В целом, в этом вопросе кардинальных изменений не ожидается.

Вопрос переноса транспортного налога на стоимость бензина не рассматривается, так как в данном случае будет увеличение налоговой нагрузки на машины с малым объемом двигателя и ее снижение для машин с большим объемом двигателя.

  1. 6. Еще один широко обсуждаемый вопрос, это вопрос введения прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога. Он будет рассматриваться в среднесрочной перспективе в увязке со всеобщим декларированием и с учетом экономической ситуации в стране.

Разрабатываемый проект Налогово-таможенного кодекса будет представлен на обсуждение широкой аудитории на площадках Министерства национальной экономики, Комитета государственных доходов, НПП «Атамекен», Ассоциации налогоплательщиков Казахстана и других бизнес сообществ.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *