ЕАЭС трещит по швам. Развал становится неизбежным?
«Младшие братья» России показывают зубки Путину. Заканчивающийся год стал временем серьезного испытания для Евразийского экономического союза. Взаимный товарооборот между государствами, входящими в объединение продолжает падать, как и показатели экспорта и импорта внутри ЕАЭС. Все больше споров вызывают нормативные акты, принимаемые Евразийской экономической комиссией.
Но, пожалуй, самый серьезный удар по имиджу ЕАЭС был нанесен как раз под занавес 2016 года, 26 декабря, когда обсуждалось принятие Таможенного кодекса союза. Во-первых, на заседание не явился президент Белоруссии Александр Лукашенко, а учитывая, что это была не просто формальная встреча, а традиционный ритуал перед Новым годом, когда все лидеры евразийского объединения съезжаются в Москву подводить итоги года, то такой жест был воспринят Кремлем как очевидный демарш. Собственно Лукашенко в последнее время не скрывает свое разочарование членством его страны в ЕАЭС, а недавно публично озвучил возможность выхода из объединения. Второй удар нанес Кыргызстан, который первоначально отказался подписать пресловутый Таможенный кодекс ЕАЭС, но после «длительных консультаций» все-таки согласился. У Кыргызстана также накопилось немало претензий к тому, как идут дела на евразийском треке. С одной стороны, кыргызы входили в союз, чтобы облегчить участь мигрантов, работающих в России, а с другой — недавно мэр Москвы Сергей Собянин довольно резко высказался о гастарбайтерах из Кырзыстана, назвав их главной проблемой российской столицы. Недовольны в Бишкеке и фитосанитарными нормами внутри ЕАЭС, которые не позволяют Кыргызстану беспрепятственно ввозить свою продукцию в страны союза. Таким образом, общий скепсис растет. И, если в первый год существования союза все возникавшие проблемы списывали на сложности роста, то сейчас все чаще звучит мнение, что в принципе у интеграционного объединения нет будущего. Об этом чаще всего любит порассуждать как раз не приехавший в Москву Александр Лукашенко.
Так, например, на прошедшей еще 20 сентября встрече с государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой, Александр Лукашенко заявил, что Россия нарушила все, о чем страны договаривались в рамках ЕАЭС.
«Уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может. В Белоруссии очень много говорят о проблемах, которые существуют в двусторонних отношениях, в союзной интеграции. Товарооборот между двумя странами не вырос благодаря созданию Евразийского экономического союза, как ожидалось, а упал. Цены продаж для Белоруссии снизились почти наполовину. Какой доход Беларуси от этого? Практически никакого. Поставки многих товаров в Россию блокируются. Мы телепаемся, иначе не скажешь и уже несколько месяцев, не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь. Но давления я не потерплю и белорусы тоже», Беларусь пока не планирует сворачивать интеграционные проекты, но участие в них будет оптимизировать и начнет с сокращения количества белорусских чиновников, работающих в так называемом правительстве ЕАЭС. Зачем нам там тысячу человек содержат в Москве, самом дорогом городе мира», — разразился тогда критикой в адрес России Александр Лукашенко.
К тому же Батька теперь разрешает критиковать ЕАЭС и другим чиновникам из своего окружения. Например, председатель палаты представителей Национального собрания Белоруссии Владимир Андрейченко на днях заявил, что в ЕАЭС не принимается важных решений, а сам союз превращается в политический проект. Он сказал, что принимаются протекционистские решения, которые противоречат законодательной базе Союзного государства и ЕАЭС, причем это делается практически регулярно.
Собственно издевательским явилось и официальное объяснение Минска о причинах, по которым Александр Лукашенко не смог прибыть в Москву: он проводил заседание «по обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников».
Не ладится с ЕАЭС и у Кыргызстана. Президент КР Алмазбек Атамбаев в ходе встречи в Москве дал понять, что недоволен союзом. Во-первых, он не сразу подписал Таможенный кодекс ЕАЭС, во-вторых, заявил, что «негативные моменты превалируют в сотрудничестве стран ЕАЭС и это плохо сказывается на интеграции». В-третьих, не подписал совместное заявление о выстраивании внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС.
Экономические показатели внутри союза кыргызов явно не радуют. По данным Национального статистического комитета, за последний год экспорт страны упал на треть и составил всего $427 млн. Сильно просела промышленная сфера, где падение на 1 июля 2016 года составило 20%, а также обрабатывающая промышленность ушла в минус на 24% за семь месяцев 2016 года. Поставки хлопка снизились в 2,6 раза, золота в 1,9 раза, молочных продуктов в 1,6 раза. Таких плохих показателей в Кыргызстане не было даже после революции 2010 года, когда в стране царил хаос и фактическая анархия. Из-за правил ЕАЭС серьезно страдает рынок Дордой, который обеспечивает работу сотням тысячам кыргызстанцев.
Объем казахстанского экспорта в государства-участники экономического союза падает быстрее, чем импорт в РК.
Собственно, особого оптимизма по поводу членства в ЕАЭС не демонстрирует и Казахстан, правда, не озвучивая эти претензии вслух.
Так, например, за 10 месяцев 2016 года товарооборот РК со странами экономического союза упал на 20%, экспорт — на 25%, сообщила аналитическая служба Finprom. По итогам 10 месяцев текущего года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС сократился на 20% по сравнению с уровнем годом ранее и составил менее $11 миллиардов. Это минимальный объем торговли РК в рамках ЕАЭС не только с начала его функционирования, но и раньше — с периода образования ТС. Объем казахстанского экспорта в государства-участники экономического союза падает быстрее, чем импорт в РК. За январь-октябрь 2016 года Казахстан продал продукции членам ЕАЭС чуть больше, чем на $3 миллиарда. Это на 25% ниже стоимости экспорта за аналогичный период в 2015 году. Наибольшее сокращение поступлений в национальную экономику от экспорта в ЕАЭС за последний год наблюдается по продаже сырой нефти — за год ее было продано в Россию и Беларусь всего на $44 миллиона. Это в 14 раз меньше суммы выручки от продажи за январь-октябрь прошлого года (-$506 миллионов). Всего Казахстан в ЕАЭС экспортировал 174 тысячи тонн нефти против 2,3 миллиона тонн год назад. Реализация соединений редкоземельных металлов и радиоактивных элементов принесла Казахстану в этом году на $251 миллион меньше, чем в январе-октябре 2015 года. При этом в физическом выражении объем поставок был выше — на 872 тонны.
Со стороны союзников все чаще проскальзывает мысль: а нужен ли такой однобокий союз?
В большей степени своим членством в ЕАЭС пока довольна Армения, но и здесь выгоды скорее политические, чем экономические. Россия предоставила Еревану военный зонтик от Азербайджана, правда и здесь имеет смысл оговориться, что весьма условный. Во время последнего обострения ситуации в Нагорном Карабахе Москва не спешила оказывать значимую помощь Армении, не желая раздражать Азербайджан. Внутри самого союза у Армении также не много сторонников. В частности, Белоруссия имеет прочные отношения с Азербайджаном и Александр Лукашенко все чаще высказывается за необходимость урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе именно в пользу Баку, что не может не раздражать Ереван. Например, сейчас решается, кто будет новым генсеком ОДКБ, так как полномочия прежнего — представителя России- истекли. Теперь военное объединение должен возглавить представитель Армении, но Минск и Астана постоянно откладывают вопрос с его избранием. Собственно, у Казахстана и Армении в последнее время отношения также складываются весьма прохладно. РК также как и Белоруссия поддерживает тесные связи с Азербайджаном, к тому же в Армении в недавнем прошлом решились переименовать все улицы, названные в честь Нурсултана Назарбаева, и звучали предложения прогнать посла РК в Армении «взашей».
Таким образом, внутри ЕАЭС помимо отсутствия реального экономического эффекта от интеграции, наблюдаются и серьезные политические разногласия. Как долго союз может пребывать в таком полуобморочном состоянии, не ясно. Пока положение дел в ЕАЭС, видимо, устраивает только Россию. Но со стороны союзников все чаще проскальзывает мысль: а нужен ли такой однобокий союз?
Комментариев пока нет