Почему произошла рокировка акимов?
В марте поменялись акимы сразу четырех казахстанских областей — Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Мангистауской. Это породило ряд версий, наиболее популярной из которых стало стремление Астаны выстроить новый региональный баланс сил на фоне возможного транзита власти. Эксперты предположили, что в Акорде стремятся не допустить неопределенности в регионах в случае форс-мажора и заранее готовят почву для стабильного и плавного перехода.
«Бывший аким Мангистауской области сам просил о должности первого заместителя министерства. Кулагин в силу возраста попросился на пенсию. Поблагодарив, я его отпустил. Абдибеков пришел на место скончавшегося руководителя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина. Уроженца Карагандинского региона Кошанова поставили туда. Опытный парень. Думаем, все будут работать. Когда я ставлю, я назначаю не потому, что я хочу потом его освободить. Я назначаю, чтобы он долго работал и приносил пользу. Надо руководителю держать возле себя людей, которые приносят успех, выполняют поставленные задачи, вместо того, чтобы он тебе приносил вопрос: «Как мне это делать?». Значит, он сам стал проблемой для тебя. От проблем, как известно, надо стараться избавляться. Только поэтому приходится освобождать. Перестановки — это жизнь, ничего застывшего нет», — сказал по поводу смены акимов Нурсултан Назарбаев.
Итак, акимом Северо-Казахстанской области стал заместитель руководителя администрации президента Кумар Аксакалов. Руководителем Акмолинской области бывший первый заместитель управляющего делами президента Малик Мурзалин. Ерлан Кошанов, стал акимом Карагандинской области, ранее был руководителем канцелярии премьер-министра. Акимом Мангистауской области стал Ералы Тугжанов, который был заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана.
Почти все назначенцы больше ассоциируются с кабинетной работой и крайне редко соприкасались с региональной проблематикой, но имеют хорошую закалку «идеологической работы». В этом смысле утверждение политолога Данияра Ашимбаева, что в регионах пришло время работать не только хозяйственникам, но в политическом смысле верно ориентированным и подкованным людям, вполне логично. И у каждого из новых акимов за плечами есть нужный для Астаны в транзитный период опыт и багаж.
Так, Кумар Аксакалов успел поработать госинспектором Администрации президента РК, аместителем руководителя Администрации президента, в руководстве центрального аппарата НДП «Нур Отан».
Вот что о себе в одном из интервью рассказывал сам Кумар Аксакалов:
«Родился я 24 августа 1965 года в селе Узунколь, раньше это был Ленинский район. Детство прошло, как у всех советских детей. Тогда была очень жесткая система требований к каждому ребенку. Ты должен был обязательно заниматься общественной деятельностью, ходить в какие-то кружки. Помню, у нас во втором классе всю улицу записали в музыкальную школу. И вся детвора строем ходила заниматься музыкой. Смешно было, когда ребенка не было видно из-за аккордеона, а его заставляли играть. Но тогда, повторюсь, так было принято, и сейчас, по прошествии многих лет, понимаешь, что это было правильным. Три года я занимался в музыкальной школе. Конечно, музыкантом я не стал, но чувствовать тональность и спеть что-то я могу, наверное, благодаря этим вот занятиям».
В активе Малика Мурзалина такие должности как атташе, третий, второй, первый секретарь Посольства Казахстана в России, глава отделов протокола и внешней политики, заместитель руководителя Центрального аппарата НДП «Нур Отан» города Астана, советник президента АО «НК «Казахстан темир жолы», руководитель аппарата Управления делами президента. Примечательно, что именно Малик Мурзалин был ответственным секретарем по делам религий в тот момент, когда был принят резонансный и наделавший в свое время много шума закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Ерлан Кошанов также имеет богатый опыт государственной и идеологической работы. Был представителем правительства в парламенте, заместителем руководителя Канцелярии премьер-министра, председателем Комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций.
В одном из своих интервью г-н Кошанов продемонстрировал выверенность своей политической ориентации:
«Государству же с переходной экономикой в период проведения решительных реформ, напротив, необходима централизованная власть. Именно благодаря сегодняшней модели у нас в стране есть стабильность и долгосрочная стратегия развития. В наше время, когда часто требуется оперативное принятие решений и стоит множество проблем и задач, страной должен управлять президент, в котором, кстати, видят гарантии стабильности и инвесторы. Более того, наиболее развитые страны-лидеры приняли для себя именно президентскую форму правления, и даже федеративная Россия идет сегодня к более централизованной форме политического устройства. В странах же с парламентским правлением, например в ЮАР, где я недавно побывал, мне показалось, что очень трудно принимаются решения, поскольку каждый депутат пытается пролоббировать интересы лишь своих избирателей», — отмечал он.
У Ералы Тугжанова более академическая карьера. Он был научным сотрудником института государства и права Академии наук, директором института права и государственной службы Казахского государственного юридического университета, председателем Комитета по делам религий министерства юстиции, а также заведующим секретариатом Ассамблеи народов Казахстана.
В 2003 году российский сайт Центразия сообщал, что «выстрелом из автомата был тяжело ранен заместитель акима Карагандинской области Ералы Тугжанов. Это произошло во время учений при проведении оперативно-мобилизационного сбора руководящего состава вооруженных сил РК». Оказалось, что это были лишь учения.
«Кульминация учений — инсценировка антитеррористической операции. Якобы откуда-то с юга на территорию Карагандинского региона просочилась группа боевиков человек в 150. Все оснащены самым современным оружием. В Абайском районе бандитов с распростертыми объятиями встретили некие «лица с криминальным прошлым».. Таким образом, ряды террористов пополнились и боевики попытались захватить аэропорт и разрушить несколько шахт да металлургический комбинат. Однако не тут-то было. На пути у них встало ополчение из местных резервистов. Отступить бандиты тоже не смогли — колонну их машин разбомбили с вертолетов (причем вертолеты на полигоне были самыми настоящими и бомбили они всерьез. Правда не машины, а пустую степь). Тогда оставшиеся в живых преступники захватили небольшой поселок и засели в домов ощетинившись во все стороны автоматами, пулеметами и снайперскими винтовками. Власти области, по доброте душевной, вместо того чтобы сразу же сравнять поселок с землей, отправили к боевикам парламентера. Вести переговоры поручили заместителю акима области Ералы Тугжанову. Ералы Лукпанович поехал к террористам на броневичке, под белым флагом. Предложил немедленно сдаться, гарантируя всем жизнь. Но бандиты открыли по парламентеру огонь и серьезного его ранили. Больше о переговорах никто не заикался. Тугжанова, под прикрытием бронетехники, доставили в госпиталь. Поселок же расстреляли из пушек, минометов и танков. А уже потом по развалинам, под прикрытием БТРов прошлись пехота и спецназ. Кроме Министра обороны и местных начальников за этим боевым спектаклем внимательно следили специально приглашенные военные атташе из России, Украины, ФРГ , Китая и Южной Кореи», — рассказывал сайт.
Итак, биографии всех героев недавних рокировок показывают, что их едва ли можно назвать публичными персонами, но все они являются «ответственными бойцами невидимого идеолого-политического фронта», что, вероятно, сейчас особенно востребовано в Астане.
Политик Амиржан Косанов не считает очередную перетасовку в акимовском корпусе чем-то из ряда выходящим. По его словам, акимы в Казахстане периодически меняются без объяснения истинных причин, о которых знает только президент или те, кто ныне вхож в его кабинет. Но в данной ситуации есть несколько моментов, которые нельзя не учитывать, считает г-н Косанов. Во-первых, налицо понимание властью реальной ситуации на местах: если бы не было проблем, акимов не стали бы менять. Значит, власть приходит к пониманию важности проведения адекватной региональной политики, к тому же все эти области имеют свои, давние, нерешенные проблемы. Во-вторых, показателен приход в акимы представителей Центра и так называемого «второго эшелона».
«Время покажет, насколько они проявят себя как первые руководители — замом быть всегда легче, чем работать в поле. Все задаются вопросом: «мол, эти люди никому не известны, как они стали акимами областей?». Отвечу, что в нашей стране не нужно быть известной фигурой, владеть навыками политической деятельности, иметь четкое видение стоящих перед регионом проблем и путей их решения, иметь харизму в конце концов, чтобы стать акимом области: у нас иные механизмы подбора и расстановки кадров! В-третьих, и это важно с политической стороны, это может быть началом передела сфер влияния между кланами в региональной сфере. Ведь не секрет, что без принадлежности к той или иной группе влияния, у нас фактически невозможно стать акимом или министром. И учитывая, что противостояние между кланами, претендующими на верховную власть в постназарбаевский период, будет только усугубляться, думаю, что будут и другие важные кадровые перестановки, как в Центре, так и на местах», — подчеркнул Амиржан Косанов.
Тем временем, активно циркулируют слухи, что прошедшая смена акимов не окончательная и в скором времени своих постов могут лишиться и другие главы областей и, даже, возможно, ключевых городов страны.
Комментариев пока нет