Exclusive.kz представляет свою версию важнейших событий недели
Безработица, по официальным оценкам, остается на уровне 5%. Долги квазигосектора подошли к точке невозврата. Qazkom предложено создать огромные провизии, Казмунайгаз готовит размещение еврооблигаций. Минфин рассчитывает привлечь триллион тенге в июне и июле.
Все происходящее выглядит довольно энергичным толчком в сторону ускорения консолидации с Халык Банком и признания проблем в портфеле ККБ на самом высоком регуляторном уровне.
1. Qazkom получил предписание Нацбанка о формировании дополнительных провизий на сумму свыше 900 миллиардов тенге
Регулятор предписал банку в срок до 10 апреля представить план мероприятий для разрешения вопросов, связанных с достаточностью провизий по кредитному портфелю. При этом сумма необходимых резервов была оценена в 908 миллиардов тенге, из которых 783 миллиарда доначислены по кредиту, выданному АО БТА Банк (небанковской компании, где консолидированы проблемные активы бывшего БТА и ККБ). Нацбанк ограничил Qazkom в выплатах дивидендов и бонусов, а также в реализации активов. По этому поводу банк также должен в кратчайшие сроки представить свои предложения по совершенствованию систем внутреннего контроля и риск-менеджмента.
Все происходящее выглядит довольно энергичным толчком в сторону ускорения консолидации с Халык Банком и признания проблем в портфеле ККБ на самом высоком регуляторном уровне, причем в достаточно жесткой манере. Возможно, регулятор предоставлявший, начиная с декабря банку кредиты на поддержание ликвидности, считает, что рынки уверовали в осуществление сделки с Халык Банком и в выкуп проблемных активов на крупную сумму Фондом проблемных кредитов, а следовательно, нового оттока средств не будет. Переговорные позиции Qazkom с прошлой осени, с момента категорического отрицания факта самих переговоров, становятся все слабей. При этом, речь идет о проверке, происходившей до февраля 2016 года и фиксации проблем на 1 октября 2015 года. Вероятно, более 900 миллиардов тенге доформируемых провизий не тождественны объемам покупок Фондом проблемных кредитов, которые должны предшествовать сделке. Ранее председатель правления Халык Банка Умут Шяхметова говорила, что ее банк и регулятор привлекли своих внешних консультантов для оценки состояния портфеля Qazkom. Очень важно, насколько близки будут эти два дюдилидженс и какую сумму будет предложено потратить ФПК.
Американский удар по сирийской правительственной авиабазе привел к мгновенному влиянию на процесс ценообразования по облигациям, на объемы и сроки размещения.
2. Казмунайгаз объявил о возможности нового выхода на рынок долгового капитала
На прошлой неделе Казмунайгаз опубликовал неожиданное решение о проведении роуд-шоу в США начиная с 5апреля. В зависимости от состояния рынка может последовать выпуск старших необеспеченных еврооблигаций в долларах со сроками погашений в 5, 10 и/ или 30 лет. Судя по всему, компания считает, что на рынке заимствований появилось окно, позволяющее провести удачное размещение и выгодно рефинансировать часть долгов, разрешив свои долговые проблемы в значительной степени с позиции силы. Неделей раньше, в версии экономических событий от «exclusive.kz» упоминалось о проведенных собраниях держателей действующих международных облигаций компании, которые дали согласие на продажу 51% в румынском нефтеперерабатывающем активе KMG International. Предполагалось, что полученные средства будут использованы в том числе для смягчения долговой нагрузки.
Еще один драматический поворот связан с тем, что, вероятно, как раз в разгар роуд-шоу компании произошел американский удар по сирийской правительственной авиабазе, что привело к мгновенному влиянию на процесс ценообразования по облигациям, на объемы и сроки размещения.
Текущий уровень долговой нагрузки КМГ оценивается г-ном Каппаровым примерно в 5 EBITDA, что означает, что общий уровень долгов соответствует примерно 5- кратной чистой прибыли компании за год.
3. Долги казахстанского квазигосударственного сектора подошли к точке невозврата
Экономист Касымхан Каппаров оценивает общий объем квазигосударственного долга в 23 миллиарда долларов, из которых 6 миллиардов приходится на государственные финансовые институты, прежде всего БРК, а 17 миллиардов на нацкомпании, входящие в «Самрук- Казына». Двумя главными заемщиками среди национальных компаний остаются КМГ- 59% долга всех компаний Самрук-Казыны или 11 миллиардов долларов, а также КТЖ — 18%. В 2015 году, несмотря на то, что правительство отрицало свое возможное участие в решении долговых проблем компаний, государству не удалось избежать вмешательства. КМГ была оказана поддержка с помощью вливаний из Нацфонда, КТЖ получила возможность рефинансировать в тенге часть своих долгов за счет средств ЕНПФ. Текущий уровень долговой нагрузки КМГ оценивается г-ном Каппаровым примерно в 5 EBITDA, что означает, что общий уровень долгов соответствует примерно 5- кратной чистой прибыли компании за год. У КТЖ, по разным оценкам, уровень нагрузки варьируется от 5 до 10 EBITDA. По мнению спикера, необходимость вмешательства государства связана с неэффективностью деятельности двух крупнейших компаний. Говоря о КМГ, он упомянул о продаже контроля над румынским нефтеперерабатывающим активом примерно за миллиард долларов, хотя суммарные вложения составили, по приведенным автором исследования данным, порядка 4 миллиардов. Другими факторами являются произошедшая монетизация доли КМГ в экспортных поставках Тенгиза и сомнительность быстрого финансового эффекта от Кашагана. Условия добычи на месторождении «сопоставимы с Арктикой» и достижение рентабельности возможно при цене нефти не ниже 100 долларов за баррель. Что касается КТЖ, то, в отличие от долгов, 80% ее выручки генерируется в тенге. Компания по поручению правительства осуществляла большое количество инфраструктурных проектов с небесспорной экономикой. Кроме того, КТЖ крайне ограничена в росте тарифов и возможности сокращения персонала. Частный оператор, возможно, сократил бы количество занятых людей примерно втрое.
С одной стороны, не хотелось бы возвращать это все под контроль правительства, а с другой обращение за помощью государства — это признание неэффективности
Выход, по оценкам спикера, состоит в необходимости признания существования проблем квазигосударственных долгов на правительственном уровне. Далее должно последовать ограничение внешних обязательств квазигосударственных игроков, а на третьей стадии – выплата долгов в рамках бюджетного процесса. Отвечая на вопрос о том, следует ли включить долги квазигосударственного сектора в число проверяемых счетным комитетом, спикер отметил, что у него противоречивые ощущения: с одной стороны, не хотелось бы возвращать это все под контроль правительства, а с другой обращение за помощью государства — это признание неэффективности, и как раз в таких случаях должны включаться все контрольные и бюджетные рычаги.
Ходит много разговоров о контрактах с китайскими компаниями и институтами развития. При этом не так легко оценить, насколько рыночный или политический характер носят эти заимствования.
Спикер также обратил внимание на несоответствие статистики по долгам квазигоссектора, публикуемой Нацбанком, стандартам МВФ. Нет, например, сведений о сроках погашений долгов и о том, какие страны представляют кредиторы. Дополнительную важность прозрачности добавляет тот факт, что ходит много разговоров о контрактах с китайскими компаниями и институтами развития. При этом не так легко оценить, насколько рыночный или политический характер носят эти заимствования.
Эмиссионная активность государства и размещение в рамках формируемой кривой доходности будет сокращать возможности для привлечений средств корпоративными эмитентами, включая квазигосударственные институты и банки.
4. Минфин публикует график размещений своих бумаг на бирже
Пик эмиссионной активности Минфина должен прийтись на июнь и июль, когда запланированы две трети размещений этого года и практически все размещения длинных гособлигаций. В июне министерство планирует вывод 5 -летних бумаг на сумму в 340 миллиардов тенге, в июле два размещения 9 и 7-летних облигаций по 330 миллиардов каждое. Объемы заимствований, по итогам года, как ожидается, превысят 1.5 триллиона тенге. Таким образом, будет финансироваться выросший в результате последней корректировки выше 3% от ВВП бюджетный дефицит. Побочным эффектом может быть то, что такая эмиссионная активность государства и размещение в рамках формируемой кривой доходности, будет сокращать возможности для привлечений средств корпоративными эмитентами, включая квазигосударственные институты и банки. Председатель Нацбанка Данияр Акишев, комментируя состоявшееся небольшое размещение 10-летних гособлигаций в марте, отметил, что оно стало симптомом восстановления доверия к тенге и даже к достаточно долгосрочным инструментам. В этом смысле июнь и июль могут стать моментами истины. Рынки не должны сомневаться в тенге, иначе Минфину не удастся профинансировать дефицит бюджета сразу на триллион тенге с помощью длинных заимствований.
Государство продолжает явно идеализировать ситуацию на рынке труда, отмечая даже тенденцию сокращения «непродуктивно самозанятых» в 2016 году.
5. По оценкам Министерства национальной экономики уровень безработицы не меняется в последние 3 года и составляет 5% от экономически активного населения
Как отмечается в информации о ситуации на рынке труда, опубликованном на неделе на сайте министерства: «В различных сферах экономики Казахстана в 2016 г. были заняты 8,6 млн. человек или 66,5% от населения в возрасте 15 лет и старше. Более половины занятых 51,9% (4,5 млн. человек) – мужчины, 48,1% (4,1 млн. человек) – женщины.
Численность наемных работников в 2016 г. составила 6,4 млн. человек или 74,2% от общего числа занятых в экономике. Среди занятого населения число самостоятельно занятых работников составило 2,2 млн. человек или 25,8%. Из общего числа самостоятельно занятого населения доля продуктивно занятых составила 86,4% (в 2015 г. – 77,6%), непродуктивно занятых – 13,6% (в 2015г. – 22,4%).
Уровень безработицы сложился в 5,0%. Доля мужчин в числе безработных составила 45,8%, женщин – 54,2%.
Уровень молодежной безработицы в возрасте 15-28 лет сложился в – 4,1%.
В качестве официальных безработных в стране зарегистрированы всего 37,5 тысяч человек или 0,4% от экономически активного населения.
Государство продолжает явно идеализировать ситуацию на рынке труда, отмечая даже тенденцию сокращения «непродуктивно самозанятых» в 2016 году. Отсутствие готовности к всплеску безработицы, создания хоть сколько-нибудь эффективной системы пособий и возможностей массового профессионального переобучения свидетельствует о том, что власти не видят в ближайшей перспективе вероятность структурных изменений в экономике, закрытия или перепрофилирования неэффективных предприятий, например, в моногородах. Этот процесс требовал бы существования подготовленных эффективных механизмов социальной адаптации, для смягчения остроты перемен и большего реализма по поводу того, что происходит на рынке труда.
Комментариев пока нет