Мы не рабы, рабы не мы?
В конце марта в Талдыкоргане умерла женщина, которая перед смертью успела сообщить, что её три года держали в трудовом рабстве на одной из ферм области. Почему сегодня, в XXI-м веке, до сих пор существует такое дикое явление как рабство? И кто такие сегодняшние рабовладельцы?
Казахстанские информационные агентства цитируют члена общественной палаты Талдыкоргана Нурлана Айшимбаева, который высказался по этой конкретной ситуации с женщиной. По его мнению, крестьянские хозяйства, находясь вдали от цивилизации, совсем одичали. «Их никто не контролирует, поэтому они нередко похищают где силой, где хитростью одиноких, больных людей и делают с ними, что хотят. Я вот защищал недавно парня из села Интымак. Его тоже избили на ферме, он попал в больницу. Потом, правда, родители парня простили обидчиков. Был случай и в Уштобе. Мужчина, попавший в рабство к фермерам, пятый год пытается защитить свои права. У меня впечатление, что органы халатно расследуют такие дела», — приводят слова эксперта в ИА.
Тем временем, проблема трудового рабства уже не первый год является реальной проблемой, в которой разбираются уполномоченные органы, а также НПО.
Я попыталась разобраться, кто потенциально находится в группе риска, и обратилась за помощью к известному в Алматы Общественному фонду «Родник», к ее руководителю Нине Балабаевой. ОФ «Родник» как неправительственная организация существует уже 16 лет, и все эти годы в сфере интересов ОФ пропаганда гендерного равенства, противодействие торговли людьми. В 2003 году ОФ «Родник» был вовлечен в проект МОМ по исследованию коммерческого секса в нашей стране. А с 2004 года является партнером МОМ по противодействию торговли людьми.
С 2006 года фондом был создан специальный приют для пострадавших от торговли людьми, который до сих пор активно функционирует. В частности, за эти годы «Родник» оказал помощь 290 пострадавшим. Это и реабилитация этих людей, а также помощь в реинтеграции.
По словам Нины Балабаевой, Казахстан стал страной назначения, потому что здесь есть предложения на рынке труда, и в экономическом плане Казахстан более благополучная страна для граждан Центральной Азии. В последние два года увеличился поток мигрантов из Узбекистана. Большая часть мигрантов в нашу страну пребывает из Узбекистана и Кыргызстана, а также из Таджикистана.
Но при этом, моя собеседница отмечает, что появился новый тренд: уже несколько лет на работу в Казахстан приезжают трудящиеся-мигранты из таких стран, как Молдова, Украина, Беларусь, Филиппины, Китай. Эксперт рассказала мне, что ее фонд помог в восстановлении документов, и выезде обратно на родину многим мигрантам из этих стран, которые попали в Казахстане в сети «рабовладельцев».
Такие «рабовладельцы» или те, кто торгует людьми, эксплуатируют мигрантов, получая при этом прибыль за дешевую рабочую силу.
Нина Балабаева рассказала мне массу историй о мигрантах, которые попали в беду. Это уязвимые мигранты. Обычно, они теряют паспорт, либо у них отбирают паспорта их работодатели, женщины рожают детей без документов.
Между тем, подобные приюты для жертв эксплуатации открыты на бюджетные средства в нескольких городах Казахстана: Астане, Костанае, Шымкенте, Алматы, Кзылорде, Петропавловске, Темиртау. Активисты НПО открывают приюты посредством государственного заказа. Но в этих приютах есть один дискриминационный момент – помощь здесь могут получить только граждане Казахстана, либо лица без паспорта. Например, граждане Узбекистана не могут получить помощь в этих приютах.
Кто жертва?
Существует стойкий стереотип, что жертва трудовой эксплуатации – это человек малограмотный, необразованный. «Да, эти люди попадают под манипуляцию, обман, — рассказывает Нина Балабаева, — У них, как правило, среднее образование, и из-за правового нигилизма они оказываются в сложной ситуации. Этим пользуется работодатель, который не хочет нормально платить».
По словам эксперта, есть жертвы трудовой эксплуатации, а также жертвы сексуальной эксплуатации. В сексуальное рабство попадают в основном женщины. А мужчины чаще всего попадают в трудовую эксплуатацию в строительном секторе, в фермерские хозяйства, заводы. Так недавно были обнаружены трудящиеся-мигранты из Китая на одном из кирпичных заводов под Алматы. Потенциальная жертва соглашается на любую работу, чтобы обеспечить семью.
Уязвимые мигранты
ОФ «Родник» с апреля 2016 года занимается уязвимой частью трудящихся-мигрантов. В частности, проводит с ними консультации, принимают их в офисе очно, проводит акции, есть горячая линия.
В Алматы, одном из крупных городов Казахстана, куда традиционно стекаются как внутренние, так и внешние мигранты, потенциальную жертву эксплуатации можно найти в районе междугороднего автовокзала, у озера Сайрама, а также на городских рынках, вокзалах.
Здесь срабатывает технология, так называемого, «сарафанного радио», и мигранты узнают о приюте, о том, что им здесь могут помочь.
Но, бывают случаи, когда мигранты просят помочь с регистрацией, или просят устроить их на работу. «Тогда мы ставим фильтры», — говорит Нина Балабаева. Эксперт рассказала, что к ним в «Родник» приходила пожилая пара, родители мужчины, который сидел в тюрьме, и от которого родила гражданка Узбекистана, в платном отделении роддома. Для родителей было важно понять, что делать дальше, ведь их сноха, о которой они узнали совсем недавно, была без документов о браке, без работы и прав. «Мы их проконсультировали», — говорит эксперт.
Но бывают тяжелые случаи, когда в приюте обязательно помогают. Нет документов, просроченная регистрационная карта, тяжелая форма туберкулеза, и прочее… Это люди, которые не знают своих прав.
Помощь поступает в виде билета на самолет домой, или продуктов питания через МОМ.
(Окончание материала в следующем выпуске нашего портала)
«Данный материал стал возможным благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID). Международная организация по миграции (МОМ) несет ответственность за материал, который не обязательно отражает взгляды USAID или Правительства США.
Мнения, изложенные в представленном материале, принадлежат автору (-ам) и не обязательно отражают точку зрения МОМ или ее стран-участниц. Используемые обозначения и форма представления материала не являются выражением какого-либо мнения со стороны МОМ относительно правового статуса каких-либо стран, территорий, городов или районов или их управляющих органов или относительно делимитации их границ.
В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу мигрантам и обществу. Будучи межправительственной организацией, МОМ, совместно со своими партнерами по международному сообществу, осуществляет деятельность, направленную на решение оперативных задач в области миграции, содействие пониманию вопросов, связанных с миграцией; стимулирование социально-экономического развития через миграцию и защиту человеческого достоинства и благосостояния мигрантов».
Комментариев пока нет