Мы наш, мы новый банк построим
Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ откроют в Казахстане 29 августа, сообщил накануне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с главами дипломатических миссий и представительств международных организаций.
«29 августа этого года, в Международный день действий против ядерных испытаний, мы запланировали в Астане проведение юбилейной сессии Пагуошского движения ученых по ядерному разоружению, посвященной 60-летию этого движения. В этот день состоится церемония открытия первого в истории Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ на территории Казахстана. В этот же день состоится вручение первой премии, установленной Казахстаном, за ядерное разоружение», — сказал глава государства.
Прежде чем заявка Казахстана была одобрена, прошло свыше 10 раундов переговоров, в ходе которых стало известно, что оператором проекта станет Ульбинский металлургический комбинат. Предполагается, что в банке будет храниться около 90 тонн урана в виде гексафторида низкообогащенного урана. Помимо Казахстана рассматривались заявки таких стран как США, Россия, Германия.
В банке не будет храниться ядерное топливо как таковое, а лишь сырье для его производства. По предварительным расчетам банк будет расположен в тупиковой части склада готовой продукции корпуса 695/696 с устройством ограждения и видеонаблюдения. Сейчас в Казахстане расположено 20 урановых рудников, 1300 разведывательных скважин, общий объем запасов равен почти 25 тыс. тонн.
Вопрос размещения в Казахстане банка ядерного топлива не обошелся и без громких скандалов. В июне 2013 года американские конгрессмены заявили о необходимости прекратить финансирование проекта БЯТ из-за непрозрачности системы вложения денег. Дело США инвестировали больше всего средств в проект. В общей сложности США передали в банк $50 млрд, еще $50 млрд пожертвовал миллиардер Уоррен Баффет. Для сравнения Норвегия и Объединенные Арабские Эмираты заявляли о готовности вложить в проект по $10 млрд.
По вопросу размещения банка ядерного топлива в Казахстане продолжаются активные споры и уже не один год, звучат как доводы «за» так и «против». Так чего больше в этом решении 0- трезвого расчета и понимания необходимости развития атомной энергетики в мирных целях или актуальных процессов, происходящих в этой сфере в мире?
Эксперт в области ядерной безопасности Даурен Абен подчеркивает, что международное право гарантирует каждому государству право на развитие атомной энергии в мирных целях, однако если государство получает технологию обогащения урана и переработки отработавшего ядерного топлива, оно становится на шаг ближе к оружию массового уничтожения. Чтобы поставить заслон на пути распространения ядерного оружия, в международном сообществе уже давно обсуждаются так называемые многосторонние подходы к ядерному топливному циклу. Одним из подходов является создание международных центров по обогащению урана, наподобие центра в российском Ангарске, куда может обратиться любая заинтересованная страна. Либо, если государству по политическим мотивам отказывают в поставках урана, оно сможет закупать ядерное топливо в банке, который будет находиться под управлением Международного агентства по атомной энергии. Такой объект и планируется создать на Ульбинском металлургическом заводе, который уже полвека занимается переработкой урана. По его словам каких-то прямых коммерческих выгод от размещения банка Казахстан не получит, зато внесет большой вклад в дело ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии.
Экономист Галим Хусаинов объясняет технологию, по которой будет работать банк и насколько это будет безопасно. Он отметил, что из-за достаточно высокого содержания изотопа урана, он достаточно радиоактивен и опасен. Поэтому, основная проблема и задача — это безопасность в процессе. Обогащенный уран уже с содержанием более 20% и является сырьем для производства ядерного оружия.
По его словам проект чисто имиджевый и с финансовой точки зрения не является для Казахстана большой нагрузкой, так как основные капитальные затраты будут нести другие страны, а республика нести операционные расходы. С геополитической точки зрения — это небольшая гарантия защиты, радиация опасная вещь и низкообогащенный уран не в тех руках опасен.
К минусам он относит потенциальную угрозу какой-нибудь аварии или диверсии и это позволит распространиться радиации. Это самый большой риск, но он достаточно управляем.
Экономист Петр Своик считает, что в качестве риска выступает и то, что Казахстан серьезно отстал в области технологий. Скважинная добыча сырого урана и доведение продуктивного раствора до порошка закиси-окиси осталась полностью на советской еще технологической базе. И тогда и сейчас одной из самых низкозатратных и эффективных в мире. В этом смысле речь никогда и не шла о технологиях и инвестициях в собственно урановые месторождения — с этим и так все в порядке. Предполагается, что иностранцы, в обмен на добычу сырого урана на вывоз, помогут реанимировать давно и надежно остановленное производство топливных таблеток на Ульбинском металлургическом заводе, да еще и развив его до полноценных топливных сборок. А здесь суть в том, что УМЗ — это сознательно — из соображений обороны и секретности — географически вычлененный технологический фрагмент топливно-ядерного цикла атомного комплекса еще бывшего СССР.
Комментариев пока нет