Модернизация сознания как метод борьбы с современным искусством
Коллектив казахстанских деятелей культуры выразил открытое письменное несогласие с планами модернизации сознания населения путем расформирования Центра современного искусства в Астане.
Бюрократические скрепы и современное искусство в нашем контексте, похоже, исключающие друг друга понятия. Креативный класс обратился к главе правительства Бакытжану Сагинтаеву с открытым письмом, в котором просит премьера «незамедлительно вмешаться в несправедливую ситуацию» вокруг Центра современного искусства при Национальном музее Республики Казахстан и увольнении его руководителя Розы Абеновой.
Сам текст письма распространен через основной информационный канал социальных коммуникаций гражданского общества – Facebook. Среди тех, кто подписал уже более двухсот широко и менее известных фамилий казахстанских креаклов – художников, искусствоведов, критиков, дизайнеров, литераторов, журналистов – и сбор подписей по-прежнему продолжается.
Это тот довольно редкий и от того сам по себе примечательный факт цеховой солидарности, за которым порой так скучают граждански активные пользователи социальных сетей
«Решение о расформировании Центра и увольнении его руководителя идет против прозрачности и эффективности новой государственной программы модернизации общественного сознания «Рухани Жаңғыру», инициированной президентом Казахстана», – говорится в тексте, вероятно, для придания обращению дополнительного политического объема.
Любопытно, что публикация открытого письма премьер-министру информационно почти совпала с последующим заседанием правительства, на котором, в частности, высокий адресат дал поручение «министерствам культуры и спорта, образования и науки, информации и коммуникаций, по делам религий и гражданского общества, финансов, акиматам регионов взять на личный контроль и обеспечить своевременную реализацию проектов в рамках программы «Рухани жаңғыру».
Это та самая апрельская «духовно-культурологическая» программная установка президента Казахстана, в которой помимо прочего Нурсултан Назарбаев считал крайне необходимым воплотить такой проект, как «Жаһандағы заманауи қазақстандық мәдениет» – то есть современная казахстанская культура в мире.
Благодаря этому решению, по мнению президента, казахстанская культура вскоре заговорит, ни много ни мало, сразу на шести языках – английском, арабском, испанском, китайском русском и французском, не говоря уже о родном казахском. Все это также должно помочь «отречься от регрессивных, отсталых проявлений прошлого, которые мешают развитию нации».
В таком случае, не совсем ясно, входят ли сегодня действующий статус (его собираются понизить до выставочного отдела) Центра современного искусства при Национальном музее и лично его руководитель Роза Абенова в формальный список рудиментов прошлого, мешающих чем-то бурной модернизации общественного сознания. В таком случае, зачем было его создавать всего каких-то три года назад?
«Современное искусство – это важный фактор формирования современной культуры, и, следовательно, для его развития надо не закрывать Центры современного искусства, а открывать, в особенности, в таких крупных городах Казахстана, как Алматы, Шымкент, Караганда, Усть-Каменогорск, расширяя тем самым диалог художника и зрителя, возможность донесения художественного видения до общества.
Современное искусство служит прекрасной платформой понимания и актуализации искусства, которое существовало в прежние века, поднимало дух нации в сложные исторические периоды. Мы, представители казахстанского арт-сообщества, хотели бы, чтобы современное искусство оставалось флагманом такого диалога, стало лидером в осуществлении программы модернизации общества.
Современное искусство было и остается площадкой для проявления гордости прогрессивных культурных наций, современный генератор гуманистических ценностей общества. Оно дает возможность проявить человеческое вдохновение и гуманизм. Искусство воодушевляет на диалог между странами», – сказано в письме.
Авторы и нижеподписавшиеся выступают за Центр современного искусства Национального музея под руководством Розы Абеновой
Авторы и нижеподписавшиеся выступают за Центр современного искусства Национального музея под руководством Розы Абеновой. Поскольку, «наработанные ею большой опыт, международный авторитет и связи с мировым музейным и арт-сообществом – это большая ценность персоналии, которую сложно заменить».
Кроме того, чтобы впредь не возникало творческих разногласий, арт-класс хотел бы прозрачности, гласности и публичного диалога по ходу реализации программы «Рухани Жаңғыру» чиновниками.
По мнению составителей воззвания, для этого мало включения в рабочую группу по реализации программы «Рухани Жаңғыру» известных за пределами родины казахстанских искусствоведов и арт-критиков. Необходимо «создать международный экспертный совет, в состав которого войдут иностранные кураторы и искусствоведы, занимающиеся популяризацией творчества казахстанских художников на мировой арт-сцене».
Правда, если подходить к последнему пункту политически чуть шире, брать во внимание весь «евразийский культурный контекст» и разного рода нехорошие информационные тренды, есть достаточные основания сомневаться, что прилежный чиновник прислушается к манифесту неблагонадежного художника.
Комментариев пока нет