Поле битвы занимают паразиты
Поддержать

Поле битвы занимают паразиты

Все население Казахстана остается беззащитным перед угрозой нашествия паразитов. Еще в большей опасности домашние животные.

В начале 2013 года минула годовщина со дня смерти замечательного ученого. Вся казахстанская наука тогда понесла большую утрату. Ушел из жизни Евгений Васильевич Гвоздев, один из последних классиков отечественной биологии, выдающийся паразитолог, Почетный Член Паразитологического общества при Российской Академии наук, многолетний директор Института Зоологии Казахстана и заведующий лабораторией паразитологии этого института. Он автор более 300 научных работ. Его имя широко известно в России, во всех странах бывшего СССР и за их пределами. Основополагающий труд Евгения Васильевича «Основы общей гельминтологии» служил и служит настольной книгой для паразитологов всех профилей, а его разносторонние научные исследования существенно обогатили современную гельминтологию и стали основой для прогресса многих её направлений.

Мне посчастливилось быть знакомым с этим человеком. В пору моей журналистской молодости я даже брал у него интервью. И до сих пор помню, с каким неподдельным интересом, с какой увлеченностью рассказывал он о таких не самых «приятных» созданиях, как вши, глисты или мокрецы. Так художник рассказывает о картинах, а садовник – о цветах.

И символично, что уход из жизни этого видного деятеля не только казахстанской, но и мировой науки совпал с острейшим кризисом паразитологии в Казахстане, дошедшем до того, что уже явно ставится вопрос о самом ее существовании. Как говорил поэт: «Вот и все, смежили очи гении… Нету их – и все разрешено!»

Сегодня паразитология в Казахстане, как наука, медленно угасает. В самом начале 90-х годов прошлого века из-за недостатка финансовых средств была ликвидирована лаборатория медицинской паразитологии в КИЭМГ, в Институте зоологии МОН РК прекратились исследования по фитогельминтологии, а количество лабораторий сократилось до трех. В результате перехода специалистов из института в вузы и коммерческие организации незаметно исчезла арахноэнтомологическая лаборатория и остались две – общая с протозоологией и экологическая паразитология. В 2006 году вследствие новой оптимизации слились и эти лаборатории. И вот, в начале 2012 года жалкие остатки последней паразитологической лаборатории Института зоологии ликвидированы полностью ввиду отсутствия финансовых средств. В КазНИВИ паразитологические исследования с 2000 года также резко сузились. В настоящий момент там сохранилась только одна лаборатория с шестью сотрудниками. Постигнет ли эту лабораторию судьба паразитологии в других научных институтах, а если сохранится, будет ли она способна решать все проблемы медицинской, биологической и сельскохозяйственной отраслей – вопросы эти остаются открытыми.

Для обычных людей паразит – это просто бранное слово. Но для ученых за ним скрывается серьезная и касающаяся всего общества проблема. Мы все окружены мельчайшими, еле видимыми глазу существами, которые только и ждут, чтобы поселиться в нашем организме и жить, питаясь нашими соками. Вот их-то наука и называет паразитами. Паразиты приспособились к обитанию во всех органах и тканях животных и растений. У людей и животных личиночные и взрослые стадии паразитов наиболее часто встречаются в желудочно-кишечном тракте, печени, легких, в наружных покровах. Они также успешно заселяют кровеносную и нервную систему, разрушая эритроциты и мозговую ткань. Механическое и токсическое повреждение вызывает глубокую патологию органов и гибель животных. Клещи, вши, мухи, слепни, комары, мокрецы и оводы не только повреждают кожу в местах присасывания, но и являются причиной огромного беспокойства животных в пастбищный период, снижая их продуктивность. Они служат прямыми переносчиками простейших кровепаразитов (гемоспоридиозов), филярий, возбудителей малярии, лейшманиоза, сыпного тифа, чумы, энцефалита, казахстанско-крымской геморрагической лихорадки и других опасных заболеваний. Это целое сообщество тех, кто нас «ест», как изнутри, так и снаружи.

Некоторые паразиты могут вызывать развитие злокачественных опухолей в тех органах, где они паразитируют. Например, длительное существование описторха в организме может привести к развитию первичной холангиокарциномы — раку желчевыводящих путей. Шистосомы могут вызывать рак мочевого пузыря. Нарушение работы иммунной системы при длительном нахождении глиста в организме приводит, в том числе, и к снижению противоопухолевого иммунитета. В результате риск развития злокачественных образований возрастает.

Паразиты во многих странах стали большой социальной проблемой. Например, глисты (гельминты). По данным ВОЗ, более 16 миллионов смертей в год (около трети всех летальных исходов) обусловлено инфекционными и паразитарными (глистными) заболеваниями. Только аскариды и трихинеллы становятся причиной возникновения, соответственно, 1 миллиарда и 800 миллионов случаев паразитарных заболеваний по всему миру.

Еще больший ущерб разнообразные паразиты наносят домашним животным, с которыми человек тесно контактирует. Проведенные специалистами в КазНИВИ, Институте зоологии, в зооветеринарных институтах экономические расчеты показали, что потери от гибели животных, от недополученного молодняка, мяса, шерсти и молока по причине массового поражения паразитами в среднем составляют от 12 до 25 процентов доходов от продукции животноводства. Благодаря труду многочисленных научных специалистов и разработке эффективных мер лечения и борьбы в советское время удалось достичь прекрасных результатов по ликвидации и снижению заболеваемости людей и животных опасными паразитарными заболеваниями, и, соответственно — предотвратить огромные экономические потери и социальные угрозы, наносимые ими.

В социалистический период изучению паразитов уделялось пристальное внимание. Первые исследования паразитических червей и клещей были начаты в начале 30-х годов в Казахском научно-исследовательском ветеринарном институте, а затем в Институте зоологии АН РК и в Алматинском зооветеринарном институте. В 70-х годах в Институте зоологии НАН РК действовали шесть лабораторий паразитологического направления (лаборатории экологической гельминтологии, гельминтов млекопитающих, общей протозоологии, тканевых простейших, функциональной морфологии паразитов и арахноэнтомологии), в Казахском научно-исследовательском ветеринарном институте – две лаборатории (ветеринарной гельминтологии и протозоологии и производственная группа по выработке токсоплазменного антигена и диагностикума) и была открыта паразитологическая лаборатория в Казахском институте эпидемиологии и гигиены при Минздраве республики.

Сегодня все это пало под напором «оптимизации» науки, которой усиленно занимаются в последние годы все министры образования и науки РК. Не исключением стал и Бакытжан Жумагулов. Он, наверное, считает, что в развитии паразитологической науки в Казахстане нет необходимости? А вот в маленькой и вполне благополучной по здоровью Швейцарии с 7,5 млн. населения имеются два паразитологических института (в Цюрихе и Берне с 70 научными специалистами); в Дании – один (50 сотрудников), в России – 7 институтов и два десятка НИВС. Специальные паразитологические институты имеются во всех европейских, азиатских государствах и в США. Все эти государства финансируют паразитологические исследования, причем средства на это выделяются щедро и они растут из года в год. В Казахстане же, где народ традиционно контактирует с домашними животными, где поголовье скота достигает миллионов голов, важнейшую отрасль биологической науки признали ненужной! Как тогда достигать передовых рубежей в сельском хозяйстве, медицине и охране природы, как войти в число 50-ти наиболее развитых стран, если мы так безрассудно избавляемся от своего интеллектуального богатства?

Наука давно доказала, что паразиты – неизбежные спутники теплокровных животных, и человека в том числе и полностью «ликвидировать» их – никак не получится. Паразиты – это важный и неотъемлемый компонент естественной природы, такой же, как растительность, хищники, сапрофиты. Вычеркнуть их из цепи природных явлений не в наших силах.

Человек может только контролировать их, постоянно изучая. Потому что эти виды живых существ тоже борются за жизнь, они мутируют, приспосабливаются к лекарствам, к новым условиям существования. Поэтому изучение их новых возможностей должно идти непрерывно. Но для этого сегодня у казахстанских ученых становится все меньше возможностей.

Ученые просили правительство РК и руководство МОН РК создать Институт паразитологии с 7 лабораториями или восстановить в Институте зоологии КН МОН РК лабораторию общей паразитологии, гельминтологии и арахноэнтомологии, в КИЭМГ – лабораторию медицинской паразитологии, в КазИЗР – лабораторию фитопаразитологии, а в КазНИВИ расширить лабораторию паразитологии с отделами по протозоологии и арахноэнтомологии. Это необходимо осуществить в ближайшее время, пока еще сохраняются высококвалифицированные специалисты. Если же этого не будет сделано, то все население страны, миллионные стада домашних животных останутся, по сути, беззащитными перед агрессивным сообществом паразитов, которым наплевать на то, что в казне не нашлось денег на жизненно необходимые научные исследования. В конечном счете, речь идет о здоровье и благополучии населения всей страны. Но пока аргументы ученых остаются без всякой реакции властей. Там, видимо, считают, что если уж сильно «достанут» население страны различные паразиты, то с ними справятся с помощью импортных препаратов. Яркий пример, как властный дилетантизм остается глух к самым наглядным доводам специалистов. Excluziv.kz обратился к ученым, для которых небезразлична судьба целого научного направления в биологии:

— Год прошел со дня нашего обращения по поводу глубокого кризиса, в котором оказалась паразитология в Казахстане. Реакция – нулевая. – говорит Мажит Сабанчиев, доктор биологических наук, профессор Казахского национального университета. — Ни из министерства, ни из правительства нам не дали никакого ответа, даже формальной отписки мы не получили. Видимо, всем все безразлично.

— Мы уже более года стучимся во все двери – нас не слышат, вернее – не хотят слышать – с горечью вторит ему Маратбек Сулейменов, зав. лабораторией паразитологии Казахского НИВИ. – Только выражают неудовольствие, что мы подняли эту тему. Но ведь мы думаем не о себе – о науке, которая жизненно необходима нашей стране, от нее зависит здоровье миллионов людей и животных.

Разочарование ученых понятно. У нас в стране хватает денег на все – на помпезные стройки, на импорт роскошной мебели и автомобилей, всего, что нужно и не нужно, на чудовищные по масштабам свадьбы и дастарханы. А вот на науку денег жалко. Паразиты торжествуют.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *