Инвестиции, где вы?
Поддержать

Инвестиции, где вы?

Когда слышу слово «инвестиции» — как-то внутренне содрогаюсь. Неужели до конца дней моих это слово будет доставлять мне лишь негативные эмоции?

Меня, как собаку Павлова, при одном упоминании об инвестициях, начинает трясти мелкой дрожью.  Сразу вспоминаю нищий свой и никому не нужный «Казинвест», наши попытки что-то сделать, построить завод  «Procter&Gamble», например. Перед глазами моими всплывают картины, в которых  напыщенные царьки, именуемые  «местными исполнительными органами», говорят мне: «Никогда ты не получишь землю под строительство завода!» и грозят пальчиком назидательно, словно бы хотят сказать: «Смотри мне, не высовывайся!»

Вспоминаю свои выступления на бизнес-форумах и инвестиционных конференциях, на которых я бодро рапортовала об исключительной привлекательности нашего казахстанского инвестиционного климата и тоска берет, зеленая-зеленая, и до сих пор стыдно перед теми, кто меня слушал, а еще более стыдно перед теми, кто верил.

Читаю вот на Zakon.kz новости. Очередная порка Правительству теперь уже от Премьер-Министра. Обсуждают вопрос о привлечении  инвестиций. «Мы должны внести ясность и четкость, кто ведет, кто отвечает, как дальше все это проходит…» — высказался г-н Масимов. Ну что же, очень радостно, что хотя бы через три пятилетки после принятия Закона об инвестициях наконец-то будет понятно, кто и за что отвечает. Даже как-то жить захотелось, право слово, обнадежил Глава Правительства.

Однако высказывания  министра инвестиций и развития Асета Исекешева охладили мой пыл.  Вы только вдумайтесь друзья мои, что глаголет Асет Орентаевич о причинах низкой активности инвесторов: «В рамках инвестфорумов Казахстан посетило свыше 500 компаний. Инвесторы имеют большой интерес к стране. Однако отмечают, что здесь очень мало конкретных предложений со стороны бизнеса. Мало инвестиционных предложений как со стороны нацкомпаний, так со стороны частных предприятий. Мы фиксируем низкий уровень и качество проектов, предлагаемых казахстанской стороной».

Складывается ощущение, что это слова какого-нибудь международного эксперта, нанятого в числе многих для анализа ситуации в какой-то банановой республике, а не человека, который в течение десяти лет управлял различными отраслями экономики Казахстана.

В нашей стране, на самом деле, формально создан очень благоприятный для иностранных инвесторов климат. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве принял закон «Об инвестициях». Тогда, на заре независимости, это было нужное и правильное решение. После развала Союза, экономика которого была построена по централизованному принципу, когда добываемое в одной союзной республике сырье перерабатывалось в другой, мы получили такой, простите, обрубок державы. Этот кровоточащий  обрубок и был нашим наследством. Вы наверняка помните то время, когда остановились заводы и фабрики, когда полстраны спасалось «бич пакетами», а доктора наук пошли на рынки торговать китайским ширпотребом.

Тогда-то и был принят закон «Об инвестициях», для реализации которого были созданы комитет по инвестициям, «Казинвест», как сервисная структура для обеспечения эффективного взаимодействия между государством и потенциальными инвесторами и Совет иностранных инвесторов.

Когда еще работала в Администрации Президента, разгорелся большой скандал. Это было в 1999 году. Группа иностранных инвесторов написала анонимное обращение на имя Главы государства о том, что Комитет по инвестициям превратился в кормушку, работают там одни блатные бездельники. Были приняты кадровые решения, «по шапке» получили все. Наш Президент, вопреки мнению многих, не церемонится с неэффективными менеджерами. Плохо то, что он чаще всего не в курсе происходящего. Рука руку моет, и потому многое из того, что творится в стране, неведомо Лидеру Нации.

После того разгрома, что-то сдвинулось, однако со временем, все снова вошло в свое русло.

Интерес к Казахстану со стороны иностранных инвесторов на самом деле высок. Такие лояльные для инвестирования условия мало какая страна предоставляет. Здесь и освобождение от НДС, и предоставление земельного участка, и возможность ввозить без уплаты таможенных пошлин оборудование для реализации проекта.

Однако наша общепризнанная беда именно в том, что от принятия Закона до его реализации выстраивается целая колонна страждущих набить свои карманы бюджетными деньгами людей. Они всё и губят. Как представлю себе, как бы мы жили, если бы все выделяемые за годы независимости Казахстана средства шли по назначению, плакать хочется.

К тому моменту, когда я возглавила «Казинвест» ажиотаж на этом поле заметно остыл. Все уже были в курсе того, что в нашей стране очень сложно добиться реализации своих прав. Даже если они прописаны в Законе.

Вся деятельность «Казинвеста» к тому моменту свелась лишь к организации бизнес-форумов. На заре своей работы «Казинвест» много зарабатывал на этом, возможно, поэтому они и не занимались тем, чем должны были – привлечением инвестиций в экономику Казахстана. Тогда для того чтобы войти в состав делегации от Казахстана нужно было платить немаленькие взносы. По сути, людям продавали возможность поехать  вместе с  Президентом на какую-нибудь инвестиционную конференцию.

Думаю, что в составах бизнес — делегаций были и те, кому, в самом деле, нужны были инвесторы. По большому счету, именно с этой целью конференции и проводились. Но для того, чтобы ожидаемый результат был достигнут, необходимо было проводить подготовительную работу, изучать проекты, готовить их, изучать состав делегаций стран-участниц каждой конкретной конференции. Я так полагаю, этим никто не занимался. 

К 2007 году этот «цирк с конями» всем уже надоел,  и когда я начала собирать делегацию на первый свой бизнес-форум, меня просто посылали на фиг. Люди открыто говорили: «Какой толк от ваших конференций? Только деньги плати, а эффекта никакого!» Они были правы.

Многие из тех, с кем разговаривала, жаловались на то, что пробиться через бюрократические препоны невозможно. Один предприниматель рассказывал мне, как пытался самостоятельно найти себе инвестора и нашел, однако так и не смог получить обещанных в рамках законодательства преференций.

Да, качество проектов было низким и тогда, но когда я предлагала создать специальную структуру, пусть в виде отдела в составе «Казинвеста», который разрабатывал бы бизнес-планы для конкретных проектов, мне говорили: «Вперед!», но на свои деньги. А своих денег не было.

Конечно, ни один инвестор не станет финансировать проект без понятного и оформленного по всем правилам бизнес-плана. Но это, на мой взгляд, никогда не было и не является сейчас непреодолимой преградой. Более того, в те годы, не исключено, что и сейчас, в республиканском бюджете существовала программа по разработке ТЭО проектов. ТЭО – это технико-экономическое обоснование. Администратором программы являлось Министерство экономики в лице Комитета по инвестициям. Поправьте меня, если наврала, много лет прошло с тех пор.

То есть деньги на предпроектную работу выделялись из бюджета. Интересно было бы узнать судьбу всех тех проектов, ТЭО которых разрабатывалось за счет средств бюджета.

Согласна, что требования международных финансовых институтов достаточно высоки, но я думаю, что если бы кто-то был по-настоящему заинтересован в решении этой проблемы, она давно была бы решена. Небольшая консалтинговая компания, финансируемая за счет государственного бюджета, решила бы этот вопрос раз и навсегда. В конце концов, сколько у нас различных научно-исследовательских и аналитических структур!  Вместо того, чтобы за бюджетные деньги проводить малоинтересные  и ненужные исследования, разрабатывали бы бизнес-планы.

И об институтах развития, к слову. Я никогда не могла понять одной вещи. Вот, например, инновационный фонд, созданный за счет средств государственного бюджета. Странное дело: структура, функционирующая за счет средств налогоплательщиков для того, чтобы жизнь этих самых налогоплательщиков стала краше и инновационнее, превратилась  в еще один барьер для проектоустроителей. Почему нельзя стать партнером, поддержать, научить? Почему нужно превратиться в цербера и лишь критиковать «недоумков» проектоустроителей? Разносить в пух и прах результаты труда граждан своей страны, налогоплательщиков, за счет средств которых ты разъезжаешь   на  «навороченном» автомобиле и летаешь с одного инновационного форума на другой бизнес-классом?

Ведь не напрасно же вы, господа хорошие, Гарварды и Оксфорды закончили, так? Ну, научите людей своих «недоразвитых» бизнес-планы составлять.!Или слабо?

В конце концов, когда речь идет о многомиллионных инвестициях, способных оживить экономику Казахстана, стоит ли так долго думать и так мелочиться? Ведь деньги для экономики — как животворящая влага для яблоневого сада. У тебя могут быть прекрасные саженцы, ты можешь быть потомственным садоводом, однако, если у тебя не будет поливной воды, все твои усилия будут тщетны.

Читаю дальше. «Вторая преграда — слабая инфраструктура. В качестве примера Исекешев назвал китайский проект по производству тарного стекла (изделие из строительного стекла ).»Мы с акимом Алматинской области не смогли найти участок земли с необходимой инфраструкторой  в течение полугода. Было решено, что данный проект будет построен в Алматы, так как в городе строится индустриальная зона. Такая же ситуация с Hikma Pharmaceuticals (транснациональная компания). Мы просим акимов областей такие вопросы решать оперативно», — отметил он»

Тут меня разобрал гомерический хохот. Долго не могла остановиться. Как-то к моей статье о работе в «Казинвесте» один из читателей задал мне вопрос: «Неужели вы, с вашей активностью и поддержкой, не смогли добиться от акимата Алматинской области выделения участка земли?»

Спасибо, Асет Орентаевич, вы вернули мне веру в себя! Раз уж вы не смогли ничего добиться от славной Алматинской области, куда уж мне было…

В самом деле, какая-то смехотворная причина. Все, кто работал или работает в центральных исполнительных органах, прекрасно знают, как решаются такие вопросы. Для министра это вообще пара пустяков, если сильно захотеть, можно письмо Руководителю Администрации Президента написать, если сам не справляешься со строптивыми акимами. В крайнем случае, к Главе государства обратиться. Или снова слабо?

Индустриальные зоны вообще – притча во языцех. Уж сколько создано СПК, СЭЗов и ПИТов разнообразных. Однако результат их деятельности как-то слабо отразился на динамике роста национальной экономики. Или опять народ подкачал?

Третья проблема, по мнению Исекешева, в доступе к кредитам.»По нашим данным, кредиты в тенге предоставляют очень мало и по высоким ставкам. Подобный вопрос нам тоже задают инвесторы. Надеемся, что банковский сектор будет более активно кредитовать. А нацхолдинги «Байтерек» и «КазАгро» будут поддерживать через свои ресурсы», — добавил чиновник»

Как это здорово осознавать, что прозрение наконец-то случилось. Ура! Неужели теперь и министры в курсе ситуации в банковском секторе! Стоило, товарищи, стоило столько лет ждать этого прорыва «наших данных»! Особенно лично меня порадовало вот это: «Надеемся, что банковский сектор…».  

А еще мы очень надеемся на то, что и нацхолдинги не отстали и вместе с вами прозрели и осознали происходящие в стране безобразия. И уж теперь-то они точно приложат все усилия для того, чтобы наконец-то отдаться в жаркие объятья истосковавшихся проектоустроителей. Ну, просто не в курсе люди были об отраслевых проблемах! Теперь, вот, знают… То же ведь прогресс колоссальный!

Вот так, не акцентируя особенного внимания, подготовил для себя не слабый такой путь к отступлению министр инвестиций и развития.

Из чистого любопытства дочитала я вторую часть заметки, в которой министр рассказывает о том, что делать-то со всем этим собирается. Ведь «теперича не то, что давеча» —  целое министерство инвестиций и развития в составе Правительства функционирует! Вот нам, господа хорошие, «несколько моментов, которые помогут изменить ситуацию с инвесторами в лучшую сторону».

«Ведомство провело работу с организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она определила рекомендации по устранению барьеров для улучшения инвестклимата. Сейчас принято законодательство различными министерствами и пересмотрена процедура привлечения иностранной рабочей силы. Максимально упрощена разрешительная система. Также в рамках плана по привлечению инвестиций мы выстроили трехуровневую систему — это посольства, центры, регионы. Также Казахстан намерен вступить в комитет по инвестициям ОЭСР и, по оценкам Исекешева, будет соответствовать их стандартам с 2016 года».

Так и рушатся самые светлые надежды. Допускаю, что мне одной набили оскомину эти обтекаемые «провело работу», «определила рекомендации», «максимально упрощена» и «выстроили систему». Раскрою вам страшную тайну. В переводе с  чиновничьего на нормальный, человеческий язык, это означает: «Никогда».

Только подготовила сей опус к публикации, как еще одна новость нагрянула, довольно странная, на мой взгляд.

Правительство рассматривает возможность создания нового госоргана, который будет заниматься привлечением инвестиций в страну.«На заседании правительства с участием представителей акиматов, бизнеса мы рассмотрели также вопрос инвестклимата. И премьер-министром были даны соответствующие поручения, чтобы заинтересованные госорганы к понедельнику внесли предложение по возможному созданию нового госоргана. Или в другой форме — в форме агентства или акционерного общества, какой-то структуры, чтобы потом мы могли внести предложение на имя главы государства», — сказал Б. Сагинтаев в ходе пленарного заседания мажилиса парламента во вторник».

Здесь у меня случился когнитивный диссонанс.  Позвольте, а МИР мы для чего создавали? Или, как твердит и твердит недовольное «народонаселение», в самом деле, нужна еще одна структура для того, чтобы трудоустроить сокращаемых «сынков»?

Наверное, я одна такая злыдня уродилась, ей богу. При всем моем уважении к г-ну Сагинтаеву никак в толк не возьму. Как в условиях кризиса можно думать о создании еще одной структуры? И бюджет уже сверстан, насколько я понимаю.  Бедному Минфину снова вносить поправки?

Есть такая хорошая казахская пословица: «Шаш ал десен, бас алады». Неужели именно потому, что в нашем государстве мыслительный процесс большинства чиновников включается лишь по указке Елбасы, так  мы и живем?

Представляю себе, вот все министерства поддержали неведомо, правда, чьё предложение о создании нового госоргана, Глава государства согласился. Еще год будут усаживаться, осваивать бюджет, согласовывать регламенты и процедуры. А это – еще один упущенный год. Год, который очень важен и за который нужно успеть сделать так много.

И снова подумалось, нет, никогда. Никогда не зацветет наш «город сад». Потому что всему живому на земле для жизни нужна вода. А чтобы вода эта орошала деревья, нужна система орошения, нужны саженцы, удобрения, химикаты, чтобы насекомых вредных потравить…  А главное нужны честные труженики, болеющие всей душой за свое дело. Труженики, которые просыпаются вместе с солнышком, берут свои нехитрые инструменты, котомки с молоком и хлебом, и отправляются  в свой сад, трудиться, поливать потом землю свою, кормилицу. Труженики, которые, согнувшись в три погибели, возделывают свои сады, заботятся о них, подвязывают молодые деревца, обрезают старые ветки, собирают осенью урожай, трепетно укладывают его, оборачивая каждое яблочко, стараясь не смахнуть пыльцу ненароком. Потому что им очень  хочется подать эти яблочки к новогоднему столу, вдохнуть их аромат и насладиться плодами труда своего.

Это ведь и есть самая большая радость в жизни, как считаете, господа хорошие?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *