Высокие цены на продукты добивают села
Такой вывод можно сделать из презентованного Национальным банком исследования, посвященного анализу инфляции в крупных городах и в сельской местности Казахстана. Выводы экспертов неутешительны – на селе, где и без того не лучшие условия жизни, раскручивающаяся спираль инфляции серьезно бьет по возможностям жителей. Города страдают меньше.
Нацбанк рассчитал показатель «сельская инфляция», в котором были использованы данные по ценам на 120 товаров и услуг: 64 – продовольственные товары, 36 – непродовольственные товары не длительного пользования, 19 – услуги в 36 населенных пунктах с общей численностью населения 2 018 тыс. человек .
Ввиду отсутствия доли данных товаров и услуг в потребительской корзине домохозяйств исследуемых населенных пунктов, для расчета среднего уровня цен по каждому населенному пункту применялось обычное арифметическое усреднение. Для агрегирования полученных 36 уровней цен в один общий индикатор использовались доли каждого населенного пункта в общем количестве населения в них.
В результате выяснилось следующее – до девальвации августа 2015 года сельская инфляция опережала инфляцию в крупных городах, после чего средний уровень цен в сельской местности сократился значительнее и быстрее, чем в крупных городах. Это было вызвано значимым удешевлением продовольственных товаров, которые могут быть заменены на продукцию натурального хозяйства.
К ним относятся овощи — картофель, морковь, огурцы, помидоры, капуста, лук, мясо птиц, молочные изделия, куриные яйца. Также в 2016 году в селах упали цены на продукты с высокой импортной составляющей и не являющиеся товарами первой необходимости, потребление которых имеет высокую эластичность к доходу.
Среди них оказались апельсины, лимоны, рыбные продукты. При этом, в конце 2015 года данные товары демонстрировали значительное удорожание на фоне обесценения обменного курса тенге. Было выявлено, что динамика потребительских цен более эластична к изменению размера пенсий в сельских населенных пунктах, чем в крупных городах.
При этом вне зависимости от места проживания, наибольшую долю в доходах населения занимают доходы от трудовой деятельности, затем следуют пенсии и трансферты от других домохозяйств. При этом в селе доля доходов от самостоятельной занятости значительно выше, чем в городах (15% в селе и 9% в городе от общего дохода). Данная категория включает доход в денежной и натуральной форме, получаемый от производства товаров и услуг на основе самостозанятости, что характерно для жителей сельской местности. Напомним, что в Казахстане числятся 2,7 млн самозанятых, из которых большая часть – это сельские жители.
Ранее президент Нурсултан Назарбаев возмутился: «Кто придумал этот термин? Если у него на селе дом, огород, он себя обеспечивает за счет скотины, излишек продает и зарабатывает, он кто? Он самозанятый. И таких самозанятых зафиксировано 2,7 млн человек. Этих людей надо приравнять к бизнесменам, малый бизнес не для того, чтобы сдирать с него налог, а зафиксировать и понять, может ли он платить. Пенсия — это деньги, которые казахстанцы зарабатывают своим трудом. Мы бездельнику не платим, мы платим тем, кто работает и вкладывает в развитие нашей страны», — подытожил Назарбаев.
По данным регулятора, в регионах, где преобладают предприятия горнодобывающей отрасли (Атырауская, Мангыстауская), большую долю в структуре доходов как городского, так и сельского населения занимают заработные платы. В регионах с высокой долей производства продукции сельского хозяйства (Алматинская, Южно-Казахстанская, Костанайская) одним из основных источников доходов, помимо заработной платы и пенсий, являются доходы от самостоятельной занятости, в частности жителей сельской местности.
Основная часть расходов жителей сельской местности и крупных городов приходится на приобретение продовольственных товаров: в среднем за последние 6 лет городские жители потратили 47%, жители села – 50%.
При этом сельское население расходует больше средств на приобретение непродовольственных товаров, в частности на материалы для обслуживания и ремонта жилых помещений, в то время как городское население приобретает платные услуги.
Влияние доходов на формирование цен в городской и сельской местности обусловлено источниками формирования доходов населения, которые, в свою очередь, зависят от сферы занятости трудоспособного населения. За 3 квартал 2017 года, в городской местности более 80% населения работает по найму, тогда как в сельской местности доля наемных работников составляет 60%.
В разрезе отраслей городские жители в большей мере задействованы в сфере торговли, транспорта, образования и обрабатывающей промышленности. Жители сельской местности в основном работают в сельском хозяйстве. При этом стоит отметить, что и в городской и сельской местности в бюджетной сфере — сектор государственного управления и обороны, здравоохранения, образования и искусства задействована четверть всего занятого населения, по итогам 3 квартала 2017 года 24% или 1,2 млн человек и 25% или 904 тыс. человек, соответственно.
Цены в городах районного значения и в селе чувствительнее реагируют на изменение доходов населения по сравнению с крупными городами. Это логично, учитывая разницу в глубине предложения и спроса, модели потребления и разницей в социально-экономическом развитии населенных пунктов и регионов. Учитывая, что существенная часть трудоспособного населения в селе и райцентрах занята в государственном секторе, динамика бюджетных расходов в Казахстане также оказывает существенное влияние на инфляцию в этих населенных пунктах.
Стоит отметить, что в похожем исследовании 2015 ода отмечалось, что наиболее значимый фактор роста инфляции во всех регионах Казахстана после введения политики инфляционного таргетирования была инфляция из России. Правда, тогда эксперты с иронией отнеслись к этому, справедливо отметив, что регулятор перекладывает свои проблемы с больной головы на здоровую.
Тогда Нацбанк заверил, что максимальное влияние на рост цен в Казахстане со стороны соседа наблюдается в Алматы , а минимальное – в Южно-Казахстанской области, объясняя это в объемом и структурой импорта из России.
Вместе с тем, исследование 2017 года показывает, что как раз шок продовольственной инфляции в Казахстане значительно влияет на стоимость продовольствия в Армении, Кыргызстане и Беларуси. Таким образом, Казахстан фактически экспортирует инфляцию странам Евразийского экономического союза.
Так, 1%-ый шок продовольственной инфляции в Казахстане приводит к росту месячной продовольственной инфляции в Армении на 0,6-0,7 процентных пункта в течение 3-4 месяцев, а в Кыргызстане и Беларуси – кумулятивно на 0,5 процентных пункта в течение 2-3 месяцев. Это понятно, поскольку Казахстан являлся наиболее крупным поставщиком пшеницы и продуктов питания на основе зерновых культур в Армению, а также экспортировал в Кыргызстан в больших объемах продукцию мукомольной промышленности, пшеницу, растительные масла, животные жиры, табачные изделия, в Беларусь – поваренную соль, продуты животного происхождения, сахар.
Кроме того, Казахстан экспортирует в эти страны преимущественно изделия из металла, хлопка, а также продукцию нефтепереработки. В случае с Кыргызстаном реакция цен на шоки в Казахстане объясняются наличием общих границ, что позволяет увеличивать объемы торговли между странами и быстрее и ощутимее перетекать ценовым шокам. В свою очередь, выявленный характер отклика цен в Армении и Беларуси на ценовые шоки Казахстана, предположительно, связан с большой составляющей в конечной стоимости товаров транспортных и логистических расходов.
Комментариев пока нет